Экономика

14 января 2011, 16:35

Борис Рыбак: Объединение авиакомпаний – не лекарство

Фото: Артем Коротаев/ВЗГЛЯД

«Если объединить несколько авиакомпаний с плохим финансовым положением, то финансовое положение нового образования от этого лучше не станет», – заявил в интервью газете ВЗГЛЯД генеральный директор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак.

Финансовое положение у многих российских авиакомпаний оставляет желать лучшего, поэтому в ближайшее время возможны некоторые объединения авиакомпаний.

Но если даже наш «флагман», наш национальный перевозчик не может связать концы с концами, это, наверное, что-то да означает?

С таким прогнозом в пятницу выступил глава Росавиации Александр Нерадько, комментируя перспективы отрасли в 2011 году. Он считает, что в этом году рост пассажирооборота российских авиакомпаний будет меньше, чем в предыдущем, однако, как отметил Нерадько, рост пассажирооборота в 2011 году не прекратится.

Впрочем, это еще не значит, что отрасль оправилась от кризиса, убежден гендиректор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак. В интервью газете ВЗГЛЯД эксперт объяснил, чем объединение российских авиакомпаний грозит рядовым пассажирам и почему слияния на этом рынке не спасут положения.

ВЗГЛЯД: Борис Борисович, в Росавиации не исключают объединения российских авиакомпаний. Так ли плохо их финансовое положение сейчас?

Борис Рыбак: Финансовое положение российских авиакомпаний разное. И ситуация на самом деле разная. Единственное, что я могу сказать, так это то, что если объединить несколько авиакомпаний с плохим финансовым положением, то финансовое положение нового образования от этого лучше не станет.

И честно говоря, я абсолютно убежден в том, что улучшение состояния отрасли, а говорить нужно именно об этом, решается не путем «сливания» всех в одну кучу, а путем создания условий, при которых авиакомпании, аэропорты и другие субъекты воздушного транспорта могут успешно развиваться.

ВЗГЛЯД: О каких конкретно условиях идет речь?

Б.Р.: Самая большая проблема для наших авиакомпаний – это монопольно высокие цены на услуги. Это высокие цены на топливо, на услуги, предоставляемые аэропортами, на аэронавигационные услуги. И мне кажется, что улучшение состояния нашего воздушного транспорта целиком лежит в плоскости создания по-настоящему конкурентных рыночных условий, при которых бы все субъекты воздушного транспорта сосуществовали в состоянии рынка и конкуренции.

А сейчас получается, что авиакомпании находятся на довольно либеральном высококонкурентном рынке, а большинство поставщиков услуг для авиакомпаний являются монополистами. И это, конечно, проблема, потому что эти монополисты всякий раз, когда у авиакомпании появляются хоть какие-то деньги, стараются их тут же изъять.

И недавнее повышение цен на топливо – хороший тому пример. Плюс постоянное повышение стоимости аэропортовых услуг, постоянное повышение стоимости аэронавигационных услуг, которое происходит на протяжении всех последних лет.

Мне кажется, этим и нужно заниматься. Допустим, гендиректор Аэрофлота говорит о том, что если бы не было субсидий, связанных с получением Аэрофлотом денег от платежей иностранных компаний за пролеты по Транссибирскому маршруту, Аэрофлот был бы убыточной компанией. У нас есть еще четыре крупные авиакомпании. У кого-то дела получше, у кого-то похуже. Но если даже наш «флагман», наш национальный перевозчик не может связать концы с концами, это, наверное, что-то да означает?

ВЗГЛЯД: Понятно, что финансовое положение у всех разное, но можете ли вы назвать те авиакомпании, которые находятся в зоне риска?

Гендиректор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак не видит ничего хорошего в объединении авиаперевозчиков (Фото: events.ato.ru)

Б.Р.: Несколько месяцев назад Росавиация как-то завуалированно говорила о том, что первая пятерка отечественных авиакомпаний вполне стабильна, а вот примерно половина авиакомпаний следующего эшелона – условно говоря, с 6-го по 12-е место в рейтинге – вызывает у них озабоченность.

ВЗГЛЯД: Борис Борисович, но тогда возникает другой вопрос: тенденция слияний и поглощений в мировой авиации была характерна в кризисный период...

Б.Р.: Она и сейчас характерна.

ВЗГЛЯД: Значит ли это, что наша авиаотрасль окончательно так и не оправилась от кризиса?

Б.Р.: Да, не оправилась.

ВЗГЛЯД: И как долго может продлиться ее «выздоровление»?

Б.Р.: При наличии тех условий, которые имеют место быть сейчас, это может потребовать очень длительного времени, скажем, 57 лет.

ВЗГЛЯД: То есть «выздоровление» напрямую зависит от создания или не создания полноценного конкурентного рынка?

Б.Р.: Да. Только еще нужно помнить о стоимости денег в нашей стране, про кредиты под 20% годовых. Это очень много. Наши авиакомпании платят НДС. А, скажем, все иностранные авиакомпании, подавляющее большинство, НДС не платят.

До самого недавнего времени российские авиаперевозчики платили плюс 40% за современную авиационную технику. То есть ситуация выглядит таким образом, что и государство, и монополисты пытаются «выдавить» из авиакомпаний все наличные средства. Если у авиакомпаний нет финансовых резервов, то им, конечно, сложно приходится. А объединение – это не лекарство.

