Экономика

27 марта 2007, 20:19

Транспортное машиностроение объединят в холдинг

Фото: transsib.ru

Минпромэнерго разработало стратегию развития транспортного машиностроения в России на 2007–2015 годы. В ведомстве признали, что отрасль нуждается в инвестициях и реформировании, поскольку, несмотря на динамичный рост, она не удовлетворяет внутренний спрос ни количественно, ни качественно. Чтобы изменить ситуацию, нужны инвестиции и, возможно, создание госхолдинга.

Во вторник на расширенной коллегии Минпромэнерго была представлена стратегия развития транспортного машиностроения России в 2007–2015 годах.

Не исключено, что транспортное машиностроение будет развиваться как авиа- и судостроение – будет создан крупный государственный производственный холдинг

В первую очередь речь шла о железнодорожном транспорте. На его долю приходится свыше 40% грузовых и пассажирских перевозок, но ОАО «РЖД» и другие перевозчики испытывают серьезные трудности с обеспечением качественными вагонами и локомотивами. Износ основных фондов на предприятиях отрасли достигает 70%. Хотя по словам первого вице-президента РЖД Владимира Морозова, на ремонт фондов РЖД тратится свыше 5 млрд рублей ежегодно.

Другая проблема железных дорог – недостаток продукции. Несмотря на то что производство в ряде секторов за последние 6 лет выросло в 10–11 раз, отрасль испытывает дефицит оборудования. В частности, в 2006 году дефицит по локомотивам составил 50 единиц, по грузовым вагонам – 5,4 тыс. единиц, по пассажирским вагонам – 60 единиц.

Главной признали проблему технической отсталости транспортного машиностроения. По производительности, экономичности, межремонтному пробегу российская продукция значительно уступает аналогичной из развитых стран.

Российские производители особенно отстали в электронном и электротехническом оборудовании. Это стало результатом недофинансирования НИОКР – как сообщил на коллегии вице-премьер Сергей Иванов, в 2005 году финансирование сектора составило 0,01% бюджета, а в 2006 году – 0,25%, притом что в развитых странах эта цифра составляет порядка 7%.

В то же время емкость рынка велика и продолжит расти за счет реализации потребителями отложенного спроса. В 2006 году внутренний рынок трансмаша составил 150 млрд рублей, в 2010 году составит 224 млрд рублей, а в 2015 году – 252 млрд рублей. Рост экономики вызывает повышенный спрос, который отрасль пока не может удовлетворить ни качественно, ни количественно.

С учетом недостатков перед отраслью ставятся амбициозные задачи. К 2015 году предстоит полностью ликвидировать дефицит предложения, вдвое увеличить производство, занять 18% в объеме мирового машиностроения, довести объем экспорта к 2010 году до 33 млрд рублей, а к 2015 году – до 40 млрд рублей.

Основная проблема на пути решения поставленных задач – инвестиции. Их объем в прошлом году составил 3,3 млрд рублей, этой суммы не хватает на технологическое развитие.

Заместитель министра промышленности и энергетики Андрей Дементьев рассказал, что в качестве решения этой проблемы Минпромэнерго рассматривает государственное субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам, привлекаемым предприятиями.

Кроме того, ведомство надеется на механизмы государственно-частного партнерства. «Государство берет на себя финансирование части затрат на НИОКР в обмен на обязательства бизнеса по инвестированию в организацию массового производства новой техники», – описал механизм замминистра, добавив, что Минпромэнерго считает перспективным введение практики заключения долгосрочных договоров на поставку продукции транспортного машиностроения.

О государственном финансировании отрасли говорил и первый вице-премьер Сергей Иванов, назвав предполагаемые меры государственным протекционизмом. Он сказал, что господдержка может принять разные формы: от бюджетного стимулирования потребления отечественной продукции до госгарантий долгосрочных кредитов на реализацию крупных проектов.

Помимо этих мер и разработчики стратегии, и Сергей Иванов рассчитывают на привлечение иностранных компаний. «Сохраняя контроль над транспортным машиностроением и ее отдельными сегментами, мы не должны тем не менее закрываться от иностранных инвестиций и от активного взаимодействия с зарубежными партнерами», – уточнил первый вице-премьер.

Он уверен, что для сторон могут стать интересными совместные предприятия, организуемые для трансферта новых технологий, назвав эту форму сотрудничества «Наш рынок в обмен на технологии». В качестве примера такого сотрудничества господин Иванов вспомнил СП Трансмашхолдинга и Siemens.

Аналитик ИК «Антанта Капитал» Илья Макаров сомневается, что иностранным компаниям будет интересно такое взаимодействие. «России придется предложить что-то выгодное для иностранного партнера. Например, сотрудничество Siemens с «Силовыми машинами» натолкнулось на препятствие в виде отказа российской стороны предоставить ремонтные работы по произведенным турбинам Siemens, в то время как немецкая компания на них рассчитывала, поскольку это высокорентабельный бизнес», – объяснил аналитик.

Но Сергей Иванов убежден, что «будущее отрасли – за крупными частными интегрированными структурами с полным производственным циклом – от изготовления ключевых комплектующих до выпуска готовой продукции». По его словам, консолидация в отрасли продолжится для того, чтобы предприятия не зависели от поставщиков, которые производят некачественную продукцию.

Илья Макаров не исключает, что транспортное машиностроение будет развиваться по той же схеме, что авиа- и судостроение, – будет создан крупный государственный производственный холдинг. «РЖД собираются купить 25% Трансмашхолдинга, затем в единую структуру могут влиться основные госактивы отрасли», – считает аналитик.

