В пятницу немецкий НПЗ, расположенный в городе Шведт, заявил о сокращении поставок российской нефти и о начале поиска альтернативных источников закупки.
Представитель Еврокомиссии Ферран Таранделлас Эспуни заявил, что у ведомства нет информации о сокращении поставок российской нефти в Европу
Представитель предприятия заявил, что компанию предупредили о предстоящем ограничении объемов, но не назвали причину задержек.
По данным сотрудника НПЗ, завод пока работает в нормальном режиме, так как использует накопленные запасы нефти и другие источники поставок.
Ранее немецкие СМИ сообщали, что поставки нефти на завод в июле уже были ниже обычного уровня.
Представитель Еврокомиссии Ферран Таранделлас Эспуни заявил, что у ведомства нет информации о сокращении поставок российской нефти в Европу.
Он отметил, что появившиеся сведения о сокращении российских поставок нефти в Европу «будут тщательно проверены», и подчеркнул, что ЕС ожидает от России полного выполнения всех обязательств по вопросу энергопоставок.
Нефть российских компаний, которая перерабатывается на НПЗ в Шведте, поступает в Германию по трубопроводу «Дружба», которым управляет Транснефть.
«Всю нефть, которая поступает в трубу, Транснефть поставляет адресату», – уверяет вице-президент компании Сергей Григорьев.
По его словам, снижение объема поставок вызвано тем, что ЛУКОЙЛ заявил большую поставку, а оформил на треть меньше. «Есть и другие нефтяные компании, которые не успели с оформлением», – говорит он.
Сергей Григорьев полагает, что снижение объема поставок может быть связано с множеством факторов, в том числе технических.
«Но компании вполне могут увеличить поставки по этому направлению в последующие дни, – прогнозирует господин Григорьев. – Вывод об объемах лучше делать по данным на конец месяца».
В пресс-службе ЛУКОЙЛа от комментариев отказались. Источник газеты ВЗГЛЯД, близкий к нефтяному концерну, говорит, что задержки вызваны желанием компании повысить цены на нефть. «Все хотят продать подороже», – резюмирует он.
По его словам, снижение поставок в одном месяце не повлечет за собой серьезных проблем. «В договорах предусматривается изменение графика поставок, – отмечает источник. – Главное – соблюсти общие объемы поставок, прописанные в контракте». Если бы концерн изменил конечный объем отправляемой по контракту нефти, это повлекло бы серьезные претензии со стороны покупателя.
«Снижение поставок – это отголоски переговорного процесса, – считает аналитик ИФК «Солид» Дмитрий Лютягин. – Но о полном перекрытии нефти речи не идет, это вызовет политическое несогласие европейской общественности и волну антироссийских настроений».
По мнению эксперта, если сейчас ЛУКОЙЛ прекратит поставки в Германию, аргументируя это увеличением стоимости транзита по территории приграничных государств, то Европа будет расценивать такой шаг как энергетический шантаж. «Поэтому нынешние задержки компания обоснует какими-то техническими проблемами, – резюмирует аналитик. – А при разговоре с представителями НПЗ уже скажет о своем пожелании увеличить цену на поставляемую нефть». По прогнозам господина Лютягина, ЛУКОЙЛ будет настаивать на увеличении цены за нефть с 57,02 доллара за баррель до среднегодовой цены в 59,72 доллара.
Германия получает из России порядка 27–31% общего импорта нефти. Основная доля приходится на ОПЕК – 35%, затем североморская нефть из Норвегии и Англии. Кроме того, африканские страны: Ангола, Габон, Тунис, Конго, Нигерия.
«По трубопроводу «Дружба» в Германию приходит порядка 20% от импортируемой нефти, – напоминает аналитик Financial Вridge Дмитрий Александров. – Сейчас поставки не прерваны, а сокращены, о чем российская сторона предупреждала еще в июле».
По данным эксперта, НПЗ Германии, в частности в Шведте, получают нефть из резервов нефтехранилищ и по Ростокскому нефтепроводу. «Ситуация совершенно не критичная», – констатирует он.
Ранее президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов заявлял, что легкий дефицит российской нефти был бы полезен для котировок Urals и сокращения разницы по отношению к Brent. «Во время последнего пикового роста цен разница сократилась, значит, ощущение паники и ожидание нехватки нефти на рынке действительно было, – говорит господин Александров. – Легкая нервозность идет на пользу котировкам нефти сорта Urals».