Даешь сотню
В понедельник Дмитрий Медведев начал свой первый официальный визит на Украину. Его значительная часть была посвящена углублению экономического взаимодействия двух стран. В частности, как заявил президент России, наша страна и Украина уже в этом году должны увеличить товарооборот до 35−40 млрд долларов в год.
Вам удалось больше поднять стандарты жизни людей.... Мы видим, что вы немного нас опередили на вираже
«Товарооборот необходимо планировать на перспективу. Если мы сейчас говорим о цифре 35−40 млрд долларов, то это цифра сегодняшнего года, ее нужно достигать в этом году», − цитирует Медведева «Интерфакс». − В перспективе мы должны ставить 100 млрд долларов − это как раз тот уровень, который отвечает масштабам наших экономик и нашему желанию развивать взаимную кооперацию».
Если говорить о конкретных экономических договоренностях, заключенных во время визита Дмитрия Медведева на Украину, то здесь можно отметить межправительственное соглашение о сотрудничестве в области использования и развития навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС. Его подписали руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов и генеральный директор Национального космического агентства Украины Юрий Алексеев. Кроме того, «Укрэксимбанк» и банк ВТБ заключили соглашение о межбанковском сотрудничестве – соответствующий документ подписали президент-председатель правления ОАО «Банк ВТБ» Андрей Костин и председатель правления «Укрэксимбанка» Николай Удовиченко.
Обошли на вираже
Вместе с тем, как сообщает РИА «Новости», Виктор Янукович заявил, что Украина рассчитывает на поддержку России при осуществлении реформ в своей экономике. «Мы в этот непростой период времени начинаем реформы и уже в июне объявим план реформ. Мы считаем, что нашим стратегическим партнером в этом вопросе является Россия», − сказал президент Украины.
По мнению Януковича, Украина в последнее время, в частности, в период кризиса, отстала от России в экономическом развитии. «Украина немного «провалилась» в экономике, больше, чем Россия», − сказал он, добавив, обращаясь к Дмитрию Медведеву, что «вам удалось больше поднять стандарты жизни людей.... Мы видим, что вы немного нас опередили на вираже».
Дмитрий Медведев, в свою очередь, не стал спорить со словами украинского лидера. «Скорее мы активно давили на газ, а Украина перешла на пониженную передачу и еще смотрела по сторонам», − объяснил российский президент причины экономической «пробуксовки» соседнего государства и тут же предложил Виктору Януковичу в сотрудничестве двух стран отталкиваться от двух основных задач − преодоления последствий кризиса и модернизации экономик. «Мы должны сделать все, чтобы помочь друг другу, − заявил Медведев. − Уверен, мы можем построить стратегическое сотрудничество на взаимовыгодной основе».
Президент России дал понять, что в будущем экономическое сотрудничество двух стран будет только нарастать, и призвал «не откладывать в долгий ящик» следующее заседание межправительственной комиссии. «Это дееспособный, сильный инструмент, но мы должны правильным образом его применять, а это зависит от политической воли, от того, насколько конструктивно и поступательно мы будем работать, − сказал Дмитрий Медведев. − Это только начало. Никто не ждет, что мы сразу решим все проблемы, но главное не снижать давление, не переходить на пониженную передачу».
Акцент на СП
В практическом плане слова российского президента о недопустимости перехода на «пониженную передачу» будут, судя по всему, выражаться в создании СП в наиболее интересных для отечественного бизнеса отраслях украинской экономики.
«Мы договорились, что по тем вопросам, по которым мы увидим, что наше объединение создаст эффект синергии, мы будем способствовать тому, чтобы создавались совместные предприятия, возможно, холдинги, корпорации, которые будут дополнять друг друга, осуществлять кооперационные связи, в том числе работая совместно на третьих рынках», − сказал на пресс-конференции после переговоров с Дмитрием Медведевым Виктор Янукович.
Скорее, мы активно давили на газ, а Украина перешла на пониженную передачу и еще смотрела по сторонам
Корабли прежде всего
В свою очередь, Дмитрий Медведев объявил, что в ближайшее время Россия и Украина завершат работу над совместными документами в области ТЭК, атомной энергетики и ракетно-космических технологий.
