Собственно, если не считать обслуживающий персонал, получателей государственных дотаций и миллионеров-бездельников, Нью-Йорк – это город двух профессий: финансистов – от банковских клерков до многомиллионных инвесторов – и художников. Взаимодействия между этими мирами, их конфронтация и сотрудничество образуют главную интригу, вокруг которой развивается городская жизнь. Одноклассница моего мужа, известный режиссер, в колледже сделала себе татуировку на руке, которая должна была напоминать ей о мечте стать художником в случае, если она обнаружит себя брокером на Уолл-стрит.
Город свободных художников
Художники создают новые городские районы от новомодного Вильямсбурга до уже исторического Виллиджа |
Однако большинство художников зарабатывают на хлеб муторным трудом представителя среднего класса. В то же время некоторые катающиеся как сыр в масле брокеры мечтают стать художниками. Когда и если их мечты сбываются, появляется новый Джеф Кунс.
В отличие от России, где художники до сих пор ведут жизнь отчаянную и дикую, оправданием которой может стать только поиск осмысленности, в Нью-Йорке все художникам благоволит. Хотя государственных денег нью-йоркским художникам не перепадает, они неплохо кормятся от щедрот американского экономического рая, промышляя на безбрежных просторах нью-йоркской экономики. То поднимающийся рынок недвижимости кормит многочисленных поселенцев прежде дешевого Бруклина, то на растущем рынке новых технологий трудоустраивается армия дизайнеров и фотографов.
Мадонна и Йоко Оно, школьный учитель из Бронкса и бездомный из Ист-Виллиджа – это все нью-йоркские художники.
Художники создают новые городские районы от новомодного Вильямсбурга до уже исторического Виллиджа. Вокруг мест их проживания открываются специализированные книжные и музыкальные магазины, появляются арт-галереи и секонд-хенд-бутики, семейные ресторанчики и лавки с экзотичной едой. Художники организуют фестивали, бесплатные кинопоказы и лекции в общественных парках. Они устраивают демонстрации и успешно отражают атаки сетевого бизнеса на свои районы. Именно благодаря им Нью-Йорк не имеет ничего общего с одноэтажной Америкой, благодаря им люди, приезжающие из разных стран, чувствуют себя в Нью-Йорке как дома.
Огни и звезды большого города
Смысл выставки – сделать реальность не только приемлемой, но и желанной |
Возможность познакомиться с максимально широким кругом нью-йоркских художников предоставляет культовое нью-йоркское выставочное пространство – Exitart. Сезон 2006 года открылся масштабной выставкой «Визит в студию», собравшей работы 160 художников.
Просторные залы Exitart заполнены экранами, телевизорами и проекторами, транслирующими видео. Куратор выставки Джуди Ханел на вопрос, что такое «нью-йоркский художник», ответила: «Это такие, как ты и я. Человек тем или иным образом воспринимает реальность. Вот этот процесс персональной обработки информации и есть художественный процесс...»
Выставка, позволившая взглянуть на «процесс персональной обработки», происходящий в головах 160 художников одновременно, оставляет неизгладимое впечатление. Как будто ты посетил множество показов мод, дизайн-шоу, просмотрел сотни страниц журналов компьютерной графики, репетиций спектаклей и провальных выставок начинающих авторов.
Exitart работает как с известными музейными художниками, так и с художниками «выходного дня» и молодыми авторами. Благодаря этому выставка представляет репрезентативную подборку нью-йоркского искусства. Более непохожих друг на друга персонажей сложно собрать в одном месте.
Профессор Венской академии искусств Мария Бусман показала отрефлексированное, композиционно выверенное видео с аккуратно проставленными ссылками на Ханну Арент, интимное и общественное пространство.
Многие художники выставили вполне расхлябанные – а-ля домашнее видео – экскурсии по мастерским с участием домашних животных: ядовитых змей, экзотических тараканов и скорпионов (а кого еще станет держать настоящий художник?). Можно было понаблюдать различия художественного быта: разбитые туалеты и фешенебельные салоны, этнографические изыски и пенсионная пыль.
Общее ощущение от выставки – клиент пышет здоровьем. «Процесс персональной обработки информации» в действии: художник, как пылесос, засасывает мусор, отходы общественного производства (рекламные слоганы, потертые идеологемы, не переваренные референции, общественные преступления и банальный экзистенциальный ужас жизни) и выдает некий терапевтический продукт.
Смысл такой деятельности – сделать реальность не только приемлемой, но и желанной. С этой работой нью-йоркский мир искусства справляется настолько идеально, что, пройдя повторную термическую обработку массмедиа, результаты его трудов экспортируются по всем странам и континентам.