PricewaterhouseCoopers (PwC) подготовил очередное исследование сделок по слиянию и поглощению (M&A) в металлургической отрасли за 2007 год.
Помимо доступа к новым рынкам, покупка иностранных перерабатывающих активов также позволяет обойти экспортные пошлины
В 2007 году резко возросли темпы консолидации металлургической отрасли. Всего было объявлено о 411 сделках, что немногим превышает их количество в 2006 году – 385. Однако совокупная стоимость этих сделок существенно возросла и достигла 144,7 млрд долларов по сравнению с 86,4 млрд долларов за 2006 год.
Прежде всего это объясняется активностью сделок в алюминиевой отрасли, где совокупная стоимость 56 сделок составила 77,3 млрд долларов, то есть почти в 4 раза больше объема сделок, совершенных за период с 2003 по 2006 год.
В 2007 году горнодобывающий гигант Rio Tinto сделкой по приобретению Alcan за 38,1 млрд долларов поставил новый рекорд в отрасли.
Следом идет сделка по слиянию РУСАЛа, СУАЛа и Glencore стоимостью 30 млрд долларов. При этом рост активности по сделкам в сталелитейной отрасли был по большей части равномерным, за исключением приобретения англо-голландской Corus компанией Tata Steel.
Северная Америка стала мировой горячей точкой сделок слияния и поглощения в металлургической отрасли. За год в регионе было заключено 115 сделок стоимостью 77 млрд долларов, что сравнимо со стоимостью сделок на мировом рынке металлов в 2006 году.
При этом, подчеркивают аналитики PwC, североамериканских производителей приобретали компании из стран с быстрорастущей экономикой, в том числе и российские компании, которые продолжают активную деятельность по слиянию и поглощению.
«При существующем количестве крупных игроков в России в секторе черной металлургии компании вынуждены искать объекты инвестиций за рубежом, – поясняет Джон Кэмпбелл, курирующий в PwC предоставление услуг российским металлургическим компаниям. – Например, Evraz находится в процессе приобретения активов в Китае, Южной Африке и на Украине, приобрела активы в Северной Америке, где в перспективе темпы роста спроса на сталь будут опережать предложение. Падение доллара также способствует росту привлекательности инвестиций в Америке для российских стратегических инвесторов».
В алюминиевой отрасли относительно небольшое количество глобальных игроков может ограничивать дальнейшие возможности для масштабных сделок в секторе, однако рост может быть обеспечен за счет диверсификации в другие металлы, считает господин Кэмпбелл.
«Русский алюминий» движется в этом направлении, ведя переговоры с Норникелем, хотя их исход неясен. Обе компании продолжают активно расти, чтобы иметь возможность конкурировать с такими мировыми гигантами, как BHP Billiton и Vale.
Если слияние Норникеля с UC RUSAL все же состоится, то по объему сделок год может повторить тенденцию нынешнего. Тем не менее в цветной металлургии картина несколько искажена в силу масштабности сделок, по количеству сделок черная металлургия остается далеко впереди, поясняет аналитик Банка Москвы Дмитрий Скворцов.
В мире сектор черной металлургии консолидирован менее сильно, чем цветная, и еще менее сильно, чем сектор производителей сырья (угля и железной руды). В последнее время сильно выросли цены на сталь, в том числе из-за повышения закупочных цен поставщиками сырья для сталелитейного производства.
«Среди металлургических компаний наблюдается некая разрозненность, им сложно выступить единым фронтом в переговорах с поставщиками сырья, – отмечает эксперт. – Как следствие, рост цен задал вектор к консолидации на данном рынке».
«Российские же компании на фоне западных металлургических компаний выглядят весьма и весьма достойно благодаря тому, что большинство из них представляют собой вертикально интегрированные холдинги, куда входят и активы по добыче угля и железорудного сырья», – рассказывает Дмитрий Скворцов.
Располагая собственными добывающими активами, в условиях роста цен российские металлурги оказались практически неуязвимы и наращивают свои прибыли, вкладывая свободные средства в сделки по слиянию и поглощению.
«Помимо доступа к новым рынкам, покупка иностранных перерабатывающих активов также позволяет обойти экспортные пошлины и увеличить производство продукции с высокой добавочной стоимостью», – подчеркивает аналитик. Как правило, на заводы компании за рубежом из России поставляются не подпадающие под ограничения полуфабрикаты, которые затем перерабатываются в конечный продукт.
Российским компаниям по-прежнему интересны активы в ЕС и США, кроме того, металлурги все больше проявляют внимание и к странам Ближнего Востока. «У западных сталелитейных компаний падает рентабельность, в условиях финансового кризиса они готовы продаться дешево, а деньгами российские металлурги располагают», – заключил эксперт.