«Впереди, конечно, работа над конкретными проектами. Я надеюсь, что мы в ближайшее время завершим ряд документов, которые сейчас согласовываются, в области топливно-энергетического сектора, включая атомную энергетику, а также наше сотрудничество будет расширяться в области ракетно-космических технологий, авиастроении, судостроении», − сказал российский президент.
Названия конкретных украинских компаний, которые могут быть интересны российскому бизнесу, во время визита Медведева на Украину озвучены не были. Однако, как заявил в понедельник замглавы департамента судостроения Минпромторга Андрей Курасов, около десятка предприятий на Украине интересны для их включения в состав «Объединенной судостроительной корпорации».
«В первую очередь, конечно, интересны контрольные пакеты, вплоть до блокирующих даже, не только 100-процентные», − говорит Курасов. При этом чиновник подчеркнул, что речь идет только о государственных активах. «В этом направлении будет вестись работа, изучаться активы. Там не так много государственных активов осталось», − заявил он. Курасов уверен: консолидация ОСК профильных активов на Украине будет способствовать восстановлению производственной цепочки в российской судостроительной промышленности. «Там есть существенные контрагенты: иллюминаторы делают, светильники, кабель», − сказал он.
Огласите весь список
Напомним, в начале мая премьер-министр России Владимир Путин провел встречу с и. о. президента ОСК Романом Троценко. В ходе нее последний заявил, что ОСК рассматривает вопрос об интеграции в свой состав Научно-производственного комплекса газотурбиностроения «Заря-Машпроект» (г. Николаев) и ОАО «Феодосийская компания «Море».
«Заря-Машпроект» − очень сильный завод по производству судовых турбин, который может производить также газовые турбины. «Море» − большой завод по производству судов из легких сплавов, из алюминия. Оба − государственные предприятия, испытывают затруднения с загрузкой, и при интеграции их в ОСК мы могли бы решить вопрос...» − отмечает Троценко.
В первую очередь, конечно, интересны контрольные пакеты, вплоть до блокирующих даже, не только 100-процентные
По словам Романа Троценко, Украина является крупнейшим зарубежным поставщиком ОСК. «Больше 6 тыс. наименований оборудования мы получаем, и часть является важным для нас или уникальным. Можно сказать, что без Украины наше судостроение испытывало бы серьезные затруднения», − отметил глава ОСК.
«Взаимодействие России и Украины в части судостроения, безусловно, надо развивать, − комментирует эксперт информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Юрий Овсеенко. − Учитывая богатый опыт таких предприятий, как «Севморзавод» и «Николаевский судостроительный завод», вполне возможно привлечь украинских корабелов к разработке приоритетных проектов России в топливно-энергетической сфере, таких, как, например, Штокман».
Высокотехнологичный характер
Кроме того, комментируя итоги своего визита на Украину, Дмитрий Медведев заявил, что «мне бы хотелось, чтобы наше сотрудничество приобрело высокотехнологичный характер», тем более что наши «экономики коррелируются друг с другом». В частности, как особо отметил президент России, развивая кооперацию в авиастроении, обе страны должны работать над созданием принципиально новых современных моделей самолетов.
«Мы должны выходить на самые современные технологические решения, − говорит Медведев. − У нас есть желание продолжить работу по всей линейке авиационной продукции, которая может совместно разрабатываться «Антоновым» и Объединенной авиастроительной корпорацией − Ан-140, Ан-148, в перспективе Ан-70 и Ан-124. Но на этом нельзя останавливаться».
Как отметил президент России, «мы должны готовить продукты, которые будут востребованы на авиационном рынке через 10−15 лет». По его мнению, «нужно создавать новые продукты, цифровые модели самолетов и судов», и только в этом случае мы сможем выходить с этими моделями на международные рынки.
При этом Дмитрий Медведев подчеркнул, что это сотрудничество «должно быть абсолютно прагматичным, исключающим всякую филантропию и односторонние решения».
Напомним, предварительно проработанные планы по сотрудничеству в авиастроении предусматривают кооперацию России и Украины в следующем соотношении: если сборка самолетов происходит на территории России, то комплектация будет на 60% российская и на 40% украинская, если самолет собирается на Украине, то комплектация на 60% будет украинской и на 40% − российской.