Экономика

5 марта 2014, 21:40

Мост через Керченский пролив должен оказаться уникальным

Фото: kianews.com.ua

Через три с половиной года Керчь и Кавказ может соединить мост, который должен стать не менее уникальным инженерным сооружением, чем мосты, недавно построенные во Владивостоке. По крайней мере, подобные требования выдвигает сама природа, и это одна из причин, по которым подобный мост так и не был построен здесь до сих пор.

Строительство моста через Керченский пролив займет не менее 3,5 лет, а его стоимость составит минимум 50 млрд рублей, сообщил журналистам министр транспорта Максим Соколов.

3,5 года – это минимум, хотя мы показали ударные темпы строительства моста на остров Русский

Россия и Украина много лет обсуждали проект транспортного перехода через Керченский пролив. Соглашение о его строительстве было подписано в декабре 2013 года в числе других документов по двустороннему сотрудничеству. Переход мог бы сократить путь из украинского Херсона в Новороссийск на 450 км.

«По оценке специалистов, 3,5 года – это минимум, хотя мы показали ударные темпы строительства моста на остров Русский», – сказал Соколов. «Здесь мост не менее сложный», – отметил он. «Даже без железнодорожной составляющей предполагаются существенные финансовые ресурсы – минимум 50 млрд рублей. С железнодорожной составляющей эта цифра будет больше», – добавил министр.

По словам министра, сейчас рассматриваются четыре-пять вариантов проекта. ТЭО будет готово к концу текущего года. Строительство может быть профинансировано либо с привлечением внебюджетных источников, либо за счет бюджетных средств с определенной корректировкой госпрограммы.

Премьер-министр Дмитрий Медведев в начале марта дал фактический старт реализации проекта, подписав распоряжение о создании дочерней структуры госкомпании «Российские автомобильные дороги» (Автодор), которая будет выступать заказчиком строительства моста через Керченский пролив.

Обсуждение этого проекта идет уже давно, и попытки его построить были еще в советское время. К активному обсуждению в современной истории Россия и Украина вернулись в 2010 году. Тогда президент Украины Виктор Янукович высказывал желание завершить строительство моста Керчь – Кавказ к чемпионату Европы по футболу 2012 года, который уже прошел в Польше и на Украине, но моста до сих пор нет. Впрочем, одна из главных причин в том, что у Украины просто не было денег на него. В ценах 2010 года стоимость проекта оценивалась в 24 млрд рублей. То есть за четыре года его смета выросла более чем в два раза.

В прошлом году снова заговорили о необходимости довести этот проект до логического конца. Осенью 2013 года Максим Соколов говорил, что его строительство займет не менее четырех-пяти лет. Теперь сроки сокращены. Кроме того, тогда Минтранс говорил о том, что финансирование проекта должно осуществляться на паритетных началах с Украиной. Теперь же речь может идти о том, что инвестиции полностью лягут на плечи России.

Между тем строительство моста Керчь – Кавказ является одним из знаковых проектов в области транспортной инфраструктуры и для Украины, и для России. Дело в том, что транспортный переход через Керченский пролив является ключевым элементом международного транспортного коридора Ягодин – Одесса – Керчь, критского коридора Балтика – Черное море и одновременно частью автомагистрали вокруг Черного моря.

А вот Европе этот проект явно неинтересен. Керченский пролив находится в восточной части и более интересен России, нежели Западу. К акватории Черного моря из европейских стран имеют выход только Болгария и Румыния. Доступ к Азовскому морю ограничен Россией и Украиной.

Сейчас из Крыма в Краснодарский край (через порт Крым и порт Кавказ) можно попасть с помощью паромной переправы, открытой еще в 50-х годах. Интервал движения паромов не превышает трех часов, а в летнее время за счет увеличения количества рейсов он сокращается до двух часов.

