Экономика

Игорь Маликов
замначальника летного испытательного центра

«Остается набирать гастарбайтеров»

1 февраля 2011, 20:25

Фото: medienstarter-werkstatt.de

Аэрофлот объявил набор командиров и вторых пилотов для переучивания и полетов на региональном самолете Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100). Как сказано в сообщении авиаперевозчика, «гарантированная заработная плата командиру воздушного судна составит 340 тысяч рублей в месяц, пилота – 270 тысяч рублей в месяц».

Главная ставка Аэрофлота должна быть сделана на тех пилотов, которые ушли из военной авиации, но при этом имеют опыт полетов и хорошее здоровье

В марте Аэрофлот должен получить первые два самолета SSJ-100. Всего компания заказала 30 таких самолетов. В текущем году компания «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) должна поставить авиаперевозчику десять самолетов, в 2012 году – 12, в 2013 году – еще восемь.

Газета ВЗГЛЯД попросила заслуженного летчика-испытателя, Героя России, полковника Игоря Маликова рассказать о сложностях переучивания пилотов и о том, почему в России остро встал вопрос нехватки профессиональных летчиков.

ВЗГЛЯД: Игорь Иванович, как скоро Аэрофлот может найти пилотов на все 30 заказанных им самолетов Sukhoi Superjet 100? Эксперты неоднократно отмечали катастрофическую нехватку квалифицированных пилотов гражданской авиации. То есть сегодня и летать некому, и переучивать некого?

Игорь Маликов: И правильно. Мы с успехом разгромили все летные училища. Правда, осталось Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации, но там, как понимаю, практически никто уже не летает. Отдельные ребята, заканчивающие училище, имеют какую-то условную летную практику. Фактически же Аэрофлоту негде взять пилотов. Это первое.

Число военных летных училищ сократили до одного. Набор там в этом году самый минимальный.

Как мне кажется, главная ставка Аэрофлота должна быть сделана на тех пилотов, которые ушли из военной авиации, но при этом имеют опыт полетов и хорошее здоровье.

Только их и остается набирать. Больше некого, разве что гастарбайтеров.

ВЗГЛЯД: А вот, кстати, кто к нам пойдет? Аэрофлот обещает платить командирам Sukhoi SuperJet 100 зарплату в 340 тысяч рублей, вторым пилотам – 270 тысяч. А сколько на сегодняшний день получают пилоты в гражданской авиации?

И.М.: Мне очень сложно сказать. Если мои данные верны, то порядка 120150 тысяч пилоты получают на внутренних линиях и за 300 тысяч – на международных линиях.

ВЗГЛЯД: Сопоставимы ли заработные платы российских пилотов с доходами пилотов на Западе?

И.М.: Не могу сказать.

ВЗГЛЯД: Но явно там пилоты получают больше?

И.М.: Больше, конечно. В любом случае названные Аэрофлотом цифры я считаю приемлемыми. Допустим, в Казахстане или Узбекистане наверняка остались гражданские летчики со стажем, возраст которых еще позволяет им летать. Вот они могут прийти к нам. Но все равно количество пилотов катастрофически уменьшается. Вы поймите, это и увеличивающийся возраст, это и фактор здоровья, что также понятно. Иными словами, стареем.

Молодых же пилотов мы не готовим ни в боевой, ни в гражданской авиации. Вернее, в гражданской авиации что-то еще делают, но они не летают. Военных летных училищ практически не осталось.

Лет через десять наступит провал – у нас вообще не будет пилотов. Придется нанимать летчиков где-нибудь в Китае, в Европе, где угодно и платить им сумасшедшие деньги.

ВЗГЛЯД: Игорь Иванович, но ведь наша школа обучения авиационного персонала всегда считалась одной из лучших в мире. Реально сколько учебных заведений, готовящих пилотов, осталось в России?

Военным летчикам платят копейки, хотя пилоты летают на истребителях, которые выполняют гораздо больше задач, чем гражданский самолет

И.М.: Краснодарское высшее военное авиационное училище и Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации. Фактически два – в Краснодаре и Ульяновске.

