Закон, который МЭРТ готовило три года, предусматривает создание зон двух типов. На территории технико-внедренческих зон (ТВЗ), размер которых не должен превышать 2 кв. км, должны работать инновационные компании. Производственно-промышленные зоны (ППЗ) могут занимать до 10 кв. км, а объем инвестиций в каждый проект в них должен быть не меньше 10 млн евро.
Идеи Грефа
Этот пункт сразу же вызвал недовольство малого бизнеса. Ведь малые предприятия не могут позволить себе единовременно вложить такую сумму.
Для резидентов ТВЗ предусмотрена пониженная верхняя ставка Единого социального налога (14% против стандартных 26%), а резиденты ППЗ смогут сэкономить на налогах за счет ускоренной амортизации, переноса убытков на следующие годы и включения в расходы затрат на НИОКР.
Региональные власти вправе не брать в любых особых зонах земельный налог и налог на имущество (2,2% от его стоимости) в течение первых пяти лет работы компании. Ввоз оборудования в зоны и вывоз готовой продукции не будут облагаться таможенными пошлинами, а за импортные станки также не придется платить НДС.
Особые экономические зоны создаются на 20 лет, и срок существования зон продлению не подлежит. На территории ОЭЗ не допускается добыча и переработка полезных ископаемых, переработка лома металлов, производство и переработка продукции черной и цветной металлургии, производство и переработка подакцизных товаров.
Россия отстает от Китая
Валерий Гальченко |
Главная проблема, по мнению депутата, состоит в том, что не определены результаты, которые будут достигнуты с помощью данного проекта. Ставится общая цель стимулировать экономический рост, при этом не определяются конкретные показатели, которых необходимо достичь.
В то же время экономические механизмы, заложенные в законе, по сути, превращают технопарки в оффшоры, в которых дешевая российская рабочая сила создает продукт для западных компаний. В частности, в документе предусмотрен льготный таможенный режим для товаров, ввозимых из-за рубежа в ОЭЗ и вывозимых из них за границу. При этом с товаров, с товаров, перемещаемых из зоны на территорию России, по полной программе взимаются таможенные пошлины, НДС и акцизы.
Другие эксперты полагают, что закон не учитывает мнения регионов, ущемляет их права, создает множество административных барьеров, не отражает вопросы привлечения труда иммигрантов. Кроме того, недостаточно четко прописаны критерии зон. Недовольство вызывает даже то, что предусмотрено всего два вида зон, для сравнение в Китае существует 20 типов экономических зон.
Свободные экономические Нью-Васюки
Кирсан Илюмжинов |
Мероприятие началось с доклада калмыцкого лидера одновременно, являющегося, по утверждениям присутствующих экспертов, генеральным менеджером свободной экономической зоны, в которую его стараниями была превращена Калмыкия.
Доклад был посвящен успехам. Причем Илюмжинов не раз подчеркнул, что республике есть, о чем доложить главе Совета Федерации Сергею Миронову, собирающемуся посетить Элисту в начале октября.
Опыт, по мнению Илюмжинова удался, особенно помогли налоговые льготы. «Мы смогли привлечь серый капитал, не черный, но именно серый, который мог бы уйти на Кипр в Гибралтар, в прочие оффшоры», - подчеркнул генеральный менеджер свободной экономической зоны.
То, что в администрации президента обратили внимание на региональные «точки роста», по мнению Илюмжинова, очень положительный момент.
В свою очередь помощник руководителя администрации президента Екатерина Попова похвалила Илюмжинова за хороший доклад и назвала экономические зоны «очень важными инструментами». Она сообщила присутствующим, что глава администрации президента Медведев на этой неделе создал межведомственную комиссию, которая будет отвечать и за свободные зоны
Зуб даю!
Участники круглого стола по достоинству оценили опыт Калмыкии. Президент международного клуба «Экономист» Олег Кулиш намекнул, что в то время, когда зарождался свободный экономический феномен федеральное законодательство было отсталым и да и сам федеральный центр не контролировал ситуацию.
В настоящее время такие вольности невозможны, зато готовящийся закон должен прояснить все вопросы существования зон.
Другой докладчик сравнил Калмыкию с Японией в начале послевоенного возрождения, отметив, что роднит ситуацию отсутствие полезных ископаемых и наличие мозгов у руководства, которое придумывает умные схемы, в то время как другие регионы почивают на сырьевых лаврах. Собравшиеся говорили о привлекательности для Европы портов на Каспии и транзите товаров челночников из Дубая в Москву через Элисту.
А один из ораторов вообще подверг сомнению необходимость для любителей буддистского Востока ехать в Таиланд, например. Далай-лама выбрал Элисту одной из своих резиденций и подарил одному из храмов республики зуб Будды. Зубов в мире семь. Вот, этим и надо привлекать туристов.