Владимир Путин, выступая на совещании по вопросам присоединения к ВТО в четверг, посчитал, сколько каждый год теряют российские экспортеры из-за различных ограничений на других рынках. По его словам, они «сталкиваются с разного рода ограничениями и недобросовестной конкуренцией на рынках других стран». По приблизительным подсчетам премьера, потери компаний составляют 2,5 млрд долларов в год.
Россия в полной мере сохранит возможность использования всех инструментов поддержки отечественных товаропроизводителей
Присоединение России к ВТО должно решить эти проблемы. Российские компании-экспортеры смогут улучшить доступ товаров на третьи рынки и получить недискриминационный доступ на мировые рынки, а правительство сможет более эффективно отстаивать их права и интересы, уверен Путин.
Вступление в ВТО, по словам премьера, позволит России получить доступ «к отработанному, отлаженному механизму ВТО по разрешению торговых споров». «Это позволит отстаивать наши торгово-политические интересы на качественно новой основе», – цитирует его «Интерфакс».
Российский премьер не преминул напомнить, что Россия уже сейчас в значительной мере действует в правовом поле ВТО, что способствует формированию открытого торгового режима, снижает административные барьеры на российском рынке и в целом улучшает предпринимательский климат и конкурентную среду.
Несмотря на желание вступить в ВТО и явные выгоды от этого, Путин предупреждает, что это не станет поводом для автоматического открытия отечественного рынка для всех иностранных товаров. Путин пообещал отстаивать интересы отечественных производителей. Особо «чувствительные позиции» российского бизнеса будут защищены более высокими таможенными ставками, уверил премьер. При этом Россия будет действовать в строгом соответствии с правилами ВТО.
Второе, на что обратил внимание Путин: «Россия в полной мере сохранит возможность использования всех инструментов поддержки отечественных товаропроизводителей, имею в виду также широко применяемые странами ВТО специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры». Это общепринятая практика, и к ней часто прибегают страны ВТО для защиты своих национальных рынков, заметил премьер.
Сейчас идет заключительный этап согласования документов в рамках многосторонних переговоров по присоединению к ВТО. «В ходе переговорного процесса все сложные, подчас спорные вопросы на двусторонней основе сняты и решены, в том числе вопросы, связанные со вступлением России в Таможенный союз», – подытожил Владимир Путин.
Депутаты Европейского парламента также выступают за скорейшее вступление России во ВТО, так как это «отвечает экономическим интересам европейского бизнеса», говорится в резолюции, принятой в четверг на пленарной сессии высшего законодательного органа Европейского союза, передает ИТАР-ТАСС.Вместе с тем парламентарии высказывают в документе озабоченность в отношении «состояния гражданского общества и развития демократических институтов в России». Европарламент также призвал власти страны «уважать независимость национальных судов и отказаться от давления на СМИ».
Как правильно говорит премьер, тут есть определенные выгоды, но надо просчитывать риски, добавляет Орлов. России надо защищать сельское хозяйство, автомобилестроение, банковскую сферу и другие секторы экономики, замечает он.
Об этом же в середине апреля говорил и вице-премьер Сергей Иванов. По его словам, в целом Россия имеет массу преимуществ, даже не состоя в ВТО, и единодушного мнения у представителей промышленности о необходимости вступать в ВТО нет. «Потому что очевидно, что некоторые отрасли сильно просядут, а некоторые выиграют, и это вопрос баланса интересов. Но я считаю, что даже для наших отсталых отраслей промышленности членство в ВТО будет выгодно, потому что это просто заставит их либо умереть, либо модернизироваться», – говорил Иванов, уверяя, что другого способа мотивации просто нет.
Орлов напоминает, что Россия отказалась до вступления в ВТО брать на себя обязательства по приведению таможенного и налогового законодательства в соответствие с нормами ВТО. «Это абсурдно и может быть опасно для России, так как мы не получаем взамен дифференциального режима для наших производителей на зарубежных рынках», – замечает Дмитрий Орлов.
Вступать в ВТО можно на разных условиях, замечает Орлов, добавляя, что это вопрос торга. «Российское правительство не пойдет на режим одностороннего регулирования, но попытается максимально продвигать российские товары, оставляя целый ряд таможенных ограничений, – считает собеседник. – Я думаю, что наши условия будут достаточно привлекательными для страны. Лоббистские возможности и вес страны помогут защитить с помощью таможенного регулирования целые отрасли нашей экономики, как это делает, например, Франция».
Россия ведет переговоры о присоединении к ВТО с 1993 года. Ранее первый вице-премьер Игорь Шувалов говорил, что Россия может стать членом ВТО в 2011 году. Еврокомиссар по расширению и политике соседства Штефан Фюле, выступая в среду перед депутатами в Страсбурге, подтвердил, что у Москвы «есть все шансы присоединиться к ВТО уже до конца 2011 года при условии конструктивного подхода со стороны российских властей».Тем временем вступлению России в ВТО может помешать Грузия. Тбилиси выдвигает требования, согласно которым на абхазском и южноосетинском участках границы с Россией должен быть восстановлен грузинский таможенный контроль. Правда, накануне появилась неофициальная информация о том, что Грузия больше не будет мешать вступлению России в ВТО. Убедить президента Грузии Михаила Саакашвили якобы удалось вице-президенту США Джозефу Байдену на переговорах в Риме, прошедших на прошлой неделе. Официально о снятии требований Тбилиси должно быть сообщено на следующих переговорах в Швейцарии.