США находятся на пороге «катастрофического экономического кризиса», заявил американский политик, бывший член палаты представителей США Рон Пол каналу CNBC.
Уровень госдолга США – тревожный сигнал не только для самой Америки, но и для всей мировой экономики
По его словам, причиной этому послужит схлопывание долларового экономического «пузыря», то есть такой ситуации, при которой крупные объемы ценных бумаг продаются по цене, далекой от реальной, в связи с высоким спросом на них. Рано или поздно такой пузырь «лопается», что приводит к негативным экономическим последствиям.
Несмотря на то что, по данным CNBC, индекс доллара США, отражающий динамику американской валюты по отношению к валютной корзине, достиг максимальных показателей за последние 12 лет, это, по словам Рона Пола, не означает, что доллар – сильная валюта. Она сильна лишь на фоне других валют.
«Речь не столько о том, что доллар – сильная валюта, сколько о том, что другие валюты не лучше, – поясняет политик. – Основные показатели в бедственном состоянии. Когда более половины населения едва сводит концы с концами, можно говорить о том, что экономика в неважном состоянии».
Рон Пол также отметил, что важную роль в оценке экономической ситуации играет и психологический фактор уверенности. В настоящее время нет никакой уверенности в том, что в США стоит инвестировать средства, несмотря на сильный рынок, считает американский политик.
Экономика США начинает уже буксовать. Экономический рост США замедлился из-за высокого курса доллара к ряду валют, констатировала в марте глава Федеральной резервной системы страны Джанет Йеллен. Напомним, что в марте евро опустился до 1,05 доллара впервые за 12 лет.
«Рост экспорта ослабел. Очевидно, сильный доллар – одна из причин этого. Сильная позиция доллара является также фактором, который удерживает цены импорта и сейчас, по крайней мере на временной основе, замедляет инфляцию», – сказала Йеллен. Она констатировала, что нетто-экспорт будет в этом году серьезным замедляющим фактором в прогнозах экономического роста.
В своем региональном обзоре ФРС указала на неравномерные темпы восстановления экономики страны. Пять из 12 федеральных округов (Даллас, Миннеаполис, Ричмонд, Сан-Франциско, Чикаго) сообщили об умеренном росте в период с середины февраля до конца марта. Еще три округа (Нью-Йорк, Филадельфия, Сент-Луис) назвали подъем сдержанным. Бостон сообщил о продолжающемся росте деловой активности, Атланта и Канзас описали экономическую конъюнктуру как стабильную.
Регулятор ухудшил прогноз по росту экономики страны в 2015 году до 2,3–2,7% с ожидавшихся в декабре 2,6–3%, прогноз по инфляции на текущий год понижен до 0,6–0,8% с декабрьских 1–1,6%. Безработица теперь ожидается на уровне 5–5,2% вместо 5,2–5,3%.
На этой неделе в США вновь возникла проблема с огромным госдолгом. Уровень госдолга США – тревожный сигнал не только для самой Америки, но и для всей мировой экономики, отметил и президент России Владимир Путин во время прямой линии в четверг.
Проблемы с госдолгом США не новы. Периодически он достигает установленного законом лимита, в Белом доме проходят дебаты между демократической администрацией и контролирующими Конгресс республиканцами. Главный посыл – вместо того, чтобы продолжать занимать и жить в долг, следует сокращать расходы бюджета, в том числе на оборону. Но все в итоге заканчивается тем, что Вашингтон снова и снова переписывает закон и поднимает установленный потолок госдолга, продолжая надувать мыльный пузырь.
В понедельник, 13 марта, госдолг США, который превысил 18 трлн долларов, снова достиг лимита. Нет сомнений, что и в этот раз все пойдет по старому испробованному сценарию – разговоры о том, как плохо жить не по средствам и за счет остального мира, закончатся исправлением закона.
Министр финансов США Джек Лью предупредил Конгресс, что необходимость повышения «потолка» долга не означает, что Конгресс разрешит правительству дополнительные расходы. Это просто позволит правительству профинансировать уже одобренные Конгрессом расходы, отметил он. Республиканцы пока не определились, будут ли они настаивать на уступках администрации по расходам в обмен на повышение «потолка» долга. Это означает, что на этот раз даже особых дебатов и требований подсократить раздутые расходы, видимо, не будет.
Между тем именно при Бараке Обаме проблема госдолга стала особенно острой. Потому что за время его правления и так высокий госдолг страны увеличился еще на 70%. Когда Барак Обама возглавил США в 2009 году, госдолг составлял 10,6 трлн долларов, теперь – выше 18 трлн долларов. «Это печальный рубеж для Америки», – считает председатель национального комитета Республиканской партии Райнс Прибус. Он напомнил, как в 2008 году Обама сам подверг критике Джорджа Буша-младшего за то, что при нем государственный долг США увеличился на 4 трлн долларов. Тогда как при самом Обаме долг вырос почти на 8 трлн долларов.
