Инвесторы, особенно те, которым нужна лицензия минерального сырья, должны работать вместе со своими темнокожими партнерами
В пятницу в Москве завершился открытый российско-южноафриканский бизнес-форум, организованный Торгово-промышленной палатой ЮАР в рамках официального визита в Россию президента ЮАР Джейкоба Зумы.
Основной мотив форума – то, что отношения между Россией и ЮАР необходимо выводить на новый уровень. В интервью газете ВЗГЛЯД министр промышленности и сельского хозяйства ЮАР Роб Дэвис рассказал об имеющихся проблемах и перспективах сотрудничества России и ЮАР, а также не мешает ли иностранным инвестициям в Южноафриканскую Республику наличие в ЮАР требований по обязательному предоставлению темнокожему населению страны доли в собственном бизнесе.
«Взаимоотношения растут достаточно активно»
ВЗГЛЯД: Как бы вы охарактеризовали нынешний уровень сотрудничества России и ЮАР?
Роб Дэвис: В последние годы эти взаимоотношения растут достаточно активно. Объем торговли увеличивается на 60% в год между 2005 и 2009 годами. Есть ряд совместных предприятий, которые реализуются и с российской, и с южноафриканской стороны.
В основном эти предприятия находятся в области добычи и экстракции металлов. Тем не менее на высоком уровне признается, что есть еще огромный потенциал развития между нашими странами.
ВЗГЛЯД: На ваш взгляд, какие факторы способствуют, а какие препятствуют увеличению товарооборота между Россией и ЮАР?
Р. Д.: На этот счет у нас есть ряд позиций, которые являются препятствиями для развития объемов торговли. Это, например, антидемпинговые мероприятия, санитарно-эпидемиологические нормы в наших странах.
Мы эти вопросы ставим и пытаемся их разрешить. Помимо этого, насущен вопрос расстояния между нашими странами. Для повышения эффективности торговли транспорт и логистику надо улучшать. Что касается инвестиций, наиболее важен тот факт, что обе страны являются странами с сырьевой экономикой.
И в этом смысле есть огромный потенциал синергии, так как у каждой страны есть что-то, чего нет у другой, и для совместной деятельности есть огромное поле. В течение ряда лет мы определяли на государственном уровне и на уровне бизнеса эти зоны взаимодействия. Именно этому и посвящен визит: развитию и продвижению наших взаимоотношений.
«Это действительно имеет место»
ВЗГЛЯД: Можете назвать уровень товарооборота на сегодня?
Р. Д.: Совокупный объем торговли с обеих сторон чуть-чуть ниже 1 млрд долларов. Это две трети российского экспорта в Южную Африку и одна треть – в Россию.
ВЗГЛЯД: Вы уже затронули тему инвестиций. Не считаете ли вы, что законодательное наличие в ЮАР требований предоставить темнокожему населению страны долю в бизнесе искусственно сдерживает поток иностранных инвестиций, в том числе и российских?
Роб Дэвис считает, что между Россией и ЮАР огромный потенциал развития (фото: timessaguardian.com) |
Р. Д.: Нет, я так не считаю. Но инвесторы, особенно те, которым нужна лицензия минерального сырья, должны работать вместе со своими темнокожими партнерами. Это действительно имеет место, и это осуществляется различными зарубежными компаниями и российскими тоже.
Поэтому право на природные ресурсы, минеральное сырье, горную добычу, геологические исследования – это часть контракта, в котором участвуют черные партнеры. Мне кажется, что это вполне соответствует той политике национального поддержания, которую проводят другие страны, когда определенная доля доступа к природным ресурсам резервируется за национальным населением.
ВЗГЛЯД: Расскажите об основных бизнес-проектах, которые связывают наши страны.
Р. Д.: «Ренова» – самый крупный из наших партнеров. Она занимается добычей марганцевых руд. С другой стороны, есть ряд южноафриканских корпораций, которые инвестируют в Россию.
Среди них несколько южноафриканских инжиниринговых компаний, крупнейшей из которых является Bateman Group, сотрудничающая с российским «Мечелом». Помимо этого, есть еще компания Shaft Sinkers, которая занимается глубоким бурением, они в том числе работают с российским сырьем, на вашей территории.
«Углубление отношений со странами БРИК – это приоритет»
ВЗГЛЯД: Какие сферы для внешнеэкономического сотрудничества наших стран наиболее перспективы?
Р. Д.: У нас были возможности обменяться на этот счет мнениями с представителями Министерства торговли России. Есть очень много схожего в ваших и в наших планах модернизации экономики. Наша политика развития промышленного производства в ЮАР базируется примерно на таком же уровне.
Думаю, что нужно развивать торговлю с большим добавленным коэффициентом ценности. Поэтому мы ищем инвестиций, которые не просто занимаются добычей сырья, но превращают это сырье в готовые продукты. Сейчас мы ведем переговоры именно в этой области, думаю, что это самые ценные и перспективные проекты.
ВЗГЛЯД: Подведите итоги: может ли ЮАР стать для России основным экономическим партнером в Африке? И если да, когда и что для этого нужно сделать обеим странам?
Р. Д.: Мы считаем, что углубление наших экономических отношения со странами БРИК – это приоритет. Мы все время стучимся в эту дверь. Южноафриканская Республика как основной экономический партнер на африканском континенте для стран БРИК имеет большой потенциал, и мы занимаемся углублением наших отношений в этом направлении.
В этом году наш президент возглавил правительственный визит во все четыре страны БРИК. Россия – третья точка этого визита, который закончится через месяц посещением Китая. И должен сказать, что среди четырех стран контакты с Россией наименее развитые.
Поэтому мы не без основания считаем, что можем многое сделать для развития взаимовыгодных отношений. И, кстати, я это говорю с пониманием того, что и российская сторона разделяет эту позицию. В этом и была цель нашего визита – обсудить с вашим правительством вопросы расширения и углубления наших торгово-экономических отношений.