Витас. «Криком журавлиным. Возвращение домой 2»
«Квадро-Диск», 2007.
Федоров и Волков упорно идут к той чистой незамутненной простой пушкинской красоте, которую явственно ищут
Витас совершенно очевидным образом стал одним из самых необычных явлений на отечественной поп-сцене. Он под чутким руководством своего продюсера Сергея Пудовкина записывает настолько неоднозначные альбомы, что пора делить страну на тех, кому отвратителен сам тембр голоса певца, и на тех, кто от него в диком восторге.
Да, еще стоит напомнить о невероятном успехе Витаса у китайского зрителя. Один из двух клипов на альбоме как раз показывает наглядно, что творится на концертах по 6500 зрителей – вспоминается и Tokio Hotel, и The Beatles и Муслим Магомаев в расцвете карьеры.
Но вот слушаешь альбом, и никакого хитового материала в нем не обнаруживаешь. Песни проходные, гуськом теснятся и серенькие до безобразия (конечно, international хит «Джамайка» не в счет). Стало быть, дело не в песнях. А именно в отлично продуманном имидже Витаса.
Для тех, кто в последний раз слышал в исполнении Витаса песню «Опера №2» (то есть дебютную), поясним, что певец ныне почти отказался от прямолинейного использования всяких вокодеров. И поет преимущественно самым обычным фальцетом. Продюсер, конечно, не забывает нашпиговывать вокальные партии разными вкусными компьютерными штучками – но они уже на периферии. Они как десерт. Потому что быстро выяснилось, что живой фальцет впечатляет слушателя гораздо больше, если его никак не стесняться (что происходит с Пресняковым-младшим).
И тут происходит парадокс. Витас во всех песнях показывает фокус, как из речитатива обычным «непевческим» голосом он переходит в высокий регистр. И вот же незадача – никак не получается сделать это настолько чисто, чтобы соотнести Витаса с эталонами поп-фальцета. С тем же Фредди Меркьюри в песне Exercises in Free Love. Момент перехода из регистра в регистр – слабое звено Витаса. Голос дрожит, глухнет, а фальцет начинается с откровенно фальшивых нот, которые Витас в худших традициях «подтягивает» до нужной высоты. И тут же отвлекает внимание всякими декоративными опеваниями и вибрато. Самый наглядный пример – заглавная песня «Криком журавлиным», которая весь припев циклично демонстрирует непопадание в регистр.
С другой стороны, откровенно проходной музыкальный материал (целиком сочиненный Витасом) позволяет певцу в каждой песне демонстрировать свой «фокус». Трудно себе представить, как бы такой трюк появился бы в песне Константина Меладзе, например. Но Витас с Пудовкиным рассуждают здраво и цинично – пипл хавает, так что песенок насочиняем хоть на десяток альбомов.
Кстати, о китайцах. Многим кажется парадоксальным их интерес к Витасу. Но надо иметь представление о китайской музыкальной культуре. Поющие фальцетом мужчины – вполне традиционные персонажи китайской оперы. Если в России и Европе это часть гомосексуальной эстетики и Витас по неизвестной науке причине дистанцируется именно от этой окраски, то в Китае – это всего лишь одно из амплуа музыкального артиста.
Стоит напомнить о постановке Романа Виктюка «Мадам Баттерфляй», где партию женщины, переодетого мужчины, фальцетом блестяще пел Эрик Курмангалиев. Витас чувствует культурный бэкграунд и стремится сделать свой вклад.
Так или иначе, в лице Витаса мы имеем феномен. Артист не пишет традиционных поп-хитов, не сближается с традицией гомосексуального кабаре, чужд евро-попу и американским влияниям вроде хип-хопа. Мелодика «Принцессы» или «Колыбельной» идет от сказочно красивой музыки советских композиторов Гладкова и Рыбникова. Иногда оступаясь в ресторанные «медляки», иногда остужаясь самоповторами и трюизмами. Увы, талант Витаса как композитора весьма скуден. И не соответствует планке, когда-то заданной удачной «Оперой №2».
Альбом «Криком журавлиным. Возвращение домой 2» – альбом, конечно, проходной для рамок творчества Витаса в целом. Но весьма неординарный по нынешним кастрированно-форматным временам.
Оценка: 7 из 10
Леонид Федоров, Владимир Волков. «Романсы»
Ulitka Records, 2007.
Это уже пятый плод сотрудничества лидера «АукцЫона» |
Это уже пятый плод сотрудничества лидера «АукцЫона» и великолепного контрабасиста. Начиналось все с «Джойса» (2004), где Федоров ничего и не пел, а тексты Анри Волохонского читал сам Волохонский – но под какой аккомпанемент! На следующем альбоме «Таял» (2005) Федоров запел, и вдруг оказалось, что найден совершенно иной способ существования – и песни как таковой, и федоровской креативности, и дуэта в целом. Затем очень быстро выяснилось, что Федоров и Волков понимают друг друга настолько, что им больше никто почти и не нужен.
«Безондерс» (2005) и «Красота» (2006) выходили строго по плану в декабре каждого года и явственно иллюстрировали эволюцию дуэта в сторону усложнения и мимикрии под псевдосущности. И вот, снова в декабре, выходит альбом «Романсы».
