Дебютировав в режиссуре мистическим триллером «Покинутая», Гэн выдержал трехлетний перерыв и выдал на гора фильм, вполне способный соперничать с оскароносной лентой Стивена Содерберга.
«Сириана»
Кадр из фильма «Сириана» (www.imdb.com) |
Основных линий в фильме три. Обрюзгший бородатый агент ЦРУ Боб Барнс, столько лет проработавший под прикрытием в арабских странах, что в пору думать на фарси, к старости оказывается в довольно трудной ситуации. И формальное повышение может стать для него крахом карьеры. Шанс исправить положение есть, но то, что ему надо сделать, – едва ли не самая омерзительное, во что ему приходилось вляпываться.
Талантливый финансовый аналитик Брайан Вудман тоже переживает не лучшие времена. Он получает неплохое предложение, но эта работа становится причиной трагедии в его семье, а потом и распада оной. Наконец, по уши в дерьме и пакистанский рабочий, отправившийся на заработки, но быстро попавший под сокращение. Слоняясь без дела, он забредает в медресе, где его ловко обрабатывают арабские экстремисты.
Как уже было сказано выше, все три линии завязаны на нефти. Нефти, которую правильно было бы писать с большой буквы. Потому что речь идет о черном золоте, количество которого кружит голову. Ради него убивают людей, и Джордж Буш лично звонит арабскому шейху, пытающемуся заключить сделку, крайне нежелательную для США.
Последнее особенно впечатляет. За последнее время это уже далеко не первый фильм, в котором прямым текстом говорится об агрессивной внешней политике Соединенных Штатов, запустивших свои грязные лапы практически во все, до чего смогли дотянуться. Но доселе как-то обходилось без конкретных имен. Да и не поднималась тема прямой связи между большим бизнесом и политикой.
То, что Голливуд говорит об этом, – замечательно. Значит, демократические свободы, о которых так любит говорить Буш, действительно в некоторых случаях работают. Или им позволяют работать. Что хуже, но и на том спасибо.
Впрочем, бог с ней – с политикой. В конце концов, фильм ценен не этим. В отличие от насквозь конъюнктурного «Столкновения», написанного и снятого в точности по той же схеме, «Сириана» глубже, интереснее, честнее и лучше сыграна и снята. Тем обиднее, что киноакадемики оценили лишь сценарий и игру Клуни, в то время как лента Хаггиса номинирована в шести категориях, включая «Лучший фильм».
Работа Стивена Гэна – еще один парафраз на тему «эффекта бабочки». Собственно, за применение теории хаоса к экономике уже выдано несколько Нобелевских премий. Гэн трактует ее шире – страшно подумать, на сколько жизней может повлиять один звонок, но еще более страшно при мысли, что причиной этого звонка может стать любая ерунда.
«Матадор»
Кадр из фильма «Матадор» (www.imdb.com) |
Если бы мистер Рэнди знал, что это фактически лишит его лучшего киллера, он никогда не стал бы поздравлять Джулиана Нобла с днем рождения. Тот и забыл о том, что настал день тортов, свечей и подарков. Тем более что нет никого, кто бы мог их ему подарить. В отчаянии Джулиан перерыл всю записную книжку и только тогда понял, что, давно разменяв пятый десяток, он так и не нажил друзей.
И вот стареющий киллер сидит в мексиканском баре и тупо надирается. На счастье, рядом оказывается еще один американец – неудачливый бизнесмен Дэнни Райт. Казалось бы, между Джулианом и Дэнни нет ничего общего, но два лузера всегда найдут точки соприкосновения. Особенно, если они соотечественники, встретившиеся в чужой стране. И так уж случилось, что в этот момент они могли помочь друг другу не только словом, но и делом…
У Ричарда Шепарда получилось столь странное кино, что дать ему однозначную оценку довольно трудно. Начнем с того, что комедийная составляющая фильма, держащаяся, в основном, на Пирсе Броснане – что уже само по себе занятно, – периодически выделывает совершенно дикие коленца. Особенно показателен начальный эпизод с голым Джулианом, красящим себе ногти на ногах в сиреневый цвет. И несколько мгновений ближе к финалу, где этот седеющий мужчина с дурацкими усиками на лицемерной физиономии, одетый в форму чирлидерши, застывает в нелепом прыжке.
Нельзя оставить без внимания и разного рода инсинуации, как то подозрительно похожие на джулиановские усы, которые отрастил Дэнни. Глядя на это, невольно заподозришь, что тогда в Мексике эти двое помогли друг другу поистине всем, чем могли.
Между тем, Шепард постоянно кидается в сентименты, которые не оставляют сомнений в том, что Нобла он во многом списал с себя. И все эти смешные и трогательные моменты вполне могли бы сложиться в бесспорно замечательный фильм, но бетон оказался жидковат. «Матадор» разваливается на отдельные удачные моменты. В промежутках же плечи зрителей обречены застыть в позиции, на языке жестов означающей сильное недоумение.
«Хостел»
Кадр из фильма «Хостел» (www.imdb.com) |
Два молодых американца Пэкстон и Джош отправляются в Европу. В слепой надежде найти там что-то, что заставит их почувствовать вкус к жизни. Звучит красиво, но на деле маршрут их оказывается на редкость банальным. Поездка должна была увенчаться наркотрипом по злачным местам Амстердама, но им рассказывают о словацких красотках, удовлетворяющих любой сексуальный каприз буквально за даром. Пэкстон и Джош воодушевляются и, прихватив своего случайного попутчика исланца Оли, отправляются в Братиславу. На свою беду…
Эли Рот, если судить по «Хостелу» и его широкоэкранному дебюту, хоррору «Лихорадка», – парень, обладающий эстонской неспешностью. Его новый фильм похож на товарняк – он так медленно раскачивается, что можно с легкостью соскочить с подножки, чтобы пописать или, наоборот, купить пивка, а потом успеть заскочить обратно. Причем, это не экспресс – по пути поезд делает несколько остановок.
Начинается история весьма мило, и невольно вызывает в памяти безбашенную молодежную комедию «Евротур» – у ее героев даже маршрут был тем же. Но в какой-то момент «вечер перестает быть томным», и мы уже видим сначала драму, а потом и триллер. Конечной же становится жутко кровавый хоррор, который не пугает лишь по той простой причине, что снято все из рук вон плохо.
Можно даже не говорить об отсутствии логики в поведении героев, об идиотски выстроенных диалогах, о куче совершенно нелепых персонажей. Основная проблема фильма – в отсутствии пресловутого саспенса. Здесь и не пахнет нагнетанием атмосферы ужаса. Просто в какой-то момент – хлоп – и на вас выливается 567 литров крови.
Зрелище у Рота получилось совершенно необязательное. После просмотра в голове остается лишь один вопрос: хорошо это или плохо – то, что русские в пять раз дешевле американцев?
«Сириана» (Syriana)
Звезды – Джордж Клуни, Кристофер Пламмер, Мэтт Дэймон, Крис Купер, Аманда Пит
Жанр – драма
Про что – про трех совершенно разных людей, чьи судьбы, так или иначе, зависят от нефти.
«Матадор» (The Matador)
Звезды – Пирс Броснан, Грег Киннир, Хоуп Дэвис, Филип Бэйкер Холл
Жанр – криминальная комедия
Про что – про странную дружбу киллера, у которого все валится из рук, и бизнесмена, дела которого тоже оставляют желать лучшего.
«Хостел» (Hostel)
Жанр – ужасы
Про что – про двух американцев и одного исландца, путешествующих по Европе в поиске невероятных сексуальных утех, но нашедших лишь очень большие проблемы.