Месторасположение

Утвержденного проекта моста как не было, так и нет до сих пор. Изначально рассматривалось четыре варианта строительства с точки зрения местонахождения. Это так называемый Северный вариант, который предполагает строительство моста от мыса Фонарь до мыса Малый Кут. В этом случае длина мостового перехода составит 10,25 км, а протяженность автомобильных подъездных путей составит 49 км, железнодорожных – 24 км.

Также рассматривали Жуковский вариант – строительство моста от с. Жуковка с выходом на косу Чушка, Еникальский вариант – от мыса в районе ул. Сипягина к косе Чушка, Тузлинский вариант – через остров Тузла от мыса Ак-Бурун.

В 2011 году предпочтение было отдано Северному варианту мостового перехода от мыса Фонарь до мыса Малый Кут (самый северный на карте).#{ussr}

Технические вопросы

Однако как будет решен проект моста с технической точки зрения, до сих пор остается открытым вопросом. Окончательный выбор отодвигался до того времени, когда будут проведены все необходимые инженерно-геологические исследования и разработано технико-экономическое обоснование.

Украинские власти отмечали, что этот объект строительства относится к пятой категории сложности, то есть к объектам повышенной опасности. Поэтому ответственность при строительстве и при принятии в эксплуатацию моста должна быть самая жесткая.

И это вполне понятно, если учесть, что в 1944 году СССР уже был построен мост длиной 4,5 км через этот пролив из Крыма на Таманский полуостров. Однако всего через три месяца после открытия моста не стало: из-за шторма опоры были разрушены льдом. Новых попыток построить пока не предпринималось.

Технически соорудить такой мост сложно: на дне Керченского пролива свыше 50 метров ила, грязевые вулканы и Керченский тектонический разлом. Это проект сложен с точки зрения климата и подводных течений. Сейсмичность региона оценивается как очень высокая. Суровые зимы здесь случаются раз в пять лет. Ледовый покров достигает в среднем 30 см, а максимально – 65 см.

Скорость ветра раз в год достигает 25 м/с и один раз в 50 лет – 32 м/с. Мощные девятибалльные шторма наблюдаются чаще всего в феврале, марте и ноябре. Мост должен выдерживать все эти перегрузки. Об этом ранее рассказывали ученые из Керченского экономико-гуманитарного института ТНИ им. Виноградова.

«В мире нет ни единого транспортного объекта, построенного в таких условиях», – говорил ранее профессор Национальной академии природоохранного и курортного строительства (Симферополь), который 20 лет работал над темой Керченского транспортного перехода, Николай Глухов.

Технические варианты моста также рассматривались разные. Один из них – это строительство двухъярусного моста длиной 5675 метров. По нижнему ярусу можно было пустить две колеи железной дороги, а по верхнему – четыре полосы для автотранспорта. Плюс по мосту можно было проложить газо- и нефтепроводы.

Другой вариант – это строительство тоннеля по дну Керченского пролива.

И, наконец, обсуждался и вариант строительства обычного моста на сваях длиной 4,5 км, а высотой 50 метров. При этом он может совместить в себе как автомобильное, так и железнодорожное движение.

Впрочем, в свое время также было много скептиков по поводу строительства моста через пролив Босфор Восточный на остров Русский. Скепсис был тоже связан как с жестким и суровым климатом и сейсмичностью Дальнего Востока, так и со сжатыми сроками строительства.

Только во время строительства этого мостового перехода объявлялись сотни штормовых предупреждений в год. Резкие перепады температуры – от –31 до +38 – это реальные причуды погоды в районе строительства мостового перехода. И построили мост в рекордно короткие сроки. Строительство было начато в сентябре 2008 года, а закончено менее чем за четыре года аккурат к саммиту АТЭС на Дальнем Востоке в 2012 году. И мост на остров Русский до сих пор принимает всех желающих.

Интересно, что к строительству этого моста Россия тоже шла крайне долго. Первый проект моста через пролив Босфор Восточный появился еще в 1938 году, еще раньше, чем проект моста через Керченский пролив.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

В Финляндии одобрили выход из Совета Баренцева/Евроарктического региона
Темы дня

Как Трамп будет разорять Китай

Потери в сотни миллиардов долларов уже в ближайшие месяцы могут ожидать Китай – а все из-за документа, который только что принят в Соединенных Штатах. Теперь все зависит от решения следующей администрации Белого дома и лично Дональда Трампа. О чем идет речь и как Трамп хочет выдавить Китай с американского рынка?

