Знаковые решения
В пятницу Госдума в первом чтении приняла законопроект об увеличении акцизов на слабоалкогольную продукцию, сообщает «Интерфакс».
Мы ни в одной стране мира никогда не сталкивались с таким резким ростом акциза
В результате акцизы на вино и спиртосодержащие коктейли будут проиндексированы в среднем на 30% в течение трех лет, а акцизы на более крепкие напитки (свыше 28 градусов) к 2012 году должны подняться на 9%. Что касается акциза на пиво, то, как сообщил газете ВЗГЛЯД директор по связям с государственными органами ОАО «Саб Миллер рус» Кирилл Болматов, соответствующие ставки на пиво с содержанием алкоголя от 0,5 до 8,6% в 2010 году поднимутся до 9 рублей за литр, в 2011 году − до 10 рублей, а в 2012 году − до 12 рублей. Учитывая, что в настоящее время ставка составляет 3 рубля за литр, к 2012 году повышение акциза составит 200%.
Убийство отрасли
Алкогольное лобби не жалеет красок, чтобы описать катастрофическую ситуацию, в которой окажется отрасль после принятия подобных акцизов. В частности, глава Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов назвал ситуацию на рынке после введения этого акциза «убийственной».
Как отмечали пивовары, в 2004−2009 годах акциз на их продукт уже вырос более чем вдвое, в то время как акциз на крепкое спиртное – лишь на 40%. В результате, по их мнению, потребители могут отказаться от пива в пользу дешевой и нелегальной водки. В частности, об этом заявил в интервью «Ведомостям» глава датской пивоварни Carlsberg Йорген Буль Расмуссен.
Кроме того, представители пивной индустрии называли и чисто экономические проблемы, которые встанут перед российскими властями из-за повышения акцизов. По их мнению, без работы из-за этого решения могут остаться 85−90 тыс. человек, а сам бюджет обеднеет из-за того, что производители станут платить меньший налог на добавленную стоимость.
Рекордное падение
Как скажется резкое повышение акцизов на российском рынке алкоголя? «По нашим данным, падение производства пива за девять месяцев 2009 года составило 8%, − сообщил газете ВЗГЛЯД представитель Союза пивоваров Владимир Кузнецов. − В случае же введения новых ставок в 2010 году эта цифра может вырасти до 10−15%».
Главный редактор портала Алкоголь.Ру Михаил Смирнов настроен еще пессимистичнее. «Повышение акциза приведет к падению пивного рынка на 20%, − уверен он. − При этом большая часть потребителей пить не перестанет, просто перейдет с пива на более крепкие напитки, так как сейчас бутылку «левой» водки можно купить за 50 рублей». По его словам, в рознице цена бутылки пива поднимется на 30−50%. «То, что стоило около 30 рублей, станет стоить 40−45», − утверждает эксперт.
«Лады» подорожают
Кроме того, в пятницу Государственная дума приняла решение изменить ставки транспортного налога (уплачивается в региональные бюджеты), которые остаются без изменений с 2003 года. В среднем по стране с 2010 года этот налог предполагается удвоить, однако субъекты РФ смогут уменьшать установленные ставки в 10 раз и увеличивать не более чем в пять раз.
Ставки различаются в зависимости от возраста автомобиля и его экологического класса – это сделано для стимулирования обновления автопарка.
Большинство отраслевых экспертов восприняло подобное решение Госдумы негативно. «Это неприятное известие, скорее всего, автомобилистам придется платить в 2−2,5 раза больше, чем сейчас», − говорит лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. Правда, как пояснил эксперт, речь идет только о базовой ставке, а в регионах будет установлена итоговая стоимость. «Хотя в законе и написано, что можно снижать ставку, мне такие случаи неизвестны», − заметил Похмелкин.
Автомобили уйдут в сумрак
Напомним, в настоящее время транспортный налог в России рассчитывается в зависимости от мощности мотора. Так, в Москве в 2009 году владелец автомобиля ВАЗ-21099 платит 2200 рублей транспортного налога (20 рублей за каждую из 110 лошадиных сил двигателя). Таким образом, новая ставка увеличит эту сумму до 4400 рублей.
В свою очередь, если гордый обладатель внедорожника BMW X5 объемом 235 лошадиных сил сейчас платит 17625 рублей, то уже в следующем году ему придется раскошелиться на 35250 рублей. При этом, как отмечает Похмелкин, в Москве «одни из самых невысоких ставок на автомобили в России».
Все это, как полагает источник газеты ВЗГЛЯД в одном из крупнейших столичных автосалонов, приведет к распространению «серых» схем владения машинами, при которых транспортного налога не нужно будет платить вовсе. Что, в свою очередь, чревато потерями для региональных бюджетов. К примеру, только в Петербурге за счет транспортного налога в 2009 году планируют собрать 4,59 млрд рублей.