Авторские колонки

12 ноября 2014, 13:00

Евгений Крутиков: Сами разрушили – сами стройте

Фото: из личного архива

Ни в каких особых формах добрососедства с Грузией Россия не нуждалась и не нуждается. И когда окончательно развеялся флер, созданный советской базой «Грузияфильма», командой «Динамо» и льстивыми застольными речами, можно посмотреть на ситуацию спокойно.

Итак, министр обороны Грузии Ираклий Аласания подал в отставку и тут же объявил о переходе в оппозицию. Его программная речь была явно написана задолго до скоропалительной отставки, а политическая платформа продумана заранее.

Пара вагонов несуразно дорогого вина, мешок орехов и один рейс «Аэрофлота» в неделю по двадцать тысяч за билет – если это «налаживание отношений», то что тогда концерты Петросяна?

Вслед за ним ушла в отставку и его свояченица (сестра жены) Майя Панджикидзе, занимавшая пост министра иностранных дел, и утянула за собой своих заместителей, подобранных по принципу личной преданности и родства, чем обезглавила грузинскую дипломатию, что бы это ни значило.

За ней последовали министр по вопросам евроинтеграции Алекси Петриашвили и посол в НАТО Леван Долидзе. Персонажи помельче посыпались десятками.

1

Правящая коалиция, наспех собранная вокруг партии «Грузинская мечта», которую по недосмотру считают «пророссийской» и договороспособной, развалилась. А новая политическая сила, группирующаяся вокруг Аласании из числа массово подающих в отставку чиновников и парламентариев, открытым текстом заявляет о своей приверженности прозападному курсу, но прагматично дистанцируется от крайне непопулярного сейчас беглого бывшего президента Михаила Саакашвили и его совсем уже инопланетных взглядов.

Это локальный кризис, который, однако, способен немного оздоровить ситуацию в Грузии, поскольку мимикрии станет меньше, а четко сформулированных политических платформ – больше. А чем больше ясности и точности – тем спокойней жить людям вокруг.

Вот, собственно говоря, и вся история. Рядовое событие внутриполитической жизни небольшого соседнего государства, каковые случаются всегда и везде с разной периодичностью.

2

Не произошло ничего особенного, ничего чрезвычайного и ничего нового. В Латвии вот на днях вообще все правительство сменилось, и это не вызвало никакого всплеска активности российских политиков, политологов и политтехнологов.

Ноль эмоций на «казус Сикорского» в Польше, вялых и довольно поверхностных комментариев удостаиваются политические баталии в Венгрии, программное радиоинтервью президента Чехии «попало в топ» обсуждений только из-за скандальной лексики, к месту употребленной паном Земаном.

В Финляндии, похоже, вообще ничего не происходит, кроме хоккея, а насыщенная и местами кипящая социально-политическая жизнь Шведского Королевства удостаивается в Москве лишь едких и редких комментариев пресс-службы Минобороны и Балтийского флота.

Тбилисская же фактура на этом фоне того же размера и из того же полотна выкроена, но шума непропорционально больше.

Правящая коалиция, наспех собранная вокруг партии «Грузинская мечта», которую по недосмотру считают «пророссийской» и договороспособной, развалилась (фото: 41.ge)

3

А ведь нет никакого сюрприза в этом очередном кульбите внутригрузинской политической жизни. Нет никакого секрета в том, что в Грузии со времен царя Ираклия боролись две тенденции: очень условно пророссийская и абсолютно не условно, а очень даже конкретно антироссийская.

«Пророссийская» партия никогда реально пророссийской не была, просто в тот период очень хотелось физически выжить, а персы пленных не брали, у них янычарского корпуса не было, и, следовательно, не было и нужды в толпах мальчиков-подростков.

Ватикан тогда на крестовый поход подбить не удалось, а Россия еще и заметно ближе. Потому к ней и обратились, отчего до сих пор и рефлексируют.

Антироссийская же тенденция куда глубже и фундаментальней и даже в советское время никуда не исчезала, просто опять же под давлением превосходящих сил переместилась на кухни, во дворы, в литературные салоны и на театральные подмостки.

