– Как и когда началось Ваше знакомство с издательством «Популярная литература»?
– Началось оно неожиданно. Когда летом 2007 года только оперившаяся «Популярная литература» показала зубы «динозаврам» книгоиздательского рынка, я работал в команде Вадима Дымова. За пару месяцев до этого мы открыли третий магазин книжной сети «Республика» на Горбушке, поэтому ни одно событие в профильном бизнесе не могло пройти мимо нас.
Автор бестселлера «Кирза» Вадим Чекунов буквально на днях обещает прислать свою новую книгу – веселые и парадоксальные впечатления о китайцах и о жизни русского парня в Поднебесной
А старт Поплита невозможно было не заметить – обилие рекламных щитов с логотипом издательства по всей Москве и амбициозные заявки его владельцев о 100-тысячных тиражах писателей-дебютантов. Представляете? Реакция у всех была соответствующая: шок, недоумение, вращательные движения указательным пальцем у виска.
Признаюсь, когда полтора года назад в адрес только что вышедшего в «Популярной литературе» романа «Метро 2033» зазвучали титулы «культовый» и «бестселлер», меня это покоробило. Но проницательности издателей Глуховского может смело завидовать Павел Глоба: к 2009 году книга Дмитрия выросла до 300-тысячного тиража, а имя ее автора не знают только таджики со столичных строек.
Но вернемся к нашему знакомству. Буквально через месяц после релиза «Метро 2033» я набрался наглости – в моем случае это синоним смелости – и написал небольшую рецензию на роман в блог Мите Глуховскому. Неожиданно для нас обоих мы стали добрыми друзьями, и именно он познакомил меня с генеральным директором Поплита Еленой Александровной Рыковой. Дальше – больше: я проникся душевностью, царившей в стенах издательства, и оценил готовность ребят из «Популярной литературы» на самые отчаянные эксперименты в продвижении книг. Так мы и подружились.
– Как правило, приход нового руководителя отражается на деятельности всей компании. Ждут ли Поплит какие-нибудь изменения?
– Не берусь утверждать, что я принес в «Популярную литературу» какие-то новации. Идей, которые команда издательства сгенерировала за полтора года работы, хватит до Олимпиады в Сочи. Так что моя приоритетная задача – реализовывать весь этот креатив.
Разумеется, изменения будут, и фундамент для некоторых из них закладывается именно сейчас. Открывать все наши придумки не стану, дабы не прослыть инсайдером. Но расскажу, что мы обязательно начнем осваивать площадки для коммерческого продвижения электронных книг, постараемся изменить подход к дистрибуции и рискнем запустить несколько проектов, которые обязательно понравятся читателям и другим игрокам книжного рынка.
– Вы профессиональный журналист. Как помогает Ваша основная специальность работе в издательстве?
– Действительно, в недалеком прошлом я газетный журналист и редактор. Мне посчастливилось работать в редакциях, где ценились не только оперативность, достоверность, актуальность добытой информации, но и креативный подход к подаче материала. В общем, мне повезло учиться ремеслу у настоящих мастеров.
Пожалуй, самый бесценный опыт я получил в «Комсомольской правде». В этой легендарной газете трудился мой кумир в профессии – Ярослав Голованов, его «Записные книжки» я зачитал до дыр. Сейчас там же работает тезка Голованова – Ярослава Танькова, которую искренне уважаю и считаю лучшим журналистом страны. В «Комсомолке» меня научили изучать, понимать и знать читателей, работать с их приоритетами. Там же я понял важность планирования, освоил умение вычленять главное, но не пренебрегать мелочами.
В «Комсомольской правде» мне открылась без прикрас великая сила заголовка и неоспоримая значимость иллюстрации. Думаю, что треть навыков, которые позволили мне стать главным редактором «Популярной литературы», я получил именно в КП.
Кстати, если говорить об оставшихся навыках, то если вторая их треть – это гены вкупе с житейским опытом, то третья – опыт работы с Вадимом Дымовым. Считаю Вадима безмерно талантливым бизнесменом и очень ему благодарен за навыки и знания, что я получил, сотрудничая с ним и его проектом – сетью книжных магазинов «Республика».
– Расскажите о планах издательства на 2009 год.
– Давайте договоримся так: пока что обсудим планы на первое полугодие, а о второй половине 2009 года поговорим в июне, хорошо?
В первом полугодии мы обязательно внесем еще как минимум пять-шесть талантливых имен в коллекцию современной отечественной литературы. В феврале у нас выходят дебютные книги Юрия Шарапова и Ирины Булгаковой. Первый автор имеет диплом столичного Литинститута, прописку во Владивостоке и виллу в Коста-Рике. Юрий состоявшийся бизнесмен и эффективный менеджер, несколько десятков лет он зарабатывал деньги, чтобы сейчас иметь возможность путешествовать по миру, лезть туда, куда не ступала нога человека, и писать книги. Думаю, и его первая книга «Медведь» о противостоянии старика-удэгейца с медведем-людоедом, и вторая – «Мыс Гамова» об акуле, которая решила откормиться у пляжей Приморья, порадуют тех, кто обычно критиковал Поплит за верность «легким» жанрам.
Ирина Булгакова написала жуткий и увлекательный роман о диггерах под названием «Ловушка». Ирина не новичок в литературе. Впрочем, новая работа однофамилицы великого Михаила Афанасьевича удивит даже тех, кто уже знаком с ее творчеством. Рискну предположить, что даже «папа ужастиков» Стивен Кинг отметил бы нашего дебютанта.