У рубля есть два пути

Курс рубля вернулся к трехзначным значениям по отношению к доллару. И перспективы у российской валюты не радужные, считают эксперты. Почему рубль продолжает слабеть, какой курс будет к концу года и при каких условиях он продолжит слабеть, а при каких – воспрянет духом?

Орбан заявил о конце 500-летнего доминирования западной цивилизации

МУС выдал ордер на арест Нетаньяху

Генерал авиации оценил возможное применение F-16 для удара ракетами Storm Shadow по России

Новости

Путин наградил композитора Крутого орденом

Президент России Владимир Путин наградил композитора Игоря Крутого орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Институт русского языка присудил Пушкину победу над квадробером

В преддверии Дня словарей и энциклопедий Институт Пушкина назвал слово 2024 года – «Пушкин», подчеркнув его актуальность в год 225-летия поэта.

Министр обороны Британии не прокомментировал удары Storm Shadow вглубь России

Министр обороны Британии Джон Хили отказался комментировать удары украинских ракет Storm Shadow вглубь территории России, сославшись на угрозу оперативной безопасности.

В Абхазии выдвинули первого кандидата на выборах президента

Пять общественно-политических организаций Абхазии заявили о поддержке Адгура Ардзинбы на предстоящих выборах президента страны, которые состоятся досрочно.

Сербия обратилась к России за помощью в строительстве нефтепровода

Россия готова помочь Сербии в проекте строительства нефтепровода через Венгрию к «Дружбе», заявил вице-президент «Транснефти» Владимир Каланда.

ВС России выбили ВСУ с северного берега Кураховского водохранилища

Российские войска полностью зачистили северный берег Кураховского водохранилища от украинских сил, что подтверждает заявление советника главы ДНР Игоря Кимаковского.

Соучастника мошенничества против Долиной задержали в Москве

В столице задержан 27-летний житель Республики Татарстан, подозреваемый в участии в многомиллионном мошенничестве против певицы Ларисы Долиной, сообщили в правоохранительных органах.

Биткойн превысил рекордную отметку в 98 тыс. долларов

Стоимость биткойна на платформе Binance достигла нового исторического рекорда, впервые превысив 98 тыс. долларов, что на 5,44% выше предыдущих показателей.

СБУ арестовала несколько семей по подозрению в симпатиях к России

Служба безопасности Украины задержала в Херсоне и других городах подростков и целые семьи, подозреваемых в сотрудничестве с Россией, сообщил начальник управления информационной политики Херсонской области Евгений Брыков.

Канада решила передать Украине новейшую систему ПВО NASAMS

Канадская система противовоздушной обороны NASAMS, закупленная для Украины, вскоре будет доставлена из Польши через границу, сообщил министр обороны Канады Билл Блэр.

Офис Нетаньяху обвинил МУС в войне против Израиля

Выдача МУС ордера на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху и бывшего министра обороны Йоава Галанта ставит Международный уголовный суд (МУС) на сторону региональной войны против Израиля, заявил советник офиса премьер-министра Израиля Дмитрий Гендельман.

Украина заявила об ударе МБР по Днепропетровску

По украинскому Днепропетровску нанесен групповой ракетный удар, включая применение межконтинентальной баллистической ракеты МБР, передает Reuters и Financial Times со ссылкой на ПВО Украины.
Мнения

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

Игорь Караулов: Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.

Сергей Худиев: Таро – это попытка попасть в духовный мир с черного хода

Попытки залезть в духовный мир с черного хода, узнать будущее, которое принадлежит только Богу – это акт неверия. Хуже того, такие попытки открывают человека для воздействия падших духов. А с чисто мирской точки зрения тарология – это торговля услугами, которые заведомо не могут быть оказаны.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?