Текст законопроекта
В Госдуме будет обсуждаться законопроект поправок к закону «Об основах туристской деятельности в РФ». Основная мысль – перенос практики электронного бронирования авиабилетов и отелей на туристический бизнес в целом. В тексте законопроекта, подготовленного ко второму чтению, намеченному на 10 апреля этого года, говорится о введении электронного документооборота продажи туристических путевок.
Все боятся, что с 2014 года туристический бизнес будет жить по новым правилам, поскольку норма электронной регистрации путевок в законопроекте есть
«Туроператоры и турагенты осуществляют регистрацию туристских путевок на бумажных и электронных носителях в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере туризма», – говорится в тексте законопроекта.
Именно уточнение о передаче данных на электронных носителях подразумевает создание некой универсальной базы электронных путевок.
Вроде бы ничего в этом страшного нет, однако все благие намерения перечеркиваются следующим пояснением: «Указанные в туристских путевках сведения о туристском продукте (...) представляются туроператором в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере туризма...»
Мотивация чиновников
Именно этого пункта и опасаются игроки туристического рынка. Разработкой этого вопроса занимается Минспорттуризма. Как пояснила начальник отдела государственного управления и развития туристской деятельности Минспорттуризма Людмила Гольцева, каждой путевке должен быть присвоен некий сквозной номер, по которому можно будет отслеживать, куда направляется турист. «Сквозная нумерация путевок даст понятие тому, кто имеет ключ, правильный ли объем проданных путевок заявлен туроператором», – заметила Гольцева в ходе обсуждения этой темы в ТПП.
Минспорттуризма считает, что благодаря этой мере рынок станет прозрачнее и можно будет в любой момент выяснить, сколько туристов находится за границей у той или иной компании.
Участники туристического рынка считают, что у чиновников пока нет представления о том, как должна выглядеть будущая система электронного документооборота турпутевок.
«Минспорттуризма постоянно говорило о создании некоего универсального имитирующего центра, где будет сквозная нумерация путевок. Сейчас в документах к законопроекту этого нет, и это понятно, поскольку закон не может предусматривать детальное описание одного из элементов системы. Тем более что система еще до конца не продумана. В законопроекте говорится лишь об электронной путевке и уведомлении органов власти», – комментирует исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.
Опасения участников рынка
Игроки туристического рынка усматривают в этой мере только лишь цель вывода туристической отрасли из тени. «Есть большое количество туроператоров и агентств, которые не хотят показывать свою отчетность и частично работают по серым схемам. Дело в том, что туристический бизнес настолько низкомаржинальный, что многие игроки работают на уровне рентабельности. В России туристический бизнес на самом деле на грани выживания, поэтому каждый спасается, как только может. Электронный документооборот обелит агентства, соответственно, часть компаний будут вынуждены закрыться либо повысить свои цены на услуги», – рассказала газете ВЗГЛЯД генеральный директор туроператора Megapolus Tours Виктория Кизимова.
Кроме того, эксперты видят большое количество сложностей, с которыми они потенциально могут столкнуться. Связано это со спецификой продажи туристических продуктов. «В настоящей путевке должно быть указано все: номер рейса, время вылета, отель. Сейчас оператор вправе менять эти моменты. Так, чартерные рейсы могут изменяться. К примеру, если у нас не загружается один борт, то мы сливаем его с другим бортом. Рейсы могут даже закрываться накануне вылета. Точно так же и с отелями. Поэтому выписки или путевки выдаются накануне вылета. В случае с электронными билетами все может быть гораздо сложнее. Во-первых, в этом билете, купленном заранее, должна стоять информация о рейсе и отеле, что весьма сложно, поскольку туроператор может поменять и рейс, и отель в самый последний момент. Во-вторых, если человек откажется от этой путевки, то придется делать перепродажу, что создаст дополнительную путаницу», – объяснила газете ВЗГЛЯД генеральный директор турагентства «Аэрофлот-Интур» Зоя Андронова.
Есть еще одна трудность. Практически у всех туроператоров есть своя система онлайн-бронирования. «Все, что сейчас продается, можно купить онлайн. Даже то, что продается в режиме реального времени, потом вносится в систему бронирования туроператора», – комментирует газете ВЗГЛЯД Виктория Кизимова.
Казалось бы, ничего нет сложного в том, чтобы унифицировать эту базу. Но не все так просто. «Проблема в том, что в России порядка 5 тысяч операторов выездного туризма, не все они пользуются одинаковыми системами бронирования, кто-то самостоятельно разрабатывал собственные программы, вкладывая в это свои же деньги. К примеру, Megapolus Tours работает на системе «Мастер-тур». Под эту программу мы подстраивали свою базу, контент сайта, тьму разных сервисов, работу с базой и систему продажи в целом. Я не представляю, как все туроператоры будут переносить все свои базы в некую универсальную систему, это же адский и дорогой труд», – продолжила Виктория Кизимова.
Также эксперты опасаются, что созданная электронная база не будет исправно и эффективно работать. «Я даже не представляю, как будет выглядеть программа, написанная чиновниками. Написать программу поручат каким-нибудь воякам, которые умеют строить защищенные каналы, но при этом они ничего не будут смыслить в туризме. Нам как игрокам туристического рынка придется проделать колоссальный труд, чтобы перевести свою базу в универсальную систему. Естественно, там обязательно что-то не будет работать. Это весьма технически сложная работа», – комментирует Виктория Кизимова.
10 лет на подготовку
Эксперты подсчитали, что необходимо лет 10 для того, чтобы такая система появилась на свет. «Все боятся, что с 2014 года туристический бизнес будет жить по новым правилам, поскольку норма электронной регистрации в законе есть. Но за такой период времени невозможно создать такую систему. Это все равно что подготовка к Олимпийским играм. Нужно 5–10 лет для перехода к этой системе», – продолжила Виктория Кизимова.
С другой стороны, игроки рынка видят потенциальные плюсы создания системы электронного документооборота. «В самих электронных путевках нет ничего ужасного. Мы только за, поскольку это существенный шаг вперед, сокращение бумажного документооборота и увеличение возможностей для клиентов из регионов. Вызывает раздражение обязательное уведомление госорганов обо всех проданных путевках. Мы будем добиваться исключения этого пункта», – прокомментировала Майя Ломидзе.
Даже сами операторы выступают за открытость. «Любая прозрачность дает возможность оценить риски. К примеру, в ситуации с «Лантой-тур» никто не знал, сколько реально пострадавших. Это говорит о том, что нет прозрачности», – комментирует Виктория Кизимова.
Позитивную сторону видят и представители турагентств. «Электронный оборот на самом деле нам был бы удобен, поскольку сокращается документооборот и расходы, поскольку сейчас мы тратим дополнительные средства на доставку путевок до туристов. Однако корень проблемы не в этом, а в том, что 99% операторов вязнут в долгах и кредитах, а платить приходится турагентствам, которые не хотят терять свою репутацию перед своими постоянными клиентами», – комментирует Зоя Андронова.