Лидеры G20 разочарованы затягиванием реформы МВФ и призывают США предпринять шаги для ратификации принятых решений, говорится в принятом по итогам саммита «двадцатки» коммюнике.
Новый глобальный экономический кризис может быть не за горами
Речь идет о ратификации реформы 2010 года, которая была принята по следам кризиса 2008–2009 годов. Ее суть в том, чтобы увеличить ресурсы МВФ и перераспределить квоты и голоса в пользу развивающихся экономик, прежде всего Китая, России, Индии и Бразилии. Сейчас перекос явно в сторону развитых стран.
«Проведение в жизнь реформ 2010 года остается нашей самой приоритетной задачей в отношении МВФ, и мы настоятельно призываем США их ратифицировать. Если этого не произойдет до конца года, мы поручаем МВФ, основываясь на результатах проделанной работы, представить варианты для последующих шагов», – говорится в коммюнике G20.
До этого лидеры стран БРИКС на полях саммита G20 призвали «двадцатку» запланировать обсуждение вариантов последующих шагов, если США до конца текущего года так и не ратифицируют реформу МВФ от 2010 года. По их словам, невыполнение реформ МВФ 2010 года влияет «на легитимность фонда и доверие к нему», отметили страны БРИКС. Как справедливо заметил президент России Владимир Путин в конце прошлой недели, США не выполняют выработанные участниками саммита G20 глобальные решения, когда они не отвечают их собственным интересам. США тем самым выбиваются из общего контекста решений стоящих перед мировым сообществом проблем. «Спекулируя на своей монополии в мировых средствах массовой информации, эту информацию заглушают, ее уже вроде нет», – говорит Путин.
За время существования МВФ пересмотр квот происходил целых 14 раз. Но последний пересмотр затянулся, потому что с ним не согласен Конгресс США. Потому что эта реформа может означать потерю Соединенными Штатами права вето в отношении стратегических решений в международной кредитной организации.
Самыми влиятельными в МВФ являются США, так как у них самое большое количество голосов – 17,08%. Количество голосов страны в организации соответствует величине взноса страны в общий капитал фонда. Если собрать страны в коалиции, то Европейский союз в общей сложности имеет 30,3% голосов в МВФ, а страны ОЭСР – 60,35%. Остальные страны (85% от общего числа стран-членов) имеют всего 39,65% голосов. Но вся проблема в том, что даже если все члены МВФ согласны, одного отказа США достаточно, чтобы заблокировать решение фонда по ключевым вопросам.
Доля страны считается по традиционной формуле, где важны четыре показателя, в том числе ВВП, открытость экономики и международные резервы. Понятно, что развитые страны изначально получили большие доли. Однако с момента создания МВФ экономические показатели развивающихся стран только улучшались. А Китай на сегодня уже почти догнал США как мирового экономического лидера и скоро перегонит его (по некоторым показателям уже перегнал). Реформа МВФ, которую блокирует США, должна исправить неактуальную структуру МВФ, где главными являются США и ЕС, и дать больше экономической «власти» тому же Китаю.
Понятно, что Северная Америка, которой и так приходится изо всех сил биться за политическое единовластие в мире, пытается не допустить свержения своего экономического превосходства. То, что Вашингтон пытается это сделать искусственным путем, судя по всему, не особо его волнует. Впрочем, как и в борьбе за сохранение однополярного мира в геополитике, где в ход идут любые способы и рычаги.
США и ЕС не хотят терять контроль над МВФ не только потому, что могут помогать своим экономикам на выгодных условиях. Но и потому, что могут с помощью этого механизма загонять в экономическую кабалу остальные страны.
Мало того, что развивающимся странам в последние годы получить денежную помощь от МВФ становится все сложнее. Сам принцип взаимодействия МВФ с развивающимися странами зачастую вызывает больше вопросов и опасений, чем перспектив развития.
«Условия, которые диктует МВФ странам, стремящимся получить кредит, зачастую несут негативный социальный эффект. За все время существования МВФ его контролировала правящая верхушка США, тесно связанная с мировой финансовой элитой. И решения, которые предлагал или навязывал МВФ странам, были, естественно, направлены на достижение контроля со стороны западного капитала над экономиками этих стран», – говорит газете ВЗГЛЯД Сергей Козловский из Grand Capital.
Главная цель МВФ (читай – США), когда речь идет о выделении кредитной помощи другим странам – сделать экономики этих стран еще более зависимыми от одного глобального игрока.
Между тем экономический кризис 2008–2009 годов уже показал, что развитые страны не в состоянии быть драйверами роста мировой экономики, они, наоборот, являются главной опасностью. Ведь именно банкротство американского Lehman Brothers стало спусковым крючком для распространения экономической заразы по всему миру. Несмотря на все предпринимаемые меры США и ЕС, им до сих пор не удается полностью выйти из того кризиса. США пережили его спокойней, чем еврозона, благодаря программам количественного смягчения, несколько лет печатав свои доллары. Они запустили кризис по всему миру, но себя спасли исключительно за счет остального мира.
