Наверное, любой священник, сталкиваясь в своей пастырской деятельности с определенными проблемами, нередко задается вопросом: а как бы на моем месте поступили святые апостолы, окажись они в подобной мне неоднозначной ситуации?
Есть ли толк от крещения, принятого потому, что «мы русские люди и боимся сглаза»?
Ситуаций неоднозначных много, и они сложны, как сложна сама жизнь. В них чаще всего приходится вновь и вновь размышлять об этой труднопонимаемой взаимосвязи духа и буквы Божьего закона, учиться отделять главное от второстепенного.
И при всем этом учитывать одно важное обстоятельство: хоть мы и должны подражать апостолам, да все ж таки мы, к сожалению, в духовном плане чаще всего лишь карикатура на ближайших учеников Господа и имеем «тысячи наставников во Христе, но не много отцов» (1 Кор. 4, 15).
Последний сложный вопрос, на который я не нахожу прямого ответа в Священном Писании, таков: случалось ли проповедникам Слова отказывать в крещении тем людям, которые их об этом просили?
При размышлениях об этом мою голову иногда наполняют фантазии, в контексте Нового Завета кажущиеся явно кощунственными.
Вот к апостолу Павлу приходит человек и говорит: «Крести меня, о блаженный, потому что я потерял аппетит и плохо сплю. Жрецы великой матери Кибеллы запросили слишком большую цену за посвящение в их культ, ну а ты, как я слышал, денег и вовсе не возьмешь, ежели я не предложу.
Сначала я обратился к твоему коллеге по имени Варнава, и он изрядно утомил меня своими фанатичными бреднями про какого-то там Иисуса и Его заповеди. Поняв, что с Варнавой «похлебки не сваришь», я решил обратиться к тебе...»
Историй, порождающих столь кардинальную постановку вопроса и такие кощунственные фантазии, я знаю немало. Вот одна из последних: причащаю новокрещеного малыша, а его папа, к слову, прошедший катехизацию, добродушно улыбаясь, говорит мне: «Вы ему винцом на рубашку-то капните – на счастье...»
Про катехизацию вообще грустная история. В моем храме отец диакон проводит лишь одну довольно краткую беседу перед крещением в любое удобное для крестных и родителей время. И при этом минимуме ко мне постоянно обращаются люди с вопросом: а нельзя ли крестить без катехизации? Нередко в вопросе слышны нотки обиды, мол, что это батюшка нас всякими глупостями обременяет...
Увы, некоторые люди не то что не знают (что не так страшно), но и не желают знать, какова цель крещения, и, судя по всему, своих детей не собираются воспитывать в православной традиции. В несколько шутливой беседе перед совершением этого таинства я обычно иллюстрирую абсурдность данной ситуации аналогией с женитьбой.
«Представьте, – говорю, – человек женится, и на вопрос, почему он это делает, долго не отвечает, а потом несколько неуверенно говорит: «Ну... все женятся – и я женюсь. У меня, кстати, и отец, и дед были женаты... А вообще жениться – это ж хорошо: жена и борщ может сварить, и блины напечь...»
Будет ли такой брак счастливым? Вряд ли.
Есть ли толк от крещения, принятого потому, что «мы русские люди и боимся сглаза»? Имеет ли смысл крестить того малыша, который о Христе потом долгие годы ничего не услышит, а о Его церкви узнает лишь в зрелом возрасте, не от мамы и папы, а из популярного блога, распространяющего всякие гнусные и чаще всего надуманные истории?
Как это ни прискорбно, вряд ли...
Да, многие скажут: но ведь за него, некрещеного, и обедни нельзя будет подавать, а если, не дай Бог, умрет – не отпоешь.
Открою страшную тайну: если действовать по всей строгости канонов (чего церковь сейчас в духе любви и снисхождения не делает), то нельзя поминать на литургии и отпевать человека, который без уважительной причины долгие годы не причащался, так как таковой фактически отпал от церкви.
Проблема еще и в том, что крещеному, но в вере не воспитанному человеку крайне сложно впоследствии войти в церковную традицию, ведь он считает, что он и так в ней находится (хотя при этом может совершать смертные грехи и вместо веры во Христа и Евангелие иметь в голове ньюэйджевский оккультный винегрет).
Портрет такого «православного», живущего, например, в блуде, одобряющего аборты и имеющего в красном углу рядом с ликом Спасителя индийских богов (на удачу), может лишь смешить бесов.
Музыкальные педагоги, занимающиеся постановкой голоса, утверждают аналогичный в данном случае с воцерковлением пример – почти любого человека можно научить петь, поставив ему голос. Но если голос изначально поставлен неправильно – переучить такого «певца» уже практически невозможно.
Знаю, все вышесказанное звучит несколько высокомерно и порождает искренний вопрос: кто же тогда может спастись? Да и кого можно считать тогда православным? Но в свое оправдание хочу сказать следующее.Во-первых, не я утверждаю элитарность православного христианства – ее утверждает Сам Господь. Вспомним, что такой же вопрос ему задавали в Евангелии (Мф. 19, 16-26) и как Он на него ответил...
Ну, а во-вторых, скажу честно: я еще никому в крещении не отказывал, да и не собираюсь отказывать.
Мои размышления скорее о том, что священникам надо не заниматься профанацией проповеди, а говорить людям правду, пусть и суровую.
Правду о том, что креститься при полном отсутствии желания узнать о вере и хотя бы постепенно присоединиться к церковной общине, по сути, бессмысленно, а иногда, наверное, даже кощунственно.
Впрочем, будет справедливо упомянуть и о том, что мы, священники, далеко не всегда умеем сказать многие правильные вещи так, чтобы обращающийся понял, что им занимаются, его в конечном счете любят. Несомненно, апостолы так говорить умели.
Но все же считаю, что некоторым современным родителям святые апостолы на основании вышесказанного настоятельно посоветовали бы повременить с принятием крещения...
А вы как думаете?