Правительство внесло в Госдуму законопроект о дифференциации налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для трудноизвлекаемых запасов нефти. Льготы могут быть введены с 2013 года.
В этом законопроекте присутствуют другие критерии, значит, он заточен под коррупцию
Законопроект предусматривает дифференциацию ставки НДПИ в зависимости от показателя проницаемости коллектора, степени выработанности месторождения и размера нефтенасыщенного пласта.
Поправки в Налоговый кодекс устанавливают льготные ставки налогообложения добычи для новых инвестпроектов по разработке трудноизвлекаемой нефти, переход на налогообложение нефти, извлекаемой из конкретной залежи, а не в целом на участке недр. Об этом сообщает РИА «Новости».
Законопроект предусматривает применение понижающего коэффициента к ставке НДПИ при добыче трудноизвлекаемой нефти: 0,2 – при добыче нефти с предельной эффективностью пласта не более 10 м; 0,4 – при толщине пласта более 10 м.
При добыче нефти из конкретной залежи углеводородного сырья, отнесенной к тюменским продуктивным отложениям, коэффициент будет 0,8. При добыче нефти из конкретной залежи углеводородного сырья, отнесенной к баженовским, абалакским, хадумским и доманиковым продуктивным отложениям, – нулю.
Данные коэффициенты планируется вводить в течение 10 лет (120 налоговых периодов), начиная с месяца, в котором степень выработанности запасов превысила 1%.
Законопроект предусматривает прямой раздельный учет количества нефти, добытой из соответствующей скважины, и утверждение правительством РФ правил учета различных видов углеводородного сырья и проведения учетных операций с ним.
Разработать меры для стимулирования добычи нетрадиционной нефти поручил Владимир Путин, еще будучи премьером, в мае 2012 года.
В ноябре прошлого года Путин подписал закон о льготах для российских месторождений с трудноизвлекаемой нефтью, который вступил в силу с января этого года. Речь идет о понижении вывозной таможенной пошлины в размере 10% от обычной экспортной пошлины.
Лебединая песня коррупционера
«Введение льгот будет способствовать разработке труднодобываемой нефти в стране, расширит список потенциальных месторождений для разработки. Нефтяникам будет легче выйти в прибыль», – говорит главный аналитик ИФК «Солид» Ибрагим Боташев.
Однако эксперты указывают на явные недостатки в выборе критериев для определения категории трудноизвлекаемых запасов нефти.
«Есть абсолютно объективный критерий, который позволяет отделить трудноизвлекаемые запасы нефти от обычных, – говорит газете ВЗГЛЯД генеральный директор агентства «ИнфоТЭК-Консалт» Рустам Танкаев. – Это коэффициент извлечения нефти (КИН). Трудноизвлекаемые запасы нефти – это те, у которых низкий КИН».
«Если конечный коэффициент извлечения нефти (КИН) меньше 0,1 (или 10%), то необходимы серьезные налоговые послабления, если в диапазоне от 0,1–0,3, то чуть меньшие налоговые послабления, а если больше 0,4 и выше, то никаких налоговых послаблений давать нельзя, так как условия для добычи и так хорошие. Средний КИН по РФ приближается к 0,4 (около 40%). Есть месторождения, где КИН составляет и 0,7», – рассказывает Танкаев.
«Второй критерий – это объем извлекаемых запасов. Когда стоимость всей нефти, которую можно извлечь, ниже стоимости строительства скважин, необходимо давать налоговые послабления. Если извлекаемые запасы меньше 1 млн тонн, то разрабатывать такое месторождение при полном налогообложении невыгодно. Как правило, такие маленькие месторождения уже выведены из разработки и находятся в нераспределенном фонде», – рассказывает эксперт.
«И третий критерий, который также должен влиять на ставку НДПИ, – это наличие инфраструктуры. Если, как в Восточной Сибири, от месторождения до трубы тысяча километров, то никакие большие запасы нефти не спасут, необходимо вкладывать большие инвестиции в строительство трубопровода. Если взять, например, Самарскую область, то там от любого месторождения порядка 5 км до трубы, и этой проблемы там нет», – отмечает Танкаев.
«В этом законопроекте присутствуют другие критерии, значит, он заточен под коррупцию», – считает собеседник газеты ВЗГЛЯД.
Так, в законопроекте указывается, что дифференциация ставки НДПИ зависит от показателя проницаемости коллектора, степени выработанности месторождения и размера нефтенасыщенного пласта.
