Экономика

5 марта 2014, 21:40

Мост через Керченский пролив должен оказаться уникальным

Фото: kianews.com.ua

Через три с половиной года Керчь и Кавказ может соединить мост, который должен стать не менее уникальным инженерным сооружением, чем мосты, недавно построенные во Владивостоке. По крайней мере, подобные требования выдвигает сама природа, и это одна из причин, по которым подобный мост так и не был построен здесь до сих пор.

Строительство моста через Керченский пролив займет не менее 3,5 лет, а его стоимость составит минимум 50 млрд рублей, сообщил журналистам министр транспорта Максим Соколов.

3,5 года – это минимум, хотя мы показали ударные темпы строительства моста на остров Русский

Россия и Украина много лет обсуждали проект транспортного перехода через Керченский пролив. Соглашение о его строительстве было подписано в декабре 2013 года в числе других документов по двустороннему сотрудничеству. Переход мог бы сократить путь из украинского Херсона в Новороссийск на 450 км.

«По оценке специалистов, 3,5 года – это минимум, хотя мы показали ударные темпы строительства моста на остров Русский», – сказал Соколов. «Здесь мост не менее сложный», – отметил он. «Даже без железнодорожной составляющей предполагаются существенные финансовые ресурсы – минимум 50 млрд рублей. С железнодорожной составляющей эта цифра будет больше», – добавил министр.

По словам министра, сейчас рассматриваются четыре-пять вариантов проекта. ТЭО будет готово к концу текущего года. Строительство может быть профинансировано либо с привлечением внебюджетных источников, либо за счет бюджетных средств с определенной корректировкой госпрограммы.

Премьер-министр Дмитрий Медведев в начале марта дал фактический старт реализации проекта, подписав распоряжение о создании дочерней структуры госкомпании «Российские автомобильные дороги» (Автодор), которая будет выступать заказчиком строительства моста через Керченский пролив.

Обсуждение этого проекта идет уже давно, и попытки его построить были еще в советское время. К активному обсуждению в современной истории Россия и Украина вернулись в 2010 году. Тогда президент Украины Виктор Янукович высказывал желание завершить строительство моста Керчь – Кавказ к чемпионату Европы по футболу 2012 года, который уже прошел в Польше и на Украине, но моста до сих пор нет. Впрочем, одна из главных причин в том, что у Украины просто не было денег на него. В ценах 2010 года стоимость проекта оценивалась в 24 млрд рублей. То есть за четыре года его смета выросла более чем в два раза.

В прошлом году снова заговорили о необходимости довести этот проект до логического конца. Осенью 2013 года Максим Соколов говорил, что его строительство займет не менее четырех-пяти лет. Теперь сроки сокращены. Кроме того, тогда Минтранс говорил о том, что финансирование проекта должно осуществляться на паритетных началах с Украиной. Теперь же речь может идти о том, что инвестиции полностью лягут на плечи России.

Между тем строительство моста Керчь – Кавказ является одним из знаковых проектов в области транспортной инфраструктуры и для Украины, и для России. Дело в том, что транспортный переход через Керченский пролив является ключевым элементом международного транспортного коридора Ягодин – Одесса – Керчь, критского коридора Балтика – Черное море и одновременно частью автомагистрали вокруг Черного моря.

А вот Европе этот проект явно неинтересен. Керченский пролив находится в восточной части и более интересен России, нежели Западу. К акватории Черного моря из европейских стран имеют выход только Болгария и Румыния. Доступ к Азовскому морю ограничен Россией и Украиной.

Сейчас из Крыма в Краснодарский край (через порт Крым и порт Кавказ) можно попасть с помощью паромной переправы, открытой еще в 50-х годах. Интервал движения паромов не превышает трех часов, а в летнее время за счет увеличения количества рейсов он сокращается до двух часов.

Месторасположение

Утвержденного проекта моста как не было, так и нет до сих пор. Изначально рассматривалось четыре варианта строительства с точки зрения местонахождения. Это так называемый Северный вариант, который предполагает строительство моста от мыса Фонарь до мыса Малый Кут. В этом случае длина мостового перехода составит 10,25 км, а протяженность автомобильных подъездных путей составит 49 км, железнодорожных – 24 км.