Те училища, которые были с успехом порушены, попросту вошли в состав, допустим, Краснодарского училища.

ВЗГЛЯД: А те, которые еще функционируют, отвечают современным требованиям?

И.М.: Выпускник летного училища должен иметь налет, хотя бы минимальный опыт. Когда я выпускался, у меня был налет 220 часов. Мой сын в училище налетал почти в три раза меньше.

ВЗГЛЯД: С чем это связано?

И.М.: Не хватало топлива, самолетов. Это были 90-е годы, сами знаете, период был такой.

Самолетов не было. Запчастей не было. А между тем самолет требует очень серьезной поддержки, это ведь не автомобиль, его не выпустишь в полет просто так. Если какой-то агрегат выходит из строя или, скажем, исчерпал свой ресурс, его нужно обязательно менять. Ремонту они, как правило, не подлежат. Основные агрегаты требуют замены. Если все-таки речь идет о ремонте, то он выполняется на заводах, которых их выпускают.

Это вопрос безопасности.

ВЗГЛЯД: Аэрофлот приглашает пилотов для переучивания. Как вы думаете, здесь потребуется радикальное переобучение? Вообще насколько сложно переподготовить пилота под конкретный самолет?

Замначальника летного испытательного центра, Герой России Игорь Маликов считает, что России нужна программа возрождения гражданской авиации (фото: testpilots.ru)

И.М.: К примеру, за рубежом, скажем, Airbus и Boeing, у них очень развитая тренажерная база. Пилоты теоретически переучитываются, потом выполняют большое количество полетов на тренажерах – все действия пилота, точнее движения тренажера в пространстве, соответствуют полету самолета в воздухе.

Потом пилоты выполняют два-три реальных полета, может быть пять, и они уже готовы лететь. Сначала, конечно, в качестве вторых пилотов. Далее они становятся командирами экипажа. Но это при условии, что у них уже есть серьезная базовая подготовка. Если такие люди есть, то переучить их не такая большая проблема.

ВЗГЛЯД: А российских пилотов за рубеж часто приглашают?

И.М.: Безусловно, приглашают, но только при соответствующей квалификации.

Основной барьер – языковой. Если гражданских летчиков в этом плане еще как-то готовят, то военных не готовит никто. У нас не было такой системы преподавания на уровень знания авиационного английского языка. Это, естественно, несет в себе большую проблему для того, чтобы нашим пилотам работать на Западе.

Многие российские пилоты переходят из военной в гражданскую авиацию. Военным летчикам платят копейки, хотя пилоты летают на истребителях, которые выполняют гораздо больше задач, чем гражданский самолет.

Вообще, если не брать в расчет языковой момент, проблем для работы наших ребят за рубежом я не вижу. Уровень подготовки наших пилотов был одним из самых серьезных. Прекрасные были летные школы.

ВЗГЛЯД: Но вы уже сказали, что лет через десять нам грозит провал. Что нужно сделать, чтобы эту ситуацию переломить уже сейчас?

И.М.: Нужно пересматривать систему подготовки, и не только пилотов, а всех специалистов. Специалистов, которые должны заниматься обслуживанием авиационной техники и полетов. Инженеров, которые проектируют самолеты. Их тоже нужно готовить. И пилотов, безусловно, надо готовить. Необходимо воссоздать систему, которая была изначально. Естественно, что-то скорректировать, учитывая современные требования и условия.

Это ведь не проблема для государства. Просто такую задачу поставить надо.

Вообще нужна, честно говоря, целевая программа, как, знаете, была во времена Сталина программа  «Комсомолец – на самолет». Назовите ее как угодно. Нужна программа возрождения авиации: вот так мы готовим пилотов, такие-то и такие-то должны быть училища, столько-то самолетов должно быть для первоначального летного обучения, так-то и так-то подготовлены аэродромы.

Одним словом, все это у нас было. Но мы можем это вернуть.