Текст: Дмитрий Муравьев

Вам может быть интересно

Арестован временно отстраненный президент Южной Кореи Юн Сок Ель
Темы дня

Словакия ожесточенно бьется за возврат российского газа

Уже третий день словацкая делегация обсуждает в Москве насущную проблему – остановку транзита газа через Украину. Словакия очень хочет вернуть себе право получать выгодные энергоресурсы. Она даже пыталась обсудить этот вопрос с Владимиром Зеленским, но наткнулась на стену сарказма. О чем Словакия может договориться с Россией, и как Братислава может надавить на Киев?

Зачем Трампу нужны срочные переговоры с Путиным

«Сразу после инаугурации Трампа состоится телефонный разговор между лидерами. Начнется дипломатическое взаимодействие на рабочем уровне». Такими словами эксперты комментируют звучащие из Вашингтона заявления о возможных переговорах между руководителями России и США. Действительно ли личная встреча президентов двух стран возможна в текущих условиях?

Бастрыкин назвал число обвиняемых в деле о теракте в «Крокус Сити Холле»

Вице-спикер парламента Словакии снял видео о работе западных фастфудов в России

Барбара Брыльска объяснила сообщения о своей смерти

Новости

Патрушев предсказал возможное исчезновение Молдавии как государства

Помощник президента России Николай Патрушев выразил мнение, что Молдавия может исчезнуть или быть поглощена другой страной из-за своей антироссийской политики и экономических кризисов.

Львовские власти решили эксгумировать останки советских воинов

Львовский городской совет разрешил перенос мемориального комплекса Холм Славы с эксгумацией около 200 могил, включая могилу Героя СССР Николая Кузнецова, и перезахоронением останков советских воинов, сообщили украинские СМИ.

Победительница Кубка мира по самбо Ольга Баранова погибла в 33 года

Российская самбистка и дзюдоистка Ольга Баранова, которая в 2014 году завоевала Кубок мира по самбо, умерла в результате несчастного случая, ей было 33 года, сообщила Тверская федерация дзюдо.

Экс-тренер «Спартака» рассказал, как жил в Москве на 30 тыс. рублей

Бывший футбольный тренер «Спартака» Гильермо Абаскаль рассказал, что его ежемесячные расходы на жизнь в Москве составляли 30 тыс. рублей, которые он приравнял к 3 тыс. евро.

Google перестал работать у части пользователей в России

Сервисы американской компании Google перестали работать у части российских пользователей, они сталкиваются со сбросом соединения.

США и Армения договорились о стратегическом партнерстве

Госсекретарь США Энтони Блинкен и министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян подписали документ о создании совместной комиссии по стратегическому партнерству между двумя странами.

Половина американцев поддержала планы Трампа сократить помощь Украине

Половина американцев поддерживает сокращение военной помощи Украине и начало переговоров с Россией, как это намерен сделать избранный президент США Дональд Трамп после возвращения в Белый дом.

Bloomberg раскрыло возможное содержание 16-го пакета санкций ЕС против России

В рамках нового, 16-го, пакета санкций меры ЕС против России могут затронуть десятки судов, перевозящих нефть, привести к отключению новых банков от SWIFT; также обсуждается возможность постепенного отказа от российского СПГ и запрет на импорт алюминия, сообщает Bloomberg.

Фотографию Певцова сняли со стены ведущей группы артистов Ленкома

Народный артист Дмитрий Певцов сообщил, что его фотографию убрали со стены театра «Ленком Марка Захарова». Он заявил, что «не в настроении» пояснять ситуацию с уходом из театра.

Герой России простил подростка за покушение и обвинил спецслужбы Украины

Председатель комитета Саратовской облдумы, Герой России Александр Янклович заявил, что прощает подростка, который готовил против него покушение на убийство. Янклович обвинил в организации преступления украинские спецслужбы.

Будущий глава Пентагона Хегсет заявил о планах Трампа завершить все войны

Соединенные Штаты при избранном президенте страны Дональде Трампе окончат все вооруженные конфликты, заявил кандидат на пост американского министра обороны Пит Хегсет.

Друг Яниса Тиммы заявил о несостыковке экспертиз гибели баскетболиста

Данные судебно-медицинских экспертиз по делу о гибели баскетболиста Яниса Тиммы, бывшего мужа Анны Седоковой, проведенных в Москве и Латвии, не совпадают, что может свидетельствовать о криминальной версии его смерти, сообщил друг спортсмена Марк Пугачев.
Мнения

Андрей Шалунов: Как сделать потребление разумным и достаточным

Отказ от производства товаров с коротким сроком эксплуатации является ключом к сокращению объемов мусора на свалках и снижению трат граждан на покупку товаров.

Сергей Лебедев: Стратегия России и ОПЕК+ в нефтяной отрасли умнее стратегии США

Нефтяные цены давно превратились из экономического показателя в политически значимый вопрос – и это достаточно четко осознает российское руководство. Именно поэтому в последние десять лет Россия предприняла шаги по сближению со странами ОПЕК и создала координационный механизм ОПЕК+.

Алексей Чеснаков: НАТО боится перехода Европы на русский

Русский язык даже нашими противниками официально признан важнейшим элементом вооружения нации, и его непременно следует добавить к известному списку традиционных союзников России вместе с ее армией и флотом. Третьим будет.
Вопрос дня

Как проходят испытания российской вакцины от рака

Как идут испытания российской вакцины от рака: отбор и принцип «троянского коня»