Также рассматривали Жуковский вариант – строительство моста от с. Жуковка с выходом на косу Чушка, Еникальский вариант – от мыса в районе ул. Сипягина к косе Чушка, Тузлинский вариант – через остров Тузла от мыса Ак-Бурун.

В 2011 году предпочтение было отдано Северному варианту мостового перехода от мыса Фонарь до мыса Малый Кут (самый северный на карте).#{ussr}

Технические вопросы

Однако как будет решен проект моста с технической точки зрения, до сих пор остается открытым вопросом. Окончательный выбор отодвигался до того времени, когда будут проведены все необходимые инженерно-геологические исследования и разработано технико-экономическое обоснование.

Украинские власти отмечали, что этот объект строительства относится к пятой категории сложности, то есть к объектам повышенной опасности. Поэтому ответственность при строительстве и при принятии в эксплуатацию моста должна быть самая жесткая.

И это вполне понятно, если учесть, что в 1944 году СССР уже был построен мост длиной 4,5 км через этот пролив из Крыма на Таманский полуостров. Однако всего через три месяца после открытия моста не стало: из-за шторма опоры были разрушены льдом. Новых попыток построить пока не предпринималось.

Технически соорудить такой мост сложно: на дне Керченского пролива свыше 50 метров ила, грязевые вулканы и Керченский тектонический разлом. Это проект сложен с точки зрения климата и подводных течений. Сейсмичность региона оценивается как очень высокая. Суровые зимы здесь случаются раз в пять лет. Ледовый покров достигает в среднем 30 см, а максимально – 65 см.

Скорость ветра раз в год достигает 25 м/с и один раз в 50 лет – 32 м/с. Мощные девятибалльные шторма наблюдаются чаще всего в феврале, марте и ноябре. Мост должен выдерживать все эти перегрузки. Об этом ранее рассказывали ученые из Керченского экономико-гуманитарного института ТНИ им. Виноградова.

«В мире нет ни единого транспортного объекта, построенного в таких условиях», – говорил ранее профессор Национальной академии природоохранного и курортного строительства (Симферополь), который 20 лет работал над темой Керченского транспортного перехода, Николай Глухов.

Технические варианты моста также рассматривались разные. Один из них – это строительство двухъярусного моста длиной 5675 метров. По нижнему ярусу можно было пустить две колеи железной дороги, а по верхнему – четыре полосы для автотранспорта. Плюс по мосту можно было проложить газо- и нефтепроводы.

Другой вариант – это строительство тоннеля по дну Керченского пролива.

И, наконец, обсуждался и вариант строительства обычного моста на сваях длиной 4,5 км, а высотой 50 метров. При этом он может совместить в себе как автомобильное, так и железнодорожное движение.

Впрочем, в свое время также было много скептиков по поводу строительства моста через пролив Босфор Восточный на остров Русский. Скепсис был тоже связан как с жестким и суровым климатом и сейсмичностью Дальнего Востока, так и со сжатыми сроками строительства.

Только во время строительства этого мостового перехода объявлялись сотни штормовых предупреждений в год. Резкие перепады температуры – от –31 до +38 – это реальные причуды погоды в районе строительства мостового перехода. И построили мост в рекордно короткие сроки. Строительство было начато в сентябре 2008 года, а закончено менее чем за четыре года аккурат к саммиту АТЭС на Дальнем Востоке в 2012 году. И мост на остров Русский до сих пор принимает всех желающих.

Интересно, что к строительству этого моста Россия тоже шла крайне долго. Первый проект моста через пролив Босфор Восточный появился еще в 1938 году, еще раньше, чем проект моста через Керченский пролив.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Бывший сотрудник МИД получил 12 лет за госизмену
Темы дня

Как будут освобождаться оставшиеся города Донбасса

«Вскрытием этого «крепкого орешка» предстоит заниматься нашей армии в следующем году. Если, конечно, Владимир Зеленский добровольно не выведет войска из ДНР», – так эксперты описывают задачу ВС России в районе Дружковско-Краматорско-Славянской агломерации. Какие цели преследует противник и как будет выглядеть освобождение последних вражеских «фортеций» в ДНР?

