В пятницу состоялось годовое собрание акционеров Газпрома. Перед заседанием, которое прессе демонстрировали по мониторам, корреспондент газеты ВЗГЛЯД поговорил с держателями акций.
Сначала выплат хватало на одну бутылку водки, потом на две, сейчас на хороший коньяк
«Размер дивидендов мне не решительно не импонирует, да и кому он понравится?» – рассказывает акционер Александр (держатель пакета в 1,4 тыс. обыкновенных акций). «Положительная динамика, конечно, наблюдается – сначала выплат хватало на одну бутылку водки, потом на две, сейчас на хороший коньяк, – комментирует он темпы роста акций. – Но мне хотелось бы, чтобы на мой пакет дивидендов было бы долларов 200».
«Сделки между взаимозависимыми лицами внутри группы компаний «Газпром» удручают, – злится Рустам, бывший сотрудник НК «ЮКОС» (в его распоряжении 14,4 тыс. акций). – Кредитная линия Газпрома в Газпромбанке составляет 10% годовых, а ведь концерн – первоклассный заемщик, его кредитный рейтинг выше всех в России». Акционер пояснил, что «в ответ корпорация разместила в 2006 году депозит на 1 млрд долларов в Газпромбанке под 0,1% годовых». «Налицо разница в сто раз, – отмечает он. – Такая поддержка Газпромбанку отрицательно сказывается на доходности самого Газпрома и на наших дивидендах». Держатель ценных бумаг назвал такие сделки «необоснованными и непредсказуемыми».
«А сейчас они нам предлагают депозит в Газпромбанке разместить под 0,3% в год, видимо, совесть мучает, – показывает письмо с предложениями совета директоров акционер Людмила (держатель пакета в 3,5 тыс. обыкновенных акций монополии). – Хорошо, что хоть здесь спрашивают нашего разрешения, убытки же они в отчетности не расшифровывают, а это большая часть». Акционер, как и все опрошенные, недовольна низкими дивидендами. «Сумма, потраченная на бумаги концерна (около 500 тыс. рублей. – Ред.), раньше приносила мне в районе 120 тыс. рублей, когда я вкладывала деньги в другие финансовые институты, – печалится она. – Здесь же мне насчитали за год 4,9 тыс. рублей, так я за ними даже не поехала».
Держателя ценных бумаг очень расстроило падение рыночной стоимости акций. «В 2006 году я их покупала по 342 рубля, а сейчас они торгуются по 265, – отмечает акционер. – Сколько я потеряла денег – это ужас».
В отличие от взбудораженных акционеров, председатель совета директоров Дмитрий Медведев, открывая собрание, был спокоен и немногословен. «На заседании присутствуют представители акционеров, в распоряжении которых 88,46% голосующих акций, так что необходимый кворум набран», – пояснил он. Затем господин Медведев озвучил приоритеты повестки собрания, вызвав у присутствующих наибольший интерес пунктом «О внесении изменений в устав ОАО «Газпром», который, впрочем, он зачитывать не стал, предложив выслушать доклад зампреда правления Александра Ананенкова.
Новый докладчик поведал о результатах финансовой отчетности группы за прошлый год, текущих проектах монополии и ее планах. «В 2006 году выручка увеличилась на 32,6% и составила 1632,7 млрд рублей, капитализация выросла почти на 70% (показатель на конец года – 270 млрд долларов.– Ред.), дивиденды на одну акцию выросли на 69,3% и составили 2,54 рубля на акцию», – зачитывал топ-менеджер. Из дальнейшей речи спикера присутствующие узнали, что у группы «Газпром» первое место по запасам газа – 29, 854 трлн кубометров (категории А+В+С1. – Ред.). «В запасах холдинга сосредоточены 1,217 млрд тонн конденсата и 1,387 млрд тонн нефти», – продолжил спикер.
Александр Ананенков обозначил Ямал и его акваторию стратегической базой развития добычи газа на ближайшие десятилетия, в очередной раз рассказал про планы газификации Восточной Сибири, обрисовал текущее строительство газопроводов «Северный поток», СРТО – Торжок (из Тюменской области в Торжок. – Ред.) и напомнил о планах по возведению «Южного потока». Спикер также поведал о долгосрочных контрактах монополии: до 2035 года продлены контракты с E.On Ruhrgas и Eni на поставки в Германию и Италию, до 2027 по поставкам газа в Австрию, до 2031 на поставку газа во Францию, до 2036 в Чехию.
После этого речь зашла о внесении корректив в устав ОАО «Газпром». Докладчик предложил выплачивать ежеквартальные дивиденды, по-новому оформлять доверенности держателям акций и передать полномочия по участию Газпрома в холдинговых компаниях совету директоров. После этого Александра Ананенкова на трибуне тут же сменил сотрудник юридической организации, независимо оценившей нововведения. Юрист похвалил топ-менеджмент, сказал, что «следование этим рекомендациям, по доверенностям и вообще необходимость», и быстренько ретировался, не упомянув про возможные перспективы передачи полномочий совету директоров.
Затем на трибуне выступили инвесторы из Merril Lynch и «ДВС-Инвестмент», которые пояснили, что участие группы «Газпром» в непрофильных активах, таких как Газпромбанк, «Газпром-медиа» и недвижимость, надо снизить, а сегментную отчетность (прозрачность «дочек» монополии. – Ред.) повысить. Тогда, по их словам, инвесторы ясно увидят структуру корпорации, оценят возможные риски и смогут глубже проанализировать концерн. При выполнении этих условий докладчики пообещали рост котировок ценных бумаг Газпрома и увеличение иностранных инвестиций.
Выслушав иностранцев, акционеры пошли обедать и голосовать. В кулуарах продолжились обсуждения про то, что «как обдирали народ, так и обдирают», но к 15.40 выяснилось, что держатели акций поддержали все инициативы совета директоров, включая размер дивидендов.
Аудитором концерна осталась PricewaterhouseCoopers. Состав совет директоров не изменился. Его возглавил Дмитрий Медведев. Его заместителем назначили Алексея Миллера.
Отвечая на вопросы журналистов, господин Медведев отметил, что Газпром рассмотрит возможность выделения газотранспортной системы в отдельную компанию и вывод ее на IPO. Однако он пояснил, что «на данный момент это не актуально».
При этом председатель совета директоров сообщил, что такая идея имеет право на существование в случае развития газотранспортной системы. «В данный момент это доставит Газпрому больше проблем», – резюмировал он. Зампред правления Газпрома Александр Медведев обрисовал контуры будущего совместного предприятия с британским концерном BP. По его словам, в СП Газпром может внести контроль в Ковыктинском газоконденсатном месторождении, а ТНК-ВР, со своей стороны, передаст «Роспан».