Культура

29 ноября 2006, 09:27

Рекордная страда

По предварительным оценкам, аукцион Christie’s послевоенного и современного искусства, прошедший на прошлой неделе, должен был принести от 160 до 220 млн. долларов и тем самым затмить все аукционы, проходившие до него в этой области.

В прямом и переносном смысле слова Christie’s фактически удалось собрать цвет искусства – от знаковых поп-икон Уорхола (портретов Мао, Мерилин и Жаклин Кеннеди) до ломаного абстрактного экспрессионизма де Кунига. От современных китайских художников до новых фигуративистов.

Здесь собран и цвет коллекционеров – от профессионалов Николаса Маклеана (купившего самую дорогую картину де Кунига) и японского художника Такаши Мураками до любителей вроде известного дизайнера Марка Джейкобса.

Никогда еще на одних торгах не собиралась столь пестрая и именитая компания – по обе стороны барьера.

Невыносимая легкость рисования

«9/11/53» напоминает то ли дерево, то ли многокрылую птицу или самолет
Искусство – зеркало истории. На аукционе был свой собственный 9/11 – на этот раз композиционный.

Элегантная композиция Дэвида Смита, написанная им по мотивам собственной лекции в университете в Тулане о принципах рисования, тонкими своими линиями как бы перекидывает мост между карандашным рисунком и скульптурой.

Это одна из первых работ, где Смит представляет связь между двухмерным и трехмерным пространством. Называя их по дням создания, он как бы возвращается к практике карандашных этюдов, которые тоже зачастую обозначаются датой создания.

Рисунок, развернувшийся в пространстве, – пожалуй, именно так можно охарактеризовать работу Смита. Скульптор с очень британской фамилией сделал для американской скульптуры то, что Джексон Поллок – для изобразительного искусства. Он взорвал его изнутри, а то, что получилось, развесил в панамериканском пространстве. В этом году крупнейшие музеи мира – Гуггенхайм в Нью-Йорке, Помпиду в Париже и Тейт в Лондоне отмечали столетие со дня его рождения (кстати, в Тейт еще можно успеть – выставка продлится до января).

Продолжая случайную историческую параллель, его работы стали днем 9/11 для старого искусства. Нельзя не учитывать европейского влияния на Смита: он сам признавал, что откровением для него стали скульптуры Пикассо и Хулио Гонсалеса.

Свой же опыт в плавке и ковке он приобрел на студбейкеровском заводе, а затем и на плавильном терминале в Бруклине. Вполне пролетарский скульптор – правда, чересчур интеллектуальный, учитывая его теории об открытой интеграции позитивного и негативного пространства, а также вкраплениях мусора и неожиданных для классической скульптуры неблагородных железа и стали.

«9/11/53» напоминает то ли дерево, то ли многокрылую птицу или самолет, но вместе с тем обладает особой эфемерной и легкой красотой. Аукцион Christie’s отметил ее, оценив работу в 2 млн. долларов – не предел для Смита. Год назад его работа «Куби XXVIII» была продана за 23 млн. долларов.

Легкость Смита сравнима лишь с работами Сола Левитта (эстимейты 300–400 тыс.) или Фрэнка Стелы, балансирующими между минимализмом и концептуализмом.

Основанные на форме решетки и нематериальной идее, они претендуют на воплощение совершенства, ибо физическое их существование лишь зримая модель его мысли. «Нет ничего сложнее простоты» – слова, достойные акмеистов, избрали себе девизом минималисты.

Увы, эта нематериальность не приносит успеха – работы минималистов продаются хуже, нежели красочные полотна.

Пуд краски на фунт стерлингов

Самой дорогой картиной аукциона оказалась «Без названия XXV»
Если Смит, несмотря на свою работу с металлом, представляет полюс легкости, то Митчелл, де Куниг и прочие оперируют скорее понятиями тяжести. Тяжеловесная, полнозвучная, густая краска, столь характерная для экспрессионистов и уж тем более абстракционистов и деятелей поп-арта.

К тому же аукцион показал, что от этой полновесности подозрительно легчают кошельки. Самой дорогой картиной аукциона оказалась «Без названия XXV», которая принесла 27,1 млн. Другой рекорд поставила картина Клиффорда Стилла «1047-R-№ 1» (эстимейт 5–7 млн., продана за 21,2 млн.). Как сказал о Стилле сам Джексон Поллок, он заставляет всех нас выглядеть академистами.

Сама работа «1047-R-№ 1» была представлена на выставке «15 американцев» в начале 60-х, перевернувшей вверх дном представления добропорядочных американцев о современном искусстве, – той самой, в которой участвовали Ротко, Поллок, Томлин, Стилл.