Россия взяла под контроль главную проблему в экономике

Одним из главных успехов российской экономики в 2025 году стало взятие разгоняющейся инфляции под контроль. Еще в начале года жесткая политика ЦБ по ставке – а регулятор довел ее до рекорда в 21% – казалась многим чересчур жесткой. Однако результат к концу года показал эффективность этой политики. Несмотря на это, инфляционные ожидания россиян растут. Что будет с ценами и ключевой ставкой в новом году?

СМИ: В паспортах рожденных в России эстонцев стали указывать Эстонию

Министр культуры Турции рассказал, как сериалы стали инструментом «мягкой силы» страны

Ветеран ФСБ предупредил молодежь о мошеннических схемах

Новости

Российские войска освободили Косовцево в Запорожской области

Подразделения группировки войск «Восток» продолжали продвижение вглубь обороны противника и освободили Косовцево. Кроме того, за неделю они освободили Андреевку в Днепропетровской области и Заречное в Запорожской области.

В Донецке обезвредили открывшего огонь из автомата в супермаркете

Правоохранители обезвредили мужчину, который открыл огонь из автомата в супермаркете в западной части Донецка, никто не пострадал, сообщили в региональном МВД.

Китай предостерег Японию от милитаризации

Япония отказывается от курса мирного развития и все больше уходит в сторону милитаризации, заявил официальный представитель МИД КНР Линь Цзянь на брифинге.

Банк России представил обновленную тысячерублевку

Новые банкноты номиналом 1000 рублей появятся в обращении постепенно, этот процесс может занять от одного года до полутора лет, сообщил заместитель председателя Банка России Сергей Белов.

Москвичи рассказали о самых неудачных подарках на Новый год

Гели для душа, фотоальбомы и невкусные шоколадки: москвичи рассказали газете ВЗГЛЯД, какие самые неудачные подарки на Новый год они получали и как с этим бороться.

Вышла новогодняя серия «Простоквашино» с Путиным

Президент России Владимир Путин стал персонажем новогоднего эпизода мультсериала, который вышел в онлайн-кинотеатре Okko и получил название «Настоящий Новый год».

Балицкий сообщил об урегулировании разногласий с ЦИК

Губернатор Запорожской области Евгений Балицкий встретился с председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Эллой Памфиловой.

Путин заявил о кратном увеличении производства востребованных вооружений

Производство наиболее востребованной в ходе СВО продукции, включая боеприпасы и бронетехнику, с 2022 года увеличилось кратно в 2025 году, заявил президент Владимир Путин на совещании по рассмотрению основных параметров проекта государственной программы вооружения.

Генсек НАТО не увидел причин для ЕС создавать независимую от США оборону

Генеральный секретарь НАТО Марк Рютте сообщил, что не видит повода для того, чтобы Евросоюз становился оборонительно независимым от США.

ОАК в 2025 году выпустила рекордный объем боевой авиации

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в Ростех) завершила год рекордным объемом выпуска боевых самолетов, сообщил гендиректор ОАК Вадим Бадеха.

В Госдуме исключили введение штрафов за использование VPN-сервисов

Российские власти не рассматривают введение штрафов за использование VPN-сервисов, заявил первый зампред комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин («Единая Россия»).

В ЕС собрались ограничить полномочия будущих новых членов

Европейская комиссия разрабатывает инициативу, которая позволит ограничивать полномочия вступивших в ЕС стран при отступлении от демократических ценностей, пишет Politico.
Мнения

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

Сергей Миркин: Когда на Украине появится новый гетман Скоропадский

Скоропадский формально не был объявлен гетманом немецкими генералами, а был провозглашен монархом на всеукраинском съезде хлеборобов. Имя нового руководителя Украины не столь важно, его главной функцией будет заключить мир с Россией.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов