Культура

12 сентября 2007, 12:45

Дворец в Царицыне: за и против

Фото: ИТАР-ТАСС

Прошу прощения за пристрастность и повышенную эмоциональность последующего текста, но писать о гибели музея-заповедника Царицыно по-другому мне, орехово-борисовскому жителю с тридцатилетним стажем гуляния по старинному парку и дворцовому комплексу, трудно.

Увы, Царицыно не повторило судьбы Коломенского, восстановление которого осуществлялось с уважением и к русской истории и старинному искусству, и с уважением к культурному уровню потенциальных посетителей.

Любоваться оказалось нечем. Величественных руин больше не было – на их месте стоял новый дворец

Чем было Царицыно?

Было музеем под открытым небом, каменной книгой по русской истории – и повествованием об истории XVIII века с его взлетами и падениями, о менталитете державной власти и судьбах искусства в России, вечной «зоны рискованного земледелия».

Было памятником искусства – и Баженов с Казаковым, и ландшафтный архитектор Френсис Рид пусть вот таким, отчасти парадоксальным образом, но смогли оставить потомкам свое послание.

Да, разумеется, праздничного звучания при виде руин великого дворца услышишь мало, есть в этом памятнике некая драматическая нота. Но это уже драматизм самой русской истории.

То, что я здесь говорю, очевидно. Поэтому останавливаюсь

Чем Царицыно стало?

…В обновленное Царицыно я отправился через несколько дней после официального открытия и вошел в Царицыно, как входил всегда – с тыла, от метро «Орехово».

Первые несколько минут были радостными. Вид решетки, отбивающей парк от наступающего на него города; и решетка эта отчасти напоминала утраченную Москвой решетку Александровского сада Кремля.

Приятно поразила чистота и ухоженность леса. Подстриженная трава пахла арбузом. Канавка в овраге убрана в желобки. Восстановленные аллеи покрыты каменной крошкой.

Из-за темных стволов светит белый мрамор парковых скульптур, всегда присутствовавших здесь невнятными серо-желтыми истуканами. Единственное, что мешало – туалетные кабинки, почему выставленные на аллеи, а не убранные под деревья.

И вот, наконец, я вышел к огромной поляне с двумя сросшимися соснами, которой заканчивается парк и откуда лучше всего любоваться панорамой дворцового комплекса с могучим остовом дворца Казакова в центре.

Любоваться оказалось нечем. Величественных руин больше не было – на их месте стоял новый дворец.

Не обновленный, а именно новый. Похожий на оперную декорацию, потому как он не только построен, но еще и как бы нарисован белой штриховкой на стыках новеньких кирпичей. Плюс – роскошная кровля с необыкновенно пышными башнями.

Нет, я, конечно, знал, что увижу новодел. Но была надежда, что архитекторы-«реставраторы» – ну хотя бы из-за уважения к своей профессии, к ее истории, да и просто из-за уважения к русской культуре – смогут отстоять идею восстановления именно казаковского замысла.

Увы, «реставраторы» предпочли коктейль из баженовских и казаковских идей, дополнив их собственными «творческими решениями». Стилистика их строения определялась как историческая «фантазийная архитектура». То есть вольные фантазии на мотивы XVIII века с установкой на максимальную пышность и парадность – на создание «московского Версаля».

И вот это уже – удар в самое сердце царицынского комплекса. Дело в том, что часть дворцовых помещений (Хлебный дом, Оперный театр и некоторые другие) отреставрирована уже давно, и в обновленных зданиях отчетливо прослеживалась ориентация именно на изначальные архитектурные коды.

Плюс, что очень важно, восприятие их корректировалось присутствующим рядом, как бы направляющим взгляд остовом Большого дворца. И потому ощущение исторической достоверности было.

Такое же, как в «новодельном» после войны Царском Селе или Петродворце, где восстанавливалось то, что было на самом деле. Но такого Большого дворца – вот этого «богато исполненного» каменного торта – в Царицыне никогда не было. И не могло быть.

«Реставраторы» уничтожили не просто один из объектов Царицына – они убили звучание ключевого объекта, завязывавшего в целое весь дворцовый комплекс. И агрессия вот этого монументального образчика китчевой стилизации уже не может не распространиться и на восприятие окружающих его строений.

Поменяв стилистические приоритеты, архитекторы убили саму идею Царицына как музея-заповедника.

Брынцалов вместо Екатерины

«А может быть, это все – мой эгоизм? Какое у меня право навязывать миру свои личное восприятие этого памятника?» – думал я, гуляя уже внутри Большого дворца по выставочным залам и рассматривая экспозицию выставки «Москва Первопрестольная».

Выставка вышла замечательная: история русской архитектуры, дворцов и дворцовых комплексов под Москвой и Петербургом, ну и, разумеется, история Москвы как столицы – в картинах, гравюрах, в репродукциях из старинных книг (автор идеи Л. Н. Васильева, куратор проекта О. В. Докучаева).

Сюжеты картин и гравюр как бы даже успокаивали – за столетия своего существования Кремль и городская среда вокруг менялись не раз и не два. И с точки зрения истории это норма – город, чтобы жить, не может не меняться.

И выставка была хороша, и залы, в которых висели картины, казались более чем уместной средой для этих изображений, перемежавшихся фрагментами пейзажей Царицынского парка в окнах.

Я почувствовал, что ходить сюда буду часто.

Единственное, что отвлекало, – это заботливость женщин-смотрительниц, которые говорили мне: «Поторопитесь, мужчина, мы скоро закрываемся. Вы же не успеете посмотреть Золотой зал – у вас никакого впечатления не останется».

После третьего вразумления я решил послушаться и поспешил за впечатлением.

И я вошел, наконец, в тот самый – Золотой зал, он же – Екатерининский. И ослеп. Под ногами – фигурный с растительным орнаментом роскошный паркет. Высоко над головой потолок в позолоте. Золотом слепят полуколонны. С потолка свисают могутные горящие люстры с бело-синими стеклышками. Огромная мраморная Екатерина стоит на фоне задрапированной красным стены.

Напротив – колонны из оникса, поддерживающие хоры. На хорах – опять золотом – поблескивают пузатенькие балясинки. То есть – богато! И еще как богато! Беда в том, что все это мы уже видели.

Видели по телевизору, когда стране показывали интерьеры загородного дома-дворца г-на Брынцалова. То есть те же – один в один – «роскошные» новорусские навороты «богатого»: «Шоб как у царей было!».

Ну, такой зал у Брынцалова – это понятно. А здесь-то он откуда появился? И, главное, зачем? Дворец на этом месте был, пусть другой, но – был. Но зала такого не было.

И даже если когда-то готовились эскизы интерьеров, то невозможно представить на них вот этого обывательского вожделения по «царственности». Не надо путать Екатерину – я уж не говорю о Баженове и Казакове – с Брынцаловым.

Ну и как следует определить саму природу сооружения, в котором я оказался? Памятник истории? Произведение искусства?

"ЦПКиО им. Баженова и Казакова"

Между Большим дворцом и Хлебным домом «реставраторы» установили изображения – хотел написать «памятник», но язык не повернулся – Казакова и Баженова.

На невысоком постаменте стоят два раскрашенных муляжа, что-то вроде фигур из музея восковых персон, только масштабы побольше. Я простоял перед ними минут десять, ожидая, когда смогу сделать снимок – мне мешала выстроившаяся перед «памятником» очередь желающих влезть на постамент и сфотографироваться в компании с этими по-театральному эффектными куклами.

И действо это даже раздражения не вызывало. Здесь это можно, можно, так сказать, по умолчанию – людей, которые вряд ли позволили бы себе подобную фамильярность с изображениями Минина и Пожарского на Красной площади или Венеры в музее, провоцировала сама природа этих изображений – природа историко-развлекательного аттракциона.

Вот во что отчасти превратилось сегодняшнее Царицыно – в историко-развлекательный аттракцион. И осознав это, я уже почти без раздражения прошел к знаменитому мостику и увидел сверху широкие аллеи-проспекты с толпами гуляющих; увидел старинный пруд, когда-то украшенный меланхолическим подковообразным островком – старинный островок исчез, на его месте смотровая площадка вокруг «танцующих фонтанов», «водяной цветомузыки», остров соединен с берегом двумя могутными металлическими мостами; услышал шлягерную музыку, оглашающую окрестности, из репродукторов;

и – уже с чувством облегчения – прошел финальную (для меня) часть «музея-заповедника» – пустынный край ЦПКиО им. Горького в «баженовско-казаковском стиле», разнообразно украшенный клумбами, дорожками, скамейками и Центральным входом вдалеке.

Так что, господа, милости просим в Царицыно. Только вы определяйтесь сразу, зачем едете. Если для «культурно оттянуться», с пивком, фонтанами и цветомузыкой на фоне эффектного пейзажа, то выходите из метро на станции «Царицыно» и – направо, к центральному входу в «музей-заповедник».

Если же надеетесь уловить эхо истории и старинной русской культуры – как минимум парковой, то ехать вам до станции «Орехово» с выходом (из последнего вагона) непосредственно в старинный парк. Выбирайте.

Текст: Сергей Костырко

Вам может быть интересно

Российские войска перерезали важную трассу снабжения ВСУ в Часовом Яре
Темы дня

За что Сталин отправил в штрафники целый полк

Ровно 80 лет назад, 23 ноября 1944 года, вышел приказ наркома обороны Иосифа Сталина о переводе в штрафные части целиком целого кавалерийского полка. Каким образом и при каких обстоятельствах проштрафился этот полк, чем искупил свою вину – и какие еще подобные случаи бывали во время Великой Отечественной?

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Стало известно о насилии над выпускницами в ВСУ

Украинские военные обвиняются в сексуальном насилии над мобилизованными выпускницами Харьковского медицинского университета, которые служат на линии боевого соприкосновения.

Мощная звуковая волна достигла Земли после столкновения галактик

Британские астрономы зафиксировали одну из самых мощных звуковых волн, достигших Земли, вызванную столкновением галактик в Квинтете Стефана.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Медведев заявил о включении стран НАТО в полномасштабную войну с Россией

Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев в интервью каналу Al Arabiya обвинил страны НАТО в участии в полномасштабной войне против России после ракетных ударов по Курской и Брянской областям.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Симоньян не исключила, что Беннетта могли убить за правду о конфликте на Украине

Маргарита Симоньян заявила, что Скотт Беннетт, американский эксперт и комментатор Sputnik, мог быть убит за правду о конфликте на Украине. Беннетт активно освещал события в Донбассе и предупреждал о возможной угрозе своей жизни.

Зеленский разозлился на Раду за отмену заседания

Владимир Зеленский выразил недовольство Верховной радой, которая отменила заседание из-за страха перед возможным российским ударом после применения системы «Орешник».

Российские войска взяли в полуохват Часов Яр

Российские военнослужащие продвинулись в районе населенных пунктов Ступочки и Григоровка у Часова Яра на Донбассе, взяв его в полуохват, а также начали бои на восточной окраине Великой Новоселки.

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?