Текст: Наталья Журавлева

Вам может быть интересно

США предложили G7 компенсировать расходы на Украину с помощью активов России
Темы дня

Россия нанесла удар в Африке по военному престижу США

Американские военные покидают Нигер, их там заменят россияне. На этой неделе контингенты двух стран пересеклись на авиабазе США в Ниамее. Что стало причиной подобного развития событий, в чем заключается особенность американской авиабазы в Нигере и как подобное соседство россиян и американцев отразится на ситуации в этой африканской стране?

Выборы заставляют Париж и Лондон рисковать на Украине

Лондон намерен предложить Киеву столетнее сотрудничество и счел приемлемым удары британским оружием по российской территории. На этом фоне Париж вновь допустил отправку военного контингента на Украину. В Лондоне с этой идеей не согласны, но продолжают сообща работать над созданием новой Антанты. Что это означает для России?

Европа потребовала отчетности от Украины за потраченные деньги

Кандидат в президенты Литвы признал Крым российским

Украинских военных лишили возможности закладывать ломбардам тепловизоры и дроны

Новости

Стали известны детали 14-го пакета антироссийских санкций ЕС

Министр финансов Латвии Арвил Ашераденс в пятницу раскрыл подробности нового 14-го пакета санкций Евросоюза против России.

Зеленский признал расширение наступления ВС России

Украинской армии нужно быть готовой к новому этапу боевых действий, ВС России готовят расширение наступления, заявил украинский президент Владимир Зеленский в пятницу на встрече с пограничниками в городе Хмельницком.

МИД пообещал Дании жесткий ответ за ограничения прохода танкеров с нефтью

Москва даст ответ, если Дания ограничит проход танкеров с российской нефтью через балтийские проливы, заявила официальный представитель МИД Мария Захарова.

Командующий ВС Эстонии предложил странам НАТО заблокировать Балтийское море

Эстония совместно с Польшей, Швецией и Финляндией, которые недавно вступили в НАТО, планирует решать проблему возможной блокады Балтийского моря, заявил командующий Силами обороны Эстонии генерал Мартин Херем.

Прапорщика из Дагестана удостоили звания Героя России посмертно

Дагестанцу Фархаду Худайнатову присвоили звание Героя России посмертно за подвиг в ходе спецоперации, сообщил глава республики Сергей Меликов.

СМИ: Пожар на заводе в Берлине не коснулся производства систем ПВО IRIS-T

Пожар, вспыхнувший на предприятии оборонно-промышленного концерна Diehl Group в Берлине, не затронул процесс производства систем ПВО IRIS-T, которые поставляются, в том числе, Украине, сообщили СМИ.

Агроном рассказал, как дачникам спасти будущий урожай от заморозков

Рассаду в открытом грунте необходимо накрыть на ночь, создав своего рода парник, в теплицу стоит поместить обогреватель, а сад лучше защитить от холода теплым дымом, сказал газете ВЗГЛЯД агроном и специалист в сфере сельского хозяйства Владимир Викулов, комментируя предстоящие заморозки в Москве и Подмосковье.

В Госдуме назвали вероятную дату утверждения премьер-министра России

Государственная дума может утвердить премьер-министра РФ 10 мая, если получит представление от президента России Владимира Путина, сообщил источник в палате.

Москва потребовала от спикера парламента Армении объяснить его антироссийские заявления

Москва ждет от Еревана ответ на обращение российских парламентариев в связи антироссийскими заявлениями спикера парламента Армении Алена Симоняна, обвинившего Россию во «вторжении на Украину», заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Священник объяснил, почему православным не следует оставлять еду на могилах

Русской православной церковью порицается традиция оставлять еду на могилах умерших родственников, а также поминовение спиртным, сообщил священник Александр Ильяшенко.

Илон Маск предупредил об обесценивании доллара

Доллар США ничего не будет стоить, если не удастся решить проблему государственного долга страны, заявил американский предприниматель Илон Маск.

Российские войска прорвались в Котляровку Харьковской области

Первая танковая армия Вооруженных сил России прорвала оборону украинских войск в районе Кисловки на Купянском направлении и штурмует Котляровку в Харьковской области, сообщили российские военкоры.
Мнения

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?