Разумеется, мы продолжим работу с нашими любимыми авторами – Кириллом Бенедиктовым и Вадимом Чекуновым. Кирилл обещает к 1 марта сдать продолжение романа «Завещание ночи» под рабочим названием «Гончий». Кроме того, мы рассматриваем возможность переиздания его лучшего произведения «Война за Асгард». А автор бестселлера осени 2008 года – «Кирзы» – Вадим Чекунов буквально на днях обещает прислать свою новую книгу – веселые и парадоксальные впечатления о китайцах и о жизни русского парня в Поднебесной.
Есть еще один сильный и громкий проект, который обозначу кодовым словом «Маруся». О нем пока скромно промолчу. Но обещаю, что, как только можно будет рассказать подробности, ВЗГЛЯД будет первым СМИ, кто их узнает.
В общем, если мир не вывернется наизнанку (массаракш!), то два раза в месяц мы будем радовать вас новыми книгами.
– Как происходит отбор авторов для сотрудничества с Поплитом?
– Ну, в этом смысле мы не новаторы. Работаем по традиционным схемам: ищем авторов в сети и в литературных агентствах, внимательно изучаем всю входящую почту. Другое дело, что мы умеем из уже издаваемых, но пока особо не популярных авторов делать звезд. Как? А вот это уже пресловутый «секрет фирмы»…
– На какую аудиторию ориентированы проекты Поплита? Проводятся ли в этой области какие-либо исследования?
– Разумеется, мы изучаем нашу аудиторию. Все способы ее изучения довольно детально описаны в учебниках по маркетингу. И мы в этом смысле не изобретаем велосипед, а просто делаем все по технологиям, отточенным годами. Ну а если оценить наших читателей в целом, то, думаю, мы издаем книги для самой массовой аудитории. Наши книги нравятся и студентам, и умудренным сединами ветеранам. Ведь возраст – это такая условность.
– Какова география распространения книг Поплита? Планируется ли расширение основных площадей продаж?
– Мы не занимаемся продажей наших книг, мы их только издаем. При этом мы стараемся выбирать в партнеры те дистрибуторские компании, которые гарантируют нам максимальный охват территории России и ближнего зарубежья. К сожалению, логистика в книжном бизнесе отстроена, мягко говоря, не очень хорошо. Поэтому многие произведения, например, в моем родном Владивостоке появляются на два-три месяца позже, чем в Москве. Это, конечно, печально. Именно поэтому мы хотим вплотную заняться развитием продаж электронных копий в Интернете, что позволит читателям максимально оперативно знакомиться с новинками вне зависимости от местонахождения.
– Вы лично следите за новыми поступлениями на книжный рынок? Что из последних книжных новинок Вас привлекло как читателя?
– Само собой, слежу: литература – моя работа, как бы пафосно это ни звучало. Конечно, читать все и всех не получается, поэтому многие новинки я просто просматриваю по диагонали. Но то, что заинтересует, – обязательно читаю.
Из громких новинок прошлого года порадовали «Похороните меня за плинтусом» Санаева и букеровский лауреат – «Библиотекарь» Елизарова. А вот победитель «Большой книги» – «Асан» Владимира Семеновича Маканина, при всем уважении к автору, почему-то не зацепил.
Огорчил и один из моих любимых авторов – Сергей Лукьяненко. Его роман «Конкуренты» оказался – увы – на голову ниже всех предыдущих. С другой стороны, свою задачу он выполнил – благодаря нему я познакомился с онлайн-игрой «Старквейк» (которую, собственно говоря, книга и рекламировала) и развлекаюсь в ней. Там я вступил в клан YOB и уже даже дошел до 17 уровня. Так что, если в выходной день будете играть в «Старквейк», ищите игрока под ником Мариенгоф – повоюем.
Любопытно было почитать новинки от Липскерова, Орхана Памука, Сорокина, Вербера и Дины Рубиной. Кроме того, я стараюсь читать все, что издают мои коллеги и друзья из Ad Marginem и Livebook. А из свежеизданных книг очень хочу почитать «Косметику врага» Амели Нотомб и только что вышедшие в «Эксмо» классические повести Сэлинджера «Фрэнни» и «Зуи».
Впрочем, художественной литературой я себя не ограничиваю и с интересом слежу за новинками нон-фикшн. Прорыв на фронте интереса к подобным книгам меня очень радует. Из личных впечатлений могу отметить научно-популярное издание «Апгрейд обезьяны». Это не совсем новинка, но в прошлом году вышло несколько книг ее автора Александра Никонова. Настоятельно рекомендую прочесть его книжки – хорошо прочищает мозги, если, конечно, в этом есть необходимость.
– Ваша любимая книга от Поплита?
– Сейчас у издательства одиннадцать книг, и только три из них я по тем или иным причинам не оценил как читатель, но, разумеется, признаю их право на существование. А самая любимая?.. Наверное, я ее сам напишу! Вот так уйду от прямого ответа…
– Что Вы можете пожелать своим читателям в будущем году?
– Много хороших книг. При этом ориентируйтесь в первую очередь на свой вкус и не слушайте многочисленных и не всегда объективных критиков, которые в силу собственного снобизма и предвзятости слишком увлекаются поиском черных кошек в темной комнате. Особенно когда их там нет…