В то время как зампред комиссии Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Наталья Поклонская обратилась с депутатским запросом в Генеральную прокуратуру о проверке фильма Алексея Учителя «Матильда», пресс-секретарь российского президента отказался обсуждать и комментировать еще не вышедшую картину.
В происходящем в очередной раз обнажилась линия раскола между творческим классом и большей частью населения страны.
Представители искусства отстаивают свое право творить без цензуры и без оглядки на недостаточно разбирающееся в предмете и консервативное общество. В защиту свободы искусства и опасения по поводу возможного «диктата толпы» за последнее время высказались Константин Райкин, Евгений Миронов, Андрей Звягинцев, Михаил Пиотровский и другие известные представители российского искусства.
В свою очередь рядовые россияне все сильнее выражают свое недовольство существенной частью произведений, которые создаются в недрах российского искусства. Обвинения варьируются от бессмысленной бездарности существенной части создаваемых «продуктов» до последовательной русофобии многих российских творцов.
Проблема заключается в том, что на статус «голоса народа» и выражение мнения большинства зачастую претендуют люди, чья позиция и риторика во многом подтверждают самые мрачные предсказания алармистов от искусства о «консерваторах-мракобесах», либо просто обладают довольно эксцентричной репутацией: Виталий Милонов, Елена Мизулина, Александр Хирург Залдостанов и т. д.
Отдельной темой являются общественники-активисты, готовые на акции прямого действия против возмущающих их произведений искусства: от «Офицеров России» и казаков до безвестных граждан с «неизвестной жидкостью».
В результате вполне адекватные и здоровые общественные настроения оказываются зачастую выражены в публичном поле в радикальном, неадекватном, а временами и просто отталкивающем виде.
Ярким примером этого может служить свежий скандал вокруг рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» в Тюмени. Некие представители общественности инициировали запрет постановки в местном театре по причине того, что, по их мнению, это уже классическое по большому счету произведение направлено «на создание ложного представления о божественной сути Иисуса Христа, канонических воззрений на библейские события». В результате РПЦ подчеркнуто дистанцировалась от избыточно резвых православных активистов, отметив, что «церковь не подавляет творчество, благословляя художников, вдохновляющихся евангельскими сюжетами в своих произведениях».
Теперь бывший крымский прокурор вольно или невольно присоединилась к этому не слишком радостному списку радикальных активистов.
Костюмная историческая драма, которую еще никто не видел и которую снимает один из самых уважаемых отечественных режиссеров, стала объектом прокурорских проверок (именно во множественном числе – оказывается, «Матильду» уже проверяли раньше) по инициативе монархически настроенных граждан, углядевших в ней оскорбление последнего российского императора.
Даже если оставить за кадром, что доля монархистов в российском обществе едва превышает десять процентов, в современном мире абсурдным выглядит стремление запретить создавать произведение искусства о реальных фактах биографии реального исторического деятеля. А любовная связь Кшесинской с молодым цесаревичем до его женитьбы на принцессе Алисе является широко известным фактом и вряд ли кого-то шокирует.
Это особенно забавно выглядит на фоне всей недлинной истории кинематографа, в которой реально существовавшие монархи (и другие члены королевских фамилий) являют собой немалую часть его персонажей. Причем речь идет не только о давно умерших, но и почивших недавно и даже живых (особенно британцы этим отличаются, королева Елизавета II является героиней уже немалого количества художественных произведений).
В результате фундаментализм российских общественных активистов и известных спикеров, критикующих те или иные произведения искусства, по сути, дискредитирует российское общество, которое придерживается намного более умеренных и взвешенных взглядов. Радикальные спикеры претендуют на статус «лица» большей части общества, утверждая, что говорят от его имени, хотя это вовсе не так, и одновременно они превращаются в «пугало» для представителей других – более либеральных – взглядов.
Кстати, подобные радикальные действия и риторика дают замечательное оправдание представителям творческого класса России – возможность ссылаться на угрозу «тирании большинства» и на этом основании игнорировать куда более адекватные и здравые взгляды реального большинства российского общества.
Ничего хорошего для российского искусства в этом ни с какой стороны нет.