4

Сейчас общеполитический контекст таков, что в Тбилиси, чтобы попасть в мейнстрим, не надо даже формулировать что-то отдельно новое «антироссийское» (если позабыть о расистских русофобских россказнях, которые просто не доходят в должном виде и в полном объеме до глаз и ушей россиян).

Достаточно просто объявить о своей приверженности «западным ценностям», евроинтеграции Грузии, и значительная часть электората твоя, а поддержка СМИ гарантирована.

И чем больше внимания российское общественное мнение и официальная политика уделяет всем этим локальным и привычным пертурбациям, тем более существенными они становятся в самой трехмиллионной Грузии по «эффекту отраженного сознания».

Порой создается впечатление, что грузинское (или, как принято формулировать несколько шире – кавказское) направление внешней политики для России какая-то специфическая интеллектуальная трясина, раз попав в которую, уже невозможно выбраться на твердую землю без применения сучковатой палки.

5

В России в принципе никогда не существовало самостоятельной, отдельно сформулированной и как-то специально продуманной внешней политики на кавказском направлении. На фоне постоянно идущих с 1991 года разговоров о ее «отсутствии» это утверждение может показаться на первый взгляд спорным.

Но все плачи об «отсутствии кавказской политики» были связаны с проблемами внутриполитическими, которые называли то «межнациональными», то «федеральными», а то и вовсе записывали в социально-экономическую группу. И относилось все это к российскому Северному Кавказу.

Внешняя политика вмешивалась в это во все и вмешивается сейчас только как фактор внешний, хотя и порой довольно существенный. А исключительно внешней политики в регионе не было за ненадобностью, поскольку никогда и ни при каких обстоятельствах Россия не решала и не будет никогда решать в этом географическом регионе каких-то отдельных сугубых задач, требующих и специально сформулированных внеконтекстных платформ.

6

Кавказ во внешней политике России всегда был и останется лишь частью общего контекста, глобального «восточного вопроса». Если в XIX веке и начале ХХ для России «восточный вопрос» в основном сводился к Константинополю и проливам (частично еще и к защите православного населения Балкан), то сейчас контекст гораздо шире и разнообразнее (Ближний Восток, Иран, Сирия, терроризм, атомная энергия, стратегическое соперничество с США в конце концов), но Кавказский регион все равно остался в нем лишь регионом. Важным – да, сложным и не всегда понятным – да, но всего лишь регионом.

Гипертрофированное внимание к нему в последние двадцать лет сложилось «по факту», в связи с изобилием неординарных событий и угроз, исходивших оттуда российской государственности, а не в силу логики. А местные элиты (как российского Северного Кавказа, так и Закавказья) искусственно подогревали интерес к себе со стороны Москвы, манипулируя традиционной экзотикой политической и общественной жизни.

То чрезмерное место, которое Кавказ и в первую очередь Грузия заняли в российской политике, – неестественно, противоречит логике вещей и вредно. А сформировавшаяся за двадцать с лишком лет привычка уделять Кавказу (напомню, что мы говорим в первую очередь о Грузии) слишком много внимания укоренилась настолько, что даже мелкие детали местной политики, как в зеркалах комнаты смеха, стали приобретать в Москве фантасмагорические и «великанские» черты.

7

И только лишь после 2008 года началось постепенное отрезвление.

Неожиданно выяснилось, что можно совершенно спокойно решать на Кавказе локальные задачи, если вписывать их в стратегический контекст. Что военные базы там нужны не из-за давно устаревшей формулировки «чтобы были», а для сдерживания южного фланга НАТО и контроля воздушного пространства вплоть до северной границы Израиля.

Можно совершенно спокойно вообще не обращать никакого внимания на беспокойного южного соседа с его завышенным самомнением. Что нет никаких таких особых экономических связей, ради которых надо с кем-то там дружить через силу и терпеть потоки оскорблений. Нет даже пресловутых нефтяных и трубопроводных проектов, ради которых стоило бы как-то чрезмерно напрягаться.

По большому счету нет даже такой сиюминутной необходимости восстанавливать дипломатические отношения – с ними, конечно, проще, но можно и площадку Женевских переговоров закрыть, как формулировало имперское чиновничество, «за недостаточностью оснований».