«Надо очень осторожно работать с таким показателем, как проницаемость коллектора. Может быть низкая проницаемость коллектора, но при этом может быть вторичная пористость в виде трещин, и коллектор будет прекрасно отдавать нефть. На Северном Кавказе и в Восточной Сибири практически все такие коллекторы. В Западной Сибири этого нет», – объясняет эксперт.
При нынешних ценах на нефть государство получает с каждой тонны добытой нефти 500 долларов
Согласно законопроекту, коэффициент ставки НДПИ зависит также от предельной эффективности пласта. «Однако эффективная толщина пласта – это такой зверь, которого в природе не бывает. Этот показатель никакого отношения к сложности извлечения нефти не имеет. Это лебединая песня коррупционера», – также считает Танкаев.
«Тут появляется много возможностей для субъективизма. И чиновник может сделать так, как захочет. Если недропользователь принес большой мешок денег, то может предоставить ему хороший уровень налогообложения, если мешок денег поменьше, то и уровень налогообложения будет повыше. Этого допускать ни в коем случае нельзя», – резюмирует собеседник газеты ВЗГЛЯД.
Нефти достаточно, нужны деньги
Эксперты считают, что главная цель налоговых послаблений для трудноизвлекаемых месторождений – в увеличении поступлений в бюджет. При этом речи о нехватке традиционной нефти в России пока не идет.
«Система налогообложения у нас устроена таким образом, что в среднем нефтяники получают чистую прибыль после оплаты налогов в 100 долларов с тонны вне зависимости от того, какие цены на нефть на мировом рынке. После 2005 года, когда была введена плоская шкала НДПИ, объекты с трудноизвлекаемыми запасами нефти были искусственно выведены из хозяйственного оборота, так как их стало невыгодно разрабатывать. Сейчас речь идет о том, чтобы их вернуть», – рассказывает гендиректор «ИнфоТЭК-Консалт».
«Однако нехватки нефти у нас нет. Мы могли бы добывать и больше, у нас просто не хватает инфраструктуры», – добавляет Рустам Танкаев.
«За счет применения плоской шкалы НДПИ с 2005 года мы потеряли 1 млрд тонн извлекаемых запасов нефти, если говорить о добыче, то это порядка 20 млн тонн нефти в год. При ежегодной добыче 500 млн тонн кажется, что небольшие потери. Но это 10 млрд долларов в год и 80 млрд долларов с 2005 по 2012 год», – посчитал эксперт.
По его словам, при нынешних ценах на нефть государство получает с каждой тонны добытой нефти 500 долларов.
Даже министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской в интервью СМИ в начале года говорил, что активной добыче трудноизвлекаемой нефти мешает не только нехватка технологий, но и значительные запасы нефти из традиционных источников.
«Государство рассчитывает на увеличение объема добычи черного золота, за счет чего можно компенсировать «недобор» средств. Однако следует учесть, что спрос на нефть на мировом рынке падает, и необходимо найти новые рынки сбыта, а именно развивать отношения с азиатскими партнерами», – говорит Боташев.
Ранее Минэнерго подсчитывало, что привлекательный налоговый режим для месторождений трудноизвлекаемой нефти позволит, начиная с 2020 года, дополнительно добывать в России 40–100 млн тонн нефти в год. Глава Минэнерго Александр Новак говорил, что бюджет сможет зарабатывать на этом не менее 60 млрд рублей в год.
Правительство подсчитывало, что дополнительные поступления в бюджет от реализации налоговых мер в сфере освоения ресурсов Восточной Сибири, Каспия, шельфа, а также разработки трудноизвлекаемых запасов нефти в ближайшие 30 лет составят порядка 45 трлн рублей.
Оценки запасов трудноизвлекаемой нефти разнятся от 22 до 120 млрд тонн. По оценке Министерства природных ресурсов и экологии, запасы только по Баженовской свите на начало 2012 года составляли 501 млн тонн. Большая часть находится в нераспределенном фонде недр – 368 млн тонн, на балансе добывающих предприятий – 133 млн тонн. Основная часть этих запасов находится в Ханты-Мансийском АО (489 млн тонн). Из этих отложений в 2011 году было добыто всего 512 тыс. тонн, в частности «Сургутнефтегазом» на Ай-Пимском месторождении.