Чистая консолидированная прибыль ЛУКОЙЛа выросла в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 27,1% – до 9,51 млрд долларов. Выручка от реализации увеличилась до 82,24 млрд долларов (+20,8%). Показатель EBITDA вырос на 25,1% и составил 15,388 млрд долларов. Вместе с тем операционные расходы увеличились за год на 1,52 млрд долларов.
В Штатах рентабельность розничного сбыта нефтепродуктов резко снизилась
Рост чистой прибыли объясняется благоприятной ценовой конъюнктурой, а также высоким уровнем маржи от нефтепереработки. Кроме того, компания известна эффективным управлением. При этом увеличение прибыли несколько сдерживалось укреплением рубля по отношению к доллару, ростом транспортных тарифов и налоговой нагрузки (с 1 января 2007 года компания уплачивает акцизы сторонним НПЗ при процессинге нефти).
Хорошие финансовые результаты были ожидаемы, говорят аналитики. ЛУКОЙЛ и продемонстрировал хорошие результаты, что во многом обусловлено благоприятной конъюнктурой на рынке. «Кроме того, при существующей системе налогообложения, когда расчеты по НДПИ и пошлинам запаздывают в среднем на два месяца, отсрочка в налоговых платежах позволяет компаниям показывать хорошие итоговые результаты на растущем рынке», – поясняет аналитик Дмитрий Александров из ИК Financial Bridge. Ситуация с хорошими годовыми отчетами характерна и для других компаний сектора, в частности Роснефти, на фоне роста цен на нефть. У ЛУКОЙЛа возросла и чистая рентабельность, что также следствие удачной конъюнктуры.
ЛУКОЙЛ в своем финансовом отчете сообщил о планах по продаже 162 заправок, находящихся в Пенсильвании и южной части Нью-Джерси (США), купленных у компании Conoco в 2004 году. В феврале 2008 года было заключено соглашение о продаже заправок за 138 млн долларов. Завершение сделки ожидается в мае. ЛУКОЙЛ продолжит поставлять нефтепродукты новым владельцам еще 15 лет. Всего в США компании принадлежит более 2 тыс. станций, при обустройстве которых ЛУКОЙЛ столкнулся с трудностями.
«Продажа заправок в США – весьма удачное решение для компании», – считает Дмитрий Александров. В Штатах рентабельность розничного сбыта нефтепродуктов резко снизилась и заправочный бизнес превратился в балласт. В этом направлении ЛУКОЙЛу выгоднее сосредоточиться на рынках России и СНГ, в частности Средней Азии. «Покупка сети АЗС была скорее имиджевой, – добавляет Анна Анненкова из ИК «Баррель». – Рентабельность данного бизнеса составляет порядка 0,5%. Как и у других крупных холдингов, у ЛУКОЙЛа стратегия за рубежом заключается во владении переработкой и сбытом, но компании так и не удалось приобрести перерабатывающие активы в стране».
По добыче углеводородов ЛУКОЙЛу не удалось показать столь же высоких темпов роста, как годом ранее. Добыча товарных углеводородов группы «ЛУКОЙЛ» выросла всего на 1,5% и составила 2178 тыс. барр. н. э. в сутки (годом ранее – 12,2%). Компания объясняет это продажей в начале 2007 года 50%-ной доли в Caspian Investments, сокращением закупок газа со стороны Газпрома. Кроме того, на 2008 год перенесен ввод в эксплуатацию месторождения Южное Хыльчую.
По словам Дмитрия Александрова, по добыче нефти уровень прироста (1,4%) был ожидаем, однако ниже заложенного в программу среднесрочного развития (6–7%), озвученную в конце 2006 – начале 2007 года, вследствие продажи части добывающих активов и переноса ввода новых проектов.
Компания в течение года вкладывала в основном в сектор разведки добычи (+41,8%). Для сравнения, капзатраты на переработку выросли на 23,5%, при этом объемы переработки нефти росли опережающими темпами по сравнению с добычей (рост 6,7%). В 2008 году можно ожидать частичной компенсации отставания в добыче, заключает эксперт.
«Финансовые результаты ЛУКОЙЛа действительно хороши, – говорит Анна Анненкова. – ЛУКОЙЛ – диверсифицированная компания с эффективным менеджментом, и негативные моменты могут возникать в части обеспечения ресурсами». У ЛУКОЙЛа были также планы по наращиванию производства газа (по итогам года добыча газа составила 13 955 млн куб. м, рост 2,5%), однако в этом направлении интересы компании могут пересекаться со сферами влияния Газпрома.