Пара вагонов несуразно дорогого вина, мешок орехов и один рейс «Аэрофлота» в неделю по двадцать тысяч за билет – если это «налаживание отношений», то что тогда концерты Петросяна?

«Приоритетное направление политики» – это вредная и злая иллюзия, оставшаяся в наследство за грехи наши от искаженной, марксистско-ленинской картины мира. В реальности есть всего лишь лоскутное государство с менее чем столетней «историей» советского образца приготовления, занявшее в вечно мятежных умах советской же интеллигенции несуразно огромное место по исключительно субъективным причинам. И это государство в период своей новой истории умело спекулировало этим обстоятельством, само не замечая того, как постепенно своими же действиями уничтожает ту единственную основу, на которой и спекулирует – культурные, образовательные и эстетические связи Грузии и России советского временного периода.

8

После долгого и упорного повторения слова «халва» привкус во рту таки появился. Только очень горький. Разрушение культурных связей – дело рук исключительно грузинской стороны, потратившей жизнь целого поколения интеллигенции на то, чтобы самоопределиться от «северных варваров» с их всеобщим бесплатным образованием, «оргнабором национальных кадров» в московские и ленинградские вузы, страстью к теплому морю и экзотическим плодам и нездоровой искренностью в дружбе, которая так дорого стоила российскому народу всегда и на всех направлениях.

И теперь новости из Грузии в массовом сознании воспринимаются с неприкрытым раздражением – за исключением очень небольшого политизированного либерального слоя, который понимает их как хорошие новости с фронта борьбы с «путинским режимом».

Политическая жизнь в Тбилиси действительно насыщенна и экзотична. Но не более и не менее, чем, например, в Варшаве или Риге. Само собой, никто не призывает вообще забыть об этом направлении, но сложившаяся в последние годы тенденция на здоровое и даже порой циничное игнорирование этого вечного спектакля страстей представляется очень верным решением.

***

Ни в каких особых, специальных формах добрососедства с Грузией Россия никогда не нуждалась и не нуждается сейчас. И когда окончательно развеялся флер, созданный советской базой «Грузияфильма», командой «Динамо» и разбавленный льстивыми застольными речами, можно посмотреть на ситуацию спокойно и разумно.

Им надо – пусть «налаживают отношения». Сами разрушили – сами стройте. Хотите поговорить – приходите.

Но никаких новых «мирных инициатив» со стороны Москвы сверх описанного выше рейса «Аэрофлота» с вином и орехами на борту не будет вне зависимости от того, какая партия или политическая сила будет «подписывать бумаги» в Тбилиси. Это и так предел возможного после всего, что вы уже успели сделать и наговорить. Не будет и завышенного эмоционального внимания к каждому чиху грузинского политического истеблишмента. Хоть в НАТО стремитесь, хоть в Межгалактическую ассоциацию, если вас там кто-то ждет.

Все это относится к российской внешней политике примерно так же, как смена правительства в Латвии или инвестиционный климат в ЮАР. Интересно для специалистов, местами полезно для профессионалов, познавательно для ученых и бессмысленно для обывателя.

Обычная, рутинная история, с которыми дипломатия, разведка, аналитика и журналистика любой серьезной страны сталкивается каждый день. И не более того.

Вам может быть интересно

Адмирал Бауэр: НАТО обсуждает превентивные высокоточные удары по России
Темы дня

Как в Абхазии убирали президента и забор

Ушедший в отставку под давлением протестующих президент Абхазии Аслан Бжания вновь выдвинул свою кандидатуру на выборах главы государства. Спецкор газеты ВЗГЛЯД пообщался с теми, кто захватывал администрацию Бжания, и узнал, почему они за Россию, но против соглашения с российскими инвесторами, и что общего у современной Абхазии и позднего СССР.

Как бойцов российской ЧВК подставили в Африке

Сообщается о новых потерях в рядах бойцов российских ЧВК, помогающих борьбе с террористами в Африке. Это уже вторая за полгода засада подобного рода. Что идет не так с ликвидацией джихадистских группировок в странах Сахеля – и как наладить систему, которая позволит минимизировать потери среди российских военных специалистов?