Чтобы покрывать дефицит торгового баланса своего ВВП, США просто печатают еще больше денег, ведь доллар является международной валютой. И на них американцы покупают все больше импортных товаров. Другие страны на вырученные от импорта доллары покупают большую часть казначейских облигаций США и делают из них валютные запасы.
Вот эти заемные средства иностранных государств США и используют для того, чтобы покрывать основную часть своих бюджетных расходов. Дефицит федерального бюджета США в 2015 финансовом году (к 30 сентября) ожидается на уровне 468 млрд долларов, или 2,6% ВВП страны. Другими словами, дефицит бюджета достигает около двух миллиардов долларов в день.
В августе 2014 года Россия была 12-й в списке основных держателей американских облигаций. Но уже в феврале – на 20-й позиции, объем американских облигаций сократился
Небольшое сокращение расходов в последнее время все же проводилось, однако его явно недостаточно. Бюджетное управление Конгресса прогнозирует, что такими темпами дефицит бюджета страны вновь превысит отметку в 1 трлн долларов примерно через десять лет.
Главная проблема в том, что сами США и простые американцы эти проблемы не замечают, их уровень жизни от этого не страдает. Потому что платят за это другие страны. Однако ряд экономистов и экспертов справедливо считают, что так не может продолжаться вечно, когда-нибудь этот долларовый пузырь должен лопнуть.
Долларовой системе уже наносится удар за ударом. Это переход других стран на торговлю со своими партнерами в местной валюте, отказ от доллара. В этом направлении активно двигаются Китай, Россия, члены ЕАЭС. Это также наметившийся тренд к сокращению вложений в ценные бумаги американского правительства со стороны других государств (за счет чего покрывается дефицит американского бюджета и позволяет американцам жить намного лучше, чем работают).
Среди тех, кто начал сокращать американские облигации в своем портфеле – Россия. В августе 2014 года Россия была 12-й в списке основных держателей американских облигаций. Объем американских государственных ценных бумаг в российском портфеле составлял 118,1 млрд долларов. Но уже в феврале 2015 года Россия на 20-й позиции, объем американских облигаций сократился до 69,6 млрд долларов.
Однако избавляется от американских госбумаг не только Россия, но и Китай, и даже явный американский партнер – Япония. Обе страны облегчили свой портфель: островное государство – до 1,224 трлн долларов (против 1,238 трлн долларов в январе), КНР – до 1,223 трлн долларов (1,239 трлн долларов в январе).
Только в феврале иностранные покупатели сократили свои вложения в ценные бумаги Соединенных Штатов на 1%: с 6,21 трлн в январе до 6,16 трлн долларов. Конечно, это пока капля в океане, однако постепенное расширение этих тенденций может подорвать силу доллара.
Одна из причин веры в виртуальную американскую экономику кроется в том, что от лопнувшего пузыря пострадают не только США, но и вся мировая финансовая система. Это хорошо было видно, когда ипотечный кризис в Северной Америке перерос в мировой финансовый кризис. Поэтому отказ от доллара и американских гособлигаций мировой финансовой системе дается крайне сложно. Когда именно произойдет «схлопывание долларового пузыря», Рон Пол не берется предсказывать. Однако он считает, что произойдет это «быстро и неожиданно».
Обрушение доллара, а затем и фондового рынка, по его мнению, может произойти после того, как Федеральная резервная система США начнет повышать процентные ставки, а это, по мнению некоторых аналитиков, может произойти «позже в этом году».
Центробанки Китая, Японии и других стран, покупая гособлигации США, поддерживали американские учетные ставки низкими. Однако последние тенденции заставляют ФРС подумать о повышении процентных ставок. Если последует резкое падение доллара и биржевых бумаг, то закредитованные американцы не смогут расплачиваться по своим долгам, многие станут неплатежеспособными, инфляция вырастет, жизнь ухудшится. А внутренние проблемы могут поубавить энергию США и отвлечь от вмешательства в дела других государств.
Однако мнение Рона Пола поддерживают далеко не все. Многие экономисты не видят пока никаких признаков краха экономики США. «Макроэкономическая статистика демонстрирует рост рабочих мест, темпы экономического развития достаточно позитивные, что, в свою очередь, заставляет Федеральную резервную систему (ФРС) США задуматься о повышении ставки, которая сдержит темпы роста», – говорит Сергей Козловский из Grand Capital.
Генеральный директор ИК «Фридом Финанс» Тимур Турлов считает, что «большинство дисбалансов будут вылечены политикой «ставок ниже инфляции», которые будут еще на протяжении длительного времени, поэтому сейчас ждать обрушения стоимости активов не стоит, а инфляция существенно сдерживается все еще преобладанием товарной массы над денежной в мировой экономике».