Еврозона оказалась в худшей ситуации. И ситуация была бы куда плачевней, если бы не МВФ, которым по-прежнему рулят США и ЕС. После того кризиса МВФ с большой неохотой помогал всем, кроме «своих». МВФ спасал экономики еврозоны в надежде выйти из кризиса. К чему это привело? Лишь к тому, что появились предпосылки для разгорания нового глобального экономического кризиса.
Северная Америка, которой и так приходится изо всех сил биться за политическое единовластие, пытается не допустить свержения своего экономического превосходства
По итогам саммита «двадцатки» в Австралии страны G20 поставили перед собой «амбициозную цель» – «повысить ВВП «Группы двадцати» к 2018 году как минимум на 2%». Это должно увеличить объем мировой экономики более чем на 2 трлн долларов и создать миллионы рабочих мест. При этом глава МВФ Кристин Лагард считает, что роста мировой экономики в 2% будет все равно недостаточно для создания рабочих мест, в которых нуждаются страны G20.
Однако более серьезный вопрос – удастся ли реализовать вообще этот план и добиться роста хотя бы в 2%. Британский премьер-министр Дэвид Кэмерон, судя по всему, очень сильно в этом сомневается. Новый глобальный экономический кризис может быть не за горами, написал Кэмерон в своей статье в The Guardian после завершения двухдневного саммита G20 в Брисбене. «На панели управления глобальной экономики горят красные предупредительные сигналы», – считает он. И главный красный индикатор мигает в ЕС.
«Еврозона балансирует на грани возможного третьего экономического кризиса, который будет сопровождаться высоким уровнем безработицы, падением роста и реальным риском падения цен. Развивающиеся экономики, которые были главной движущей силой роста на ранних стадиях выхода из кризиса, сейчас замедляются», – пишет британский премьер.
Выходу из кризиса мешают еще и конфликты на Ближнем Востоке, и осложнение отношений с Россией, говорит Кэмерон.
В еврозоне проблемы только нарастают. Если страны «периферии еврозоны», такие как Испания и Ирландия, улучшили свое положение, то «сердце» зоны евро – Германия, Франция и Италия – ухудшили, оказавшись неспособными договориться о мерах краткосрочного восстановления экономики, которые бы не нарушали бюджетную дисциплину Евросоюза, пишет газета Le Figaro.
Ожидания роста в еврозоне на 2014 и 2015 годы продолжают пересматриваться Евросоюзом, Международным валютным фондом, а также Организацией экономического сотрудничества и развития в сторону понижения: до 0,8% в 2014 году и до 1,1% в 2015-м.
Ситуацией в еврозоне обеспокоены уже даже США, которые боятся, что Европе грозит потерянное десятилетие. Секретарь казначейства США Джейкоб Лью считает, что Европейский центральный банк уже сам не может гарантировать устойчивого роста, поэтому Франция и Италия должны самостоятельно ускорить структурные реформы, не дожидаясь указаний со стороны Германии.
Между тем ЕС так и не смог полностью выйти из кризиса 2008–2009 годов, начав погружаться в новую рецессию. И нет никакой уверенности, что у еврозоны остались силы для дальнейшей борьбы с ней.
Кэмерон опасается, что экономические проблемы других стран могут напрямую затронуть экономику Британии, которая на фоне других стран G7 сейчас является наиболее быстрорастущей. «Действительность такова, что в нашем мире, где все взаимосвязано, более широкие проблемы в глобальной экономике влекут за собой реальный риск для внутреннего развития. Мы уже видим, как влияет замедление роста еврозоны на наше производство и экспорт», – пишет британский политик.
Директор МВФ Кристин Лагард еще на саммите предупредила, что вялый экономический рост может стать «новой нормой» для европейских стран, если не будут приняты должные меры. В то же время на встрече с Владимиром Путиным она с завистью указала на стабильность российской экономики, несмотря на все проблемы, с которыми пришлось столкнуться РФ в этом году.
«Большинство развитых стран не способствуют росту глобальной экономики, поскольку мировые капиталы фактически вкладываются в финансовые инструменты западных стран, а не в реальные сектора экономики. Таким образом, никакого физического роста не происходит. Мировая экономика на сегодняшний день действительно на пороге новой глобальной рецессии», – соглашается Платон Магута из УК «Фонд Магута».
Об этом также говорят цены на нефть, являющиеся неким индикатором состояния мировой экономики, добавляет он: стоимость барреля уже вплотную подобралась к угрожающим уровням 2009 года.
При этом США не выгодно, чтобы экономики развивающихся стран начали уверенное восстановление и перешли в стабильный рост, говорит Анна Кокорева из «Альпари». «Для Штатов дать согласие на реформу МВФ означает оказать помощь конкурентам. Вашингтон сделает все ради того, чтобы страна сохранила лидирующие позиции и не утратила влияние, а также будет препятствовать развитию более слабых потенциально конкурентных экономик», – резюмирует Кокорева.