Он возвращается к чистоте и мелодичности альбомов «Таял» и «Безондерс», поразительным образом лелея мимикрию под целые жанры. Трек-лист из 12 песен наполовину состоит из перечисления жанров. Но «Танго», например, – это вовсе не танго в кабареточном понимании или даже в интерпретации Астора Пьяццоллы. От Пьяццоллы остается ритм и сходящаяся-расходящаяся пульсация контрабаса и рояля, но на них глыбой навешиваются нервный романсовый распев голоса Федорова и совершенно беспородная дворовая гитара.
«Вальсик» начинается со штраусовских мотивчиков, на которые накладывается совершенно отстраненная мелодия металлофона. Заглавный «Романс» и вовсе не отсылает к романсу, а представляет собой вкрадчиво пропеваемую мелодию под «небрежное» бренчание гитары, на которую лирическими мазками наложены вторые планы из тягучих скрипичных и третьи планы из необязательных шелестов и потрескиваний. Так художники создают объем у панорамы на полотне.
Тексты Александра Введенского и Алексея Хвостенко («Хвоста»), использованные для песен, хороши для препарирования острым предметом. После «Жильца вершин» (1995) по Велимиру Хлебникову, делавшийся как раз с Хвостом, умение Федорова найти музыкальную форму для самого причудливого карнавала гласных и согласных неоспоримо. А «Безондерс» показал еще и новые краски для введенских чтений – виртуозную вдохновенность Владимира Волкова. Стихи Хвостенко в этом пиршестве звуков кажутся вполне конгениальными текстам Введенского (возможно, так оно и есть).
Леонид Федоров и Владимир Волков необычайно тонко чувствуют друг друга. Креатив и космогоничность Федорова изысканно оттеняются виртуозной техникой и эрудицией Волкова. Мастера нашли друг друга. Новый альбом куда мелодичнее и воздушнее предыдущей не слишком удачной «Красоты». Конечно, он также будет проходить в музыкальных магазинах по разделу артхауса, и ни одна из песен не окажется в радиоэфире. Но Федоров и Волков упорно идут к той чистой незамутненной простой пушкинской красоте, которую явственно ищут. Обрящут ли в будущих альбомах? Бог весть.
Оценка: 9 из 10
«Reelroadъ». «Гуляю, гуляю»
Navigator Records, 2007.
Нынешний «русский альбом» группы «Reelroadъ» можно было бы с чистой совестью назвать world music |
Русско-кельтский оркестр «Reelroadъ» окончательно, кажется, обрусился. Помнится, первый альбом группы почти целиком состоял из ирландских экзерсисов. Второй был поделен поровну – одна сторона для celtic music, другая для russian songs. Новый альбом «Гуляю, гуляю» состоит сплошь из русских песен.
Учитывая весьма академическую основательность Насти Карасевой по отношению к русскому фольклору, удивляться не приходится. Когда слышишь великолепный русский распев, разложенный на два-три голоса – и спетый чистейшим образом, проникаешься уважением к музыкантам. Они же все играют, свободных вокалистов в группе нет. Запись же доносит ощущение, что на бэки пригласили как минимум отдельную вокальную группу. Что вызывает уважение.
Нынешний «русский альбом» группы «Reelroadъ» можно было бы с чистой совестью назвать world music. И не гнаться за эфемерностью терминов вроде постфолка. Группа записала такой альбом, который не стыдно показывать как образец современного русского фолка, наряду с жемчужинами жанра – Инной Желанной и Пелагеей.
Альбом состоит из 11 русских народных песен, богато аранжированных и эффектно спетых. Порою музыканты расширяют образный ряд песни за счет импровизированных диалогов, как в шуточной «А на горе мак». Театрализация, впрочем, совсем не конек группы. Гораздо лучше им удаются эффектные переходы от минималистичной аранжировки к размашистому фолк-року, как в «Тюре».
Без проблем, однако, не обошлось. В первую очередь слаба ритм-секция. Это стало уже общим местом для фолк-групп, но драйва у связки басист-барабанщик фатально не хватает самым позорным образом. А драйв для песен создает довольно бесхитростный бой акустической гитары, приподнятый над остальными инструментами. И это вторая проблема. Такой прием опрощает, огрубляет музыку «Reelroadъ». Складывается непреходящее впечатление, что группа гораздо лучше поет, чем играет.
При этом в записи альбома участвовало достаточно много приглашенных музыкантов. Кроме двух вокалисток Светланы Чиркиной и Яны Лир, в записи приняли участие два аккордеониста, известный волынщик Greg Dolan и игрок на латышской деревенской виолончели giga (альбом сводился в Риге). Да и постоянные музыканты «Reelroadъ» оснащены более чем щедро – от гуслей до жалеек с калюками. Увы, всё это богатство при сведении поблекло из-за насущной необходимости держать какой-никакой драйв хотя бы при помощи гитарного боя.
Тем не менее «Reelroadъ» записал удивительно сильный альбом. В нем чувствуется бережное отношение к исконному русскому фольклору и при этом загадочным образом сохранен современный городской темп бытия. Слушать же богатейшей красоты русские народные мелодии – истинное наслаждение.
Оценка: 8 из 10