СДПГ выдвинула Шольца канцлером на второй срок

Рябков назвал условия развертывания российских РСМД

Авиаэксперт объяснил, как сдвиг ветра мог привести к возгоранию Superjet в Анталье

Новости

Рябков: Никаких ограничений на развертывание «Орешника» нет

Развертывание ракетных систем средней дальности «Орешник» ничем не ограничено, так как США вышли из договора о ликвидации РСМД и он прекратил свое существование, заявил замминистра иностранных дел Сергей Рябков.

Путин назвал российскую вакцину от рака прорывом

Президент России Владимир Путин выразил уверенность в том, что российская вакцина от рака, разрабатываемая ФМБА, станет значительным прорывом.

Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет

Российские средства противовоздушной обороны за минувшие сутки успешно перехватили восемь баллистических ракет, сообщило Минобороны.

РФ представила ОЗХО доказательства применения Украиной химоружия в Курской области

Россия передала ноту Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) с доказательствами использования Украиной химических веществ в районе Суджи Курской области, заявил глава российской делегации, замминистра промышленности и торговли РФ Кирилл Лысогорский.

Стали известны последние слова пилота упавшего в Литве самолета

Экипаж самолета DHL, разбившегося в Литве, запрашивал разрешение на посадку по приборам у диспетчеров, согласно имеющейся аудиозаписи.

The Times за пять дней написала о взрыве посылки DHL в Литве

Ведущая британская газета The Times за пять дней до катастрофы самолета DHL в Литве опубликовала статью о возможных атаках с использованием посылок DHL.

Законопроект о запрете приема в школы детей мигрантов внесли в Госдуму

Председатель Госдумы Вячеслав Володин сообщил о внесении проекта закона, запрещающего принимать в российские школы детей мигрантов, не владеющих русским языком.

Шойгу рассказал о планах России исключить талибов из черного списка

Москва планирует исключить талибов (исламистское движение «Талибан» находится под санкциями ООН за террористическую деятельность, запрещено в РФ) из черного списка для развития отношений с Афганистаном, заявил секретарь Совбеза РФ Сергей Шойгу.

Журавеля приговорили к 14 годам за госизмену и поджог Корана

Волгоградский областной суд вынес приговор Никите Журавелю, осудив его на 14 лет лишения свободы в колонии строгого режима по делу о государственной измене. Об этом сообщает объединенная пресс-служба судов Волгоградской области.

Вяльбе рассказала о своем единственном несогласии с Путиным

Президент Федерации лыжных гонок России (ФЛГР) Елена Вяльбе выразила несогласие с президентом России Владимиром Путиным по вопросу самостоятельного решения российских спортсменов об участии в международных соревнованиях, считая, что должна быть единая политика.

Киев показал иностранным журналистам обломки «Орешника», но попросил молчать о них

Агентствам Associated Press и Reuters продемонстрировали обломки новейшей российской баллистической ракеты средней дальности «Орешник».

Турция проведет расследование ЧП с российским SSJ-100 в Анталье

Турецкий Центр расследования происшествий на транспорте займется расследованием инцидента с российским самолетом Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) в аэропорту Антальи, сообщили в Межгосударственном авиационном комитете (МАК).
Мнения

Тимур Шафир: Голливудский протест против Трампа оказался спектаклем

Том Хэнкс объявил о своем решении покинуть США после победы Дональда Трампа. Этот политический жест подчеркивал несогласие актера с новым руководством сверхдержавы. Однако уже через два дня после отъезда Хэнкс вернулся в Штаты, объяснив это фразой: «Хлопать дверью – не в моих правилах». Ну, ок.

Марина Хакимова-Гатцемайер: Чем больше размышлений о будущем ребенке, тем сложнее на него решиться

«Жизнь дорожает, в политике нестабильность, надо сначала обустроиться, обложиться финансовыми подушками». Люди с таким мышлением никогда не будут довольны собой, своей жизнью. Им всегда будет мало. Мало будет именно им, а не ребенку, которому необходимы лишь любящие родители.

Владимир Можегов: Правый поворот Европы неостановим

Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?