Культура

29 июля 2008, 09:45

Роберт Стуруа: «Театр всегда был борьбой…»

Фото: ИТАР-ТАСС

Роберт Стуруа – режиссер, изменивший представление о театре у нескольких поколений отечественных и зарубежных зрителей, человек, официально признанный одним из лучших постановщиков Шекспира всех времен и народов. В предъюбилейной беседе Роберт Стуруа рассказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД Ксении Щербино о Шекспире и Чехове, кинематографе и политике. И еще. К юбилею режиссера телеканал "Культура" показывает документальный фильм "Истории, рассказанные Робертом Стуруа" и спектакль "Кавказский меловой круг". "

– По-Вашему, любовь к театру – это врожденное или благоприобретенное чувство? Можно ли его воспитать?
– Воспитать? Можно, думаю. Честно говоря, обычно в детстве театр не любят, считают, что он мертв.

Я тоже так считал в школе. Театр казался мне оторванным от жизни, правда, и спектакли были в основном соцреалистические. Я хотел быть кинорежиссером. В Москву меня не отпустили, а кинорежиссерского факультета в Тбилиси не было.

Кино я продолжаю любить, как можно любить красивую женщину, которая вышла замуж за другого

Родители мне тогда сказали – проучись тут три года, потом поедешь поступать во ВГИК. Я ведь окончил школу на год раньше, и родители боялись отпускать меня в Москву, боялись, что я попаду в этот страшный и опасный город, Вавилон или Византию.

Так и пришлось идти в театральный. Но когда я поступил, я вдруг понял, что попал туда, куда нужно было попасть. Кино я продолжаю любить, как можно любить красивую женщину, которая вышла замуж за другого.

– Не хотелось ли Вам всё же попробовать себя в кинематографе?
– Как это не хотелось? Конечно же, хотелось! В какой-то степени я и занимался этим. Мне в 74-м году предложили снять версию «Кавказского мелового круга» на телевидении – так и сложился мой дебют.

И у меня даже были сценарии. Каждые пять лет я пишу сценарии, удовлетворяя свою страсть. Их никто не напечатал, никто их никак не использовал, никуда они так и не пошли, некоторые лежат дома. Но кино я продолжаю любить.

– Кстати, а как Вы относитесь к Шекспиру? Вы очень много его ставили...
– Иногда «много ставишь» еще не означает «любишь».

Во-первых, если очень много ставишь, то тебе самому надоедает автор.

Во-вторых, сам, чем больше ставишь Шекспира, тем больше понимаешь, что не можешь до конца познать этого автора, этого человека, настолько он многолик и многогранен – и это тоже раздражает тебя.

Я и многое другое ставил, кроме Шекспира, поэтому меня очень раздражает, когда иногда я слышу в свой адрес – «шекспировский режиссер».

Для меня Шекспир прекрасен как поэт, и в поэзию погружен и его театр. Шекспир – это сочетание романтизма и цинизма, лирики и жестокости, психологизма и цирка. И поэтому я его всё-таки люблю.

– Как Вы выбираете, что ставить? На Вас влияет какое-то впечатление?
– Вы, наверное, решите, что это шутка, но это правда. Когда у меня было несколько пьес – достаточно мощных и актуальных и я не мог выбрать, я записывал на бумажке их названия, кидал в шапку и вынимал, оставляя выбор судьбе. Надо сказать, что судьба не подводила меня.

– Ваш театр имеет статус национального театра Грузии. В чём для Вас суть грузинской театральной традиции?
– Ну, всё же у нас этого статуса пока еще нет. Правительство всё время обещает дать нам его, но пока никак. Причины я вам, к сожалению, не могу объяснить.

– По крайней мере, он воспринимается так…
– А что касается нашего национального театра...

Я могу назвать главную черту грузинского театра: он всегда и во всех постановках – прежде всего театр. Для него естественно состояние скоморошничанья, что ли, важен народный дух.

Мы впитываем театральность с молоком матери, она входит в нас с рождения, свадьбы, застолья, смерти. Понимаете? Для нас он имеет ритуальное, сакральное значение.

Вот почему в Грузии так сложно, почти невозможно ставить Чехова. Фактически получается, что грузинский театр Чехова пропустил. И только сейчас мы вновь возвращаемся к нему, когда вдруг оказалось, что Чехов – не просто бытописатель конца ХIХ – начала ХХ века, когда стало ясно, что у него свой, ярко выраженный театр.

Вот сейчас и начнем Чехова ставить. Я, например, давно мечтал о «Вишневом саде». Но на Чеховский фестиваль мы его не привезем, потому что это ужасно, когда разные театры выступают с одними и теми же пьесами.

– Я разговаривала с французским режиссером Жоэлем Помра, и он считает, что французы любят Чехова, потому что он политичен и социален. А как Вы считаете, театр должен быть политизирован, ориентирован на социальные проблемы в обществе, или театр должен быть просто театром?
– Я считаю, что оба подхода могут существовать.

Но если вернуться к истокам театра, к античному театру, мы заметим, что античные пьесы сильно политизированы, хотя и глубоко философские, мне иногда даже кажется, что они метафизичны.

Театр всегда был борьбой с проявлениями власти насилия, с тиранией, нарушением закона. Для меня, конечно, театр должен быть красивым, обладать своей эстетикой, своей атмосферой.

Но всё-таки, когда мы читаем хотя бы Шекспира, в каждой пьесе невозможно не найти политические и социальные отсылки к современной ему жизни. А количество царственных трупов так вообще вызывает улыбку.

Видимо, театр всё же неразрывно связан с политикой, никуда не деться.