ВЗГЛЯД: Ну а если все-таки предположить, что в ближайшее время мы станем свидетелями нескольких объединений или поглощений в авиаотрасли, как это отразится на пассажирах и прежде всего на ценах на авиабилеты?

Б.Р.: Цены будут исключительно расти. Любая монополизация ведет к росту цен, будь то локальная или глобальная. Без разницы.

ВЗГЛЯД: В мировой авиаотрасли тенденции те же, что и у нас?

Б.Р.: Везде по-разному. Где-то лучше, где-то хуже. Только надо иметь в виду, что вопреки насаждаемому нам мнению в мире и в разных странах мира очень много авиакомпаний. И слияния, и поглощения, и некая глобализация – такие процессы есть.

Вот нам говорят: у нас есть 180 авиакомпаний. На самом деле, есть 180 организаций, которые имеют право выполнять пассажирские перевозки на авиационной технике. В США таких организаций несколько тысяч. Реальных авиакомпаний в Америке около 150. В Германии 25 авиакомпаний, хотя принято считать, что там одна  Lufthansa.

Поэтому тут не надо заблуждаться. Есть процесс консолидации, есть процесс образования новых компаний. А единой тенденции нет.

Текст: Наталья Журавлева

Вам может быть интересно

Экспертиза выяснила детали теракта на Крымском мосту в 2022 году
Темы дня

Украинская коррупция ускорила отступление ВСУ

Российские войска продолжают успешное продвижение в ДНР на нескольких участках фронта. Западные СМИ объясняют этот успех развалом украинских инженерных войск, из-за чего ВСУ приходится отступать на неподготовленные позиции. Так ли это на самом деле и как в нынешних условиях противник намерен выстраивать оборону в регионе?

«Путь в Европу» стал для Прибалтики «дорогой в никуда»

В Латвии сбежали со своих постов руководители госпредприятия, строящего железнодорожную магистраль Rail Baltica. Это очередное доказательство того, что амбициозный проект ЕС близок к краху. Среди причин этого не только прибалтийская коррупция: в США на самом деле не верят, что Россия готовится атаковать Литву, Латвию или Эстонию.

Венедиктов рассказал о новом проекте Чубайса в Израиле

Киев призвал к «наступательной украинизации» страны

Телеведущая Елена Ханга назвала размер своей пенсии

Новости

Эксперт: Запад переоценивает влияние релокантов на российскую экономику

Люди, возвращающиеся в Россию, в большинстве своем удаленно работали на отечественные компании. Таким образом, плоды их труда и так были включены в показатели ВВП страны. В реальности же влияние релокантов на развитие экономики РФ более скромное, чем представляют себе западные СМИ, сказал экономист Андрей Любич. Ранее издание Bloomberg сообщило о росте ВВП России из-за возвращения уехавших граждан.

В Турции опровергли передачу С-400 третьим странам

Турецкая сторона не планирует передавать кому-либо закупленные у российской комплексы С-400, заявил турецкий министр обороны Яшар Гюлер.

Газпром назвал сумму чистого убытка в 2023 году

Чистый убыток ПАО «Газпром» по итогам 2023 года составил 629 млрд рублей, что в два раза больше, чем убыток в 319,4 млрд рублей годом ранее.

Уехавшим из России иноагентам предложили купить часть Монголии

Журналистка Анастасия Казанцева (признана иноагентом в РФ) предложила покинувшим Россию иноагентам создать «альтернативное государство», которое могло бы располагаться на территории Монголии, так как у нее «свободной земли много».

На Землю обрушилась третья по силе в 2024 году магнитная буря

Третья по силе магнитная буря 2024 года обрушилась на Землю, что может привести к появлению полярных сияний на широтах Москвы и Санкт-Петербурга. Об этом сообщают ученые из лаборатории солнечной астрономии Института космических исследований (ИКИ) и Института солнечно-земной физики (ИСЗФ).

Демонстранты устроили транспортный коллапс в Тбилиси

Демонстранты с криками «Нет русскому закону!» в четверг блокировали одну из центральных транспортных развязок Тбилиси – площадь Героев, требуя отозвать яро критикуемый Западом закон «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

TikTok возобновил работу в России

Социальная сеть TikTok вновь стала доступна для пользователей в России, сообщили СМИ.

Bild: Путин заставил немецкие танки прогнуться

Путин заставил немецкие танки прогнуться, об этом пишет немецкая газета Bild, рассказывая об открывшейся в Парке Победы в Москве выставке трофейной техники НАТО, захваченной российскими войсками в ходе спецоперации на Украине.

Захарова объяснила отзыв статьи Reuters про Кэмерона и удары ВСУ по России

Официальный представитель МИД России Мария Захарова выразила уверенность, что министр иностранных дел Британии Дэвид Кэмерон действительно сказал о праве Вооруженных сил Украины наносить удары по российской территории.

Звание генерал-лейтенанта присвоено замкомандующего группировкой «Восток»

Президент России Владимир Путин присвоил звание генерал-лейтенанта заместителю командующего группировкой войск «Восток» Олегу Лучанскому, указ опубликован на официальном портале правовой информации.

Турция прекратила торговые связи с Израилем

Турция решила приостановить торговые связи с Израилем, сообщили СМИ со ссылкой на турецких чиновников.

Премьер Грузии отказался ехать в Америку

Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе отклонил приглашение направиться с визитом в США из-за предусловия приглашающей стороны остановить обсуждение законопроекта «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?