Стилл, ненавидящий музеи, сам написал вступление к семи своим работам:

«Пигмент на холсте вызывает определенные шаблонные реакции <…> за которыми плоть истории обращается в догму, авторитет, традицию. Я презираю тоталитарную гегемонии этой традиции, я отрицаю ее условности! Уважение ее есть праздник смерти <…> Попытки наладить связь между наблюдателем и творцом я считаю самонадеянными и неуместными».

Словно бы вторя ему, лос-анджелесский коллекционер Одри Ирмас, переставшая бороться за картину на отметке 5 млн., сказала, что продавать такую картину – достижение, а вот покупка ее пугает. Что ж, ярко-красная, завораживающе яркая картина и правда может вызвать мурашки по коже.

А вот законодателю экспрессионизма Джексону Поллоку на этот раз повезло меньше. Не так давно его картина «Номер 5. 1948» принесла 140 млн. долларов; на этот раз целых две его картины не нашли покупателя.

Под сенью девочек в цвете

В этот раз с молотка пошла «Женщина (Женщина сидя I)» де Кунига
По сути, в классической живописи, если упростить ее по максимуму, как и в жизни, всего-то несколько основных тем: пейзаж, натюрморт как его разновидность, битва (как вариант) и женщины. Если первые две у экстравагантных экспрессионистов свелись в слаборазличимую общую массу, то к женщинам они все же сохраняют определенный пиетет.

В этот раз с молотка пошла «Женщина (Женщина сидя I)» де Кунига (эстимейт 3,5–4,5 млн., ушла за 9,6 млн.). В этот период своего творчества де Куниг ищет идеальный архетип, сочетающий в себе мадонну и проститутку, мать и монстра, угловатость кубизма и роскошные рубенсовские формы, – другими словами, изначальную двойственную сущность женщины.

Свою задачу он видит в том, чтобы, смешав весь спектр архетипов, создать новый, современный, предположительно лучше отражающий истинное положение вещей. С этой целью он приводит к общему знаменателю компанию африканских идолов и европейских мах, разбавив их красотками с пин-апа и здоровой рекламы 50-х. Кубофутуристическое же преломление действительности растворяет их тела в угловатом тумане.

Выступая из общей какофонии красок, женщина де Кунига не претендует на роль Венеры Милосской, но, отринув створки собственной раковины, она ближе раздираемой противоречиями современной женщине.

Эта же тема получает развитие и в картине «Сагамор» (эстимейт 4–6 млн.). Сам де Куниг как-то сказал, что картины маслом были изобретены во имя плоти, потому женская плоть населяет его картины. Для него они воздух, мазок кисти – необходимое условие существования картины. В том числе и на этой картине – два ромбовидных пятна телесного цвета, едва намеченные черными линиями, тоже женского пола. Сюда же можно отнести и «Две женщины» (эстимейт 3,5–4,5 млн.).

Пока де Куниг занимается деконструкцией женской сущности, Уорхол выводит на холст другую ипостась современной женщины – икону стиля. Для него архетип обусловлен прежде всего социальной успешностью, позволяющей из живого человека создать образ, растиражированный на весь мир. Именно такой образ представляют картины «Оранжевая Мерилин» и «Шестнадцать Жаклин», обнажая американский секс и американскую трагедию середины 60-х в их вызывающей красочности и бесстыдстве.

«Оранжевая Мерилин»
На каждой из маленьких внутренних картин Жаклин предстает перед нами исполняющей обязанности первой леди государства, будь то официальные поездки по стране с мужем или публичное вдовство под вспышками кинокамер. Тем не менее они не складываются в единый нарратив и имеют мало общего с киномонтажом.

Сам подбор кадров вразнобой создает у зрителя ощущение переключения каналов – так, не в силах сосредоточиться на трагедии, мы щелкаем пультом управления.

«Мерилин» – картина более простая. Как в жизни, так и в искусстве им пришлось играть по разные стороны барьера. «Джеки» Уорхола – большая историческая картина, в которой, перефразирую Фицджеральда, так и звучат деньги.

А «Мерилин» – опиум для народа, воплощенная блондинка из анекдота, девушка, с которой каждый хотел бы встречаться и которую каждый мог бы себе позволить (помните, в 90-х был фильм о том, как Монро встречается с парнишкой с улицы, – «Девушка с календаря»). И цвета у нее поярче – оранжевый и лавандовый, в отличие от строгой бело-синей Джеки, и нарратива никакого, а статичный и вполне себе понятный портрет.

На этот раз Жаклин оказалась дешевле – за «Шестнадцать Жаклин» было заплачено 15,7 млн. долларов, а за портрет Мерилин – 16,3 млн. Если бы Жаклин знала, она бы обиделась. Кстати, портрет китайского лидера Мао ушел за 17,3 млн. долларов.

Третьей женской ипостасью можно назвать работу «Призрак матери» Дэвида Смита (эстимейт 1–1,5 млн.), представляющую скульптурное воплощение фрейдистских идей.

Сталь оказывается вполне подходящим материалом для воплощения нелегких отношений скульптора с матерью, женщиной холодной и суровой, отличающейся к тому же чрезмерной религиозностью. Карандашные этюды Смита полны набросками диковинных насекомых, самым страшным из которых, несущим психологическую и эротическую коннотацию был богомол. Что ж, мать-богомол вызывает у мужчин дрожь не меньшую, чем богомол-жена.

Текст: Ксения Щербино

Вам может быть интересно

Экспертиза выяснила детали теракта на Крымском мосту в 2022 году
Темы дня

Украинская коррупция ускорила отступление ВСУ

Российские войска продолжают успешное продвижение в ДНР на нескольких участках фронта. Западные СМИ объясняют этот успех развалом украинских инженерных войск, из-за чего ВСУ приходится отступать на неподготовленные позиции. Так ли это на самом деле и как в нынешних условиях противник намерен выстраивать оборону в регионе?

«Путь в Европу» стал для Прибалтики «дорогой в никуда»

В Латвии сбежали со своих постов руководители госпредприятия, строящего железнодорожную магистраль Rail Baltica. Это очередное доказательство того, что амбициозный проект ЕС близок к краху. Среди причин этого не только прибалтийская коррупция: в США на самом деле не верят, что Россия готовится атаковать Литву, Латвию или Эстонию.

Венедиктов рассказал о новом проекте Чубайса в Израиле

Киев призвал к «наступательной украинизации» страны

Телеведущая Елена Ханга назвала размер своей пенсии

Новости

Эксперт: Запад переоценивает влияние релокантов на российскую экономику

Люди, возвращающиеся в Россию, в большинстве своем удаленно работали на отечественные компании. Таким образом, плоды их труда и так были включены в показатели ВВП страны. В реальности же влияние релокантов на развитие экономики РФ более скромное, чем представляют себе западные СМИ, сказал экономист Антон Любич. Ранее издание Bloomberg сообщило о росте ВВП России из-за возвращения уехавших граждан.

В Турции опровергли передачу С-400 третьим странам

Турецкая сторона не планирует передавать кому-либо закупленные у российской комплексы С-400, заявил турецкий министр обороны Яшар Гюлер.

Газпром назвал сумму чистого убытка в 2023 году

Чистый убыток ПАО «Газпром» по итогам 2023 года составил 629 млрд рублей, что в два раза больше, чем убыток в 319,4 млрд рублей годом ранее.

Уехавшим из России иноагентам предложили купить часть Монголии

Журналистка Анастасия Казанцева (признана иноагентом в РФ) предложила покинувшим Россию иноагентам создать «альтернативное государство», которое могло бы располагаться на территории Монголии, так как у нее «свободной земли много».

На Землю обрушилась третья по силе в 2024 году магнитная буря

Третья по силе магнитная буря 2024 года обрушилась на Землю, что может привести к появлению полярных сияний на широтах Москвы и Санкт-Петербурга. Об этом сообщают ученые из лаборатории солнечной астрономии Института космических исследований (ИКИ) и Института солнечно-земной физики (ИСЗФ).

Демонстранты устроили транспортный коллапс в Тбилиси

Демонстранты с криками «Нет русскому закону!» в четверг блокировали одну из центральных транспортных развязок Тбилиси – площадь Героев, требуя отозвать яро критикуемый Западом закон «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

TikTok возобновил работу в России

Социальная сеть TikTok вновь стала доступна для пользователей в России, сообщили СМИ.

Bild: Путин заставил немецкие танки прогнуться

Путин заставил немецкие танки прогнуться, об этом пишет немецкая газета Bild, рассказывая об открывшейся в Парке Победы в Москве выставке трофейной техники НАТО, захваченной российскими войсками в ходе спецоперации на Украине.

Захарова объяснила отзыв статьи Reuters про Кэмерона и удары ВСУ по России

Официальный представитель МИД России Мария Захарова выразила уверенность, что министр иностранных дел Британии Дэвид Кэмерон действительно сказал о праве Вооруженных сил Украины наносить удары по российской территории.

Звание генерал-лейтенанта присвоено замкомандующего группировкой «Восток»

Президент России Владимир Путин присвоил звание генерал-лейтенанта заместителю командующего группировкой войск «Восток» Олегу Лучанскому, указ опубликован на официальном портале правовой информации.

Турция прекратила торговые связи с Израилем

Турция решила приостановить торговые связи с Израилем, сообщили СМИ со ссылкой на турецких чиновников.

Премьер Грузии отказался ехать в Америку

Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе отклонил приглашение направиться с визитом в США из-за предусловия приглашающей стороны остановить обсуждение законопроекта «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?