– В Москве, в России отчетливо понимается, что Ваше творчество стало важной частью российской культуры. Я хорошо помню Ваш приезд в 2007 году, помню, как я часами стояла за билетами и каким открытием, откровением стал Ваш театр. Что Вас связывает с Россией сейчас, в нынешней ситуации не лучших взаимоотношений между нашими странами?
– Вы знаете, я учился в русской школе. Отец должен был переехать в Москву, поэтому я поступил в русскоязычную школу. Все выдающиеся поэты и писатели ХIХ века учились в русской школе – грузинских еще не было.

Я воспитывался на русской литературе и культуре, и это не могло не отразиться на моем взгляде на мир.

Не буду сейчас петь дифирамбы великому русскому искусству, и так всё ясно. То, что сейчас происходит между нашими странами, – мне это понятно, хотя и очень грустно.

Почему-то вдруг выясняется, что политики могут решать судьбу людей. Я думал, люди могли бы более разумно себя вести с обеих сторон. Но все наши слова, как мышиный писк, ничего, оказывается, не означают.

И вот это ощущение бесправия, когда как марионетка дожидаешься событий, в которых ничего не можешь изменить, – это очень неприятно.

Текст: Ксения Щербино

Вам может быть интересно

Зеленский прибыл в США
Темы дня

На Украине перетряхивают «слуг» Зеленского

Национальное антикоррупционное бюро Украины разоблачило в Верховной раде преступную группу депутатов, которые голосовали за деньги. В коррупционной схеме оказались замешаны десятки человек. Обыски прошли в комитете по вопросам транспорта, возглавляемом Юрием Киселем («Слуга народа») – другом Владимира Зеленского. Как говорят эксперты, украинские силовики начали системную кампанию по ослаблению власти Зеленского.

2025 год заставил Запад пересмотреть ключевой тезис о силе России

Тезис о нанесении России «стратегического поражения на поле боя» в 2025 году почти вышел из употребления даже среди западных лидеров. А ведь с 2022 года он провозглашался как единственная политическая цель в отношениях между Западом и Москвой. Что и как заставило западные элиты пересмотреть свой подход?

Россиянам напомнили, какие законы вступят в силу с 1 января

Удары возмездия ВС России вызвали тревогу на восточном фланге НАТО

Военный эксперт Кнутов объяснил массированный удар возмездия по Украине

Новости

Мясников осудил поведение «антистатиночников» в праздники

Известный врач Александр Мясников предостерег россиян от прекращения приема статинов в новогодние дни, подчеркнув угрозу инсульта или инфаркта.

Захарова прокомментировала видео празднования Рождества на Украине

Официальный представитель МИД России Мария Захарова прокомментировала видео, на котором в день празднования Рождества на Украине участники в языческих костюмах признались, что не знают, кто такой Иисус Христос.

Гроссмейстер Карлсен бурно отреагировал на проигрыш россиянину Артемьеву

Норвежец Магнус Карлсен не расставил фигуры на доске после поражения от россиянина Владислава Артемьева на чемпионате мира по быстрым шахматам; он быстро покинул турнирный зал, оттолкнув камеру оператора.

Путин: Успехи ВС России сводят к нулю заинтересованность Москвы в отводе ВСУ

Темпы продвижения российских войск в Донбассе фактически свели к нулю заинтересованность Москвы в выводе украинских формирований с территории региона, заявил президент России Владимир Путин на совещании на одном из командных пунктов СВО.

Бастрыкин потребовал доклад по убийству из-за зарплаты на стройке в Москве

Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин затребовал подробный доклад после смерти рабочего на строительном объекте столицы на фоне спора из-за зарплаты, сообщили в Следственном комитете России.

Путин провел встречу с Назарбаевым в Кремле

В Кремле состоялась встреча президента России Владимира Путина с бывшим президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, сообщили в пресс-службе главы российского государства.

Военный эксперт рассказал о роли в РДК ликвидированного Капустина

Основатель запрещенного в РФ «Русского добровольческого корпуса» (РДК) Денис Капустин был ликвидирован в результате атаки дрона-камикадзе, но он являлся медийной фигурой и не был реальным руководителем РДК, сказал газете ВЗГЛЯД военный эксперт Михаил Онуфриенко. Капустин был уничтожен на Запорожском направлении в ночь на субботу.

Путин: Наступление в Запорожской области идет на плечах противника

Президент Владимир Путин отметил, что российские войска на Украине развивают наступление в Запорожской области с высокой скоростью, продвигаясь «на плечах противника».

Путин поблагодарил бойцов за смекалку при взятии Димитрова

Во время совещания на одном из командных пунктов спецоперации президент России Владимир Путин отметил профессионализм и находчивость военнослужащих 5-й мотострелковой бригады, освободивших Димитров (Мирноград).

Лавров назвал ЕС главным препятствием к миру на Украине

Евросоюз не скрывает подготовки к войне с Россией и становится ключевым препятствием к миру на Украине, заявил глава МИД России Сергей Лавров.

Комбриг «Центра» рассказал об освобождении Димитрова в три этапа

Российские военные поэтапно завершили операцию по освобождению города Димитров (Мирноград), начав ее в начале сентября, а закончив в конце декабря, сообщил командир бригады группировки войск «Центр» Рамиль Фатхутдинов.

На Западе указали на смену позиции Макрона по России

Президент Франции Эммануэль Макрон демонстрирует отход от риторики жесткой конфронтации с Москвой, делая ставку на диалог и сближение позиций с Италией, дистанцируясь от воинствующего канцлера Германии Фридриха Мерца,заявил профессор Университета Юго-Восточной Норвегии Гленн Дизен.
Мнения

Евдокия Шереметьева: Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов