Россию обвинили не только в военных приготовлениях в Восточной Европе, но и в использовании экономических и иных форм давления на соседние страны.
Однако мало кто заметил, что за последний год на европейском направлении практически восстановился баланс стратегического противостояния России и НАТО. И теперь оно разворачивается на пространстве куда большем, чем бывшая советская Прибалтика и восточная часть Польши. Это противостояние штабов.
1
Здесь уже никакой дипломатии: «легендой» учений будет как раз отражение прямой агрессии против Балтийских стран и Польши с территорий России и Белоруссии
Многие западные наблюдатели обратили внимание на несколько надуманный и не совсем адекватный для понимания сценарий заключительной фазы маневров. Заявленный как «антитеррористический», он предусматривал использование фронтовой авиации и нескольких видов как тяжелой ствольной артиллерии, так и ракетных систем.
По сути дела, в сценарии были задействованы все виды и рода войск – от белорусских мотострелков и танкистов до российских десантников и спецназа. Вся эта армада несколько раз подряд перемалывала в пыль горстку террористов чудовищной огневой мощью.
Одновременно в Ленинградской области начались учебные стрельбы свезенных туда дивизионов всех (!) имеющихся типов ракетных установок средней дальности, включая «Искандер», «Точку», «Смерч» и «Ураган».
Формально эти стрельбы не имели никакого отношения к «большим» маневрам» и насмерть перепугали Эстонию. Заместитель начальника Генерального штаба прибалтийской страны подполковник Ээро Ребо почти тотчас же заявил, что находится «в постоянной коммуникации» со штабом НАТО, а стрельбы были не маневрами, а всего лишь плановой «боевой подготовкой». А этот статус не предусматривает приглашения иностранных наблюдателей.
Достаточно простого уведомления: мол, так и так, в такое-то время в вашу сторону полетят ракеты. Бояться не надо, это временно...
Можно предположить, что такой слегка «постмодернистский» сценарий маневров был избран именно для того, чтобы как можно больше смягчить вполне прогнозируемую истерику Балтийских стран и Польши.
Управление огнем заведомо велось по оборонительным методикам, перемещаясь от границы вглубь белорусских полигонов.
Тем не менее, в головах у западных соседей все происходящее связалось в единый клубок, развязать который эти умы самостоятельно были уже неспособны.
Введение особой формы досмотра грузов на российско-литовской границе было почему-то прочно увязано с маневрами. Президент Литвы Даля Грибаускайте повторила «подвиг» Саакашвили: правда, ее аналогичная по смыслу речь с той же трибуны не получила должной оценки, потому что не содержала выпадов конкретно в адрес России.
Там упоминались «некоторые государства», хотя это пространное выступление на Генассамблее ООН ничем, кроме тональности и тщательного подбора слов, не отличалось от истерики Мишико. Министр обороны Литвы Олекас попытался было перевести риторику в практическое русло, напомнив, что Литва официально направила наблюдателей на заключительную фазу учений, но не сдержался.
Его очень беспокоит строительство новой сверхсовременной вертолетной базы «Остров» для нужд псковских десантников.
Затем в духе «предвоенной риторики» высказалась министр иностранных дел Молдовы Наталья Герман. Смысл ее заявления во время визита в США сводился к тому, что «Молдова достаточно сильна, чтобы противостоять давлению со стороны России».
Имелся в виду очередной запрет на поставки молдавского вина, и уж никак привязать «давление» к военным маневрам г-же Герман не удалось. Видимо, сокращение экспорта плодово-ягодных изделий действительно приравнивается в Кишиневе к акту агрессии.
И, наконец, в Польше заявили, что на самом деле Россия и Белоруссия отрабатывают не антитеррористический план, а, наоборот, наступление на Варшаву и даже возможный ядерный удар. Авторство идеи принадлежит депутату Европарламента Павелу Ковелу, но он лишь быстрее всех донес до микрофона общее мнение.
Несмотря на присутствие польских наблюдателей и в Гродно, и на других полигонах, где проходили учения, польские истребители и американские АВАКСы все это время патрулировали границу.
2
Но на самом деле вся эта истерика занялась еще до официального начала маневров. Триггером послужил пролет российского авиаконвоя (транспортный Ил-70 сопровождали два Су-24 и пять Су-34) над нейтральными водами Балтийского моря по маршруту Санкт-Петербург – Калининград.
Конвой не нарушал ничьего воздушного пространства, от курса не отклонялся, но довел до паники общественность Латвии, поскольку пролетал «в непосредственной близости от ее границ». А лучше бы было, если бы он прямо над Ригой пролетел?
На самом деле ПВО Балтийских стран как явления не существует. Весь этот участок прикрывают истребители НАТО числом 4 (четыре), базирующиеся на 1-й литовской авиабазе в местечке Зокяй недалеко от Шяуляя.
Истерика Балтийских стран и Польши, дополненная «винным кризисом» с Молдовой и «таможенным конфликтом» с Украиной, тут ни при чем
Истребители эти и обслуживающий персонал (от 50 до 100 человек в зависимости от обстоятельств) работают вахтовым методом: три вахты в год от разных стран НАТО по четыре месяца. На данный момент эту повинность несут датчане. Они же были вынуждены реагировать и на одиночный Ил-20, через пару дней после «морского» конвоя перевозивший десантников с Острова.
Шведы восприняли все несколько более адекватно, но истребители на всякий случай подняли. Куда более нервно они реагировали весной, когда, с их точки зрения, российские бомбардировщики имитировали ракетную атаку на Стокгольм.
Формально ничего предъявить российской стороне было нельзя, поскольку, опять же, чужое пространство не нарушалось, но шведские перехватчики получили лишнюю возможность потренироваться.
Параллельно «атаке» подверглись американские базы в Японии и вечно барражирующий там дежурный авианосец, но на Дальнем Востоке это дело привычное. Там никто не выступает, даже когда российские бомбардировщики долетают до Мидуэя.
Также шведы довольно спокойно отреагировали и на первый за двадцать лет рейд корабля Балтийского флота в пролив между побережьем континентальной Швеции и островом Готланд.
Средний разведывательный корабль (СКР) «Адмирал Федор Головин» вошел в пролив с юго-запада вдоль острова Кальмар, достиг граверса Клинтехамна, развернулся и ушел восвояси в Балтийск, где и пребывает до сих пор вместе со своим охранением – сторожевыми кораблями «Пылкий» и «Неукротимый».
Он ничего не нарушал, только посмотреть зашел, чего, похоже, и добился, поскольку его осветили все шведские радары, какие дотянулись, и до чистой воды его сопровождал «Орион» береговой охраны. Но даже королевский морской инспектор контр-адмирал Тёрнквист выступил в примирительно-удивленном тоне.
Мол, не надо волноваться, мы готовы ко всему, только вот давно этого не было что-то. И вообще, у Советов на Балтике было пять таких кораблей, которые постоянно под ногами болтались, а теперь у России только два.
3
В то же время резкое усиление российской военной активности, которая, к слову, не дотягивает даже до трети того, что происходило в советское время, серьезно давит на Швецию и Финляндию – страны, не входящие в НАТО. И здесь крайне показательны назначенные на февраль 2014 года военно-воздушные учения в Исландии.
От самой Исландии там только авиабаза Кефлавик и знаменитый радар «Локи». Основу сил этих учений составят норвежские F16, но привлекаются и финские F18, и шведские Grispen. Эскадрилья, поддержанная АВАКСами и вертолетами, должна будет отработать то, что силы НАТО не отрабатывали как раз эти искомые 20 лет: маневр дальней противовоздушной обороны при «выброске десанта высокого качества».
Общую тревогу озвучило, как обычно, самое слабое звено – Латвия. Министр обороны Артис Пабрикс заявил, что «российский авианалет на Швецию разбудил Балтию». А на российские военные маневры, по его словам, «нам надо реагировать миролюбиво, но серьезно» (mums ir jāreaġē, bet nopietni).
Я, правда, не понял, что он имел в виду насчет «миролюбия» и «серьезности», потому и привожу фразу в оригинале.
Между тем намек был понят правильно. Уже через месяц на территории состоятся ответные маневры НАТО Steadfast Jazz, в которых примет участие количество войск и сил, сопоставимое с теми, что были задействованы в «Западе-2013».
Даже французы демонстративно отправляют на полигон под польским местечком Дравко 2-й драгунский полк из Фонтевро, 11-ю пехотную бригаду из Бальма и целиком штаб бригады быстрого реагирования из Лилля.
Здесь уже никакой дипломатии: «легендой» учений будет как раз отражение прямой агрессии против Балтийских стран и Польши с территорий России и Белоруссии.
Но это лишь внешняя, демонстративная сторона. Куда больше внимания сейчас НАТО и примкнувшая к ним Швеция стали уделять двадцать лет назад позабытому, а тогда считавшемуся главным и стратегическим направлению – воздушному пространству Северной Атлантики, побережью Северной Норвегии и Исландии.
Дело в том, что в случае крупномасштабного наземного столкновения сил НАТО и России (а двадцать пять лет назад – Варшавского договора), согласно стратегическому плану Брюсселя, в задачу европейских стран входило продержаться до подхода крупномасштабной американской помощи, которая может быть переправлена на континент только морским путем, старыми добрыми конвоями.
В задачи «восточной стороны» (назовем это для простоты так) входило помешать этим конвоям доплыть до Европы. С этой целью еще советский Генеральный штаб разработал план захвата воздушными и морскими десантами северной Норвегии с ее аэродромами и Исландии с базой Кефлавик.
На эти базы перемещались бы десятки стратегических бомбардировщиков из Карелии (именно потому там понастроено столько авиабаз), которые получали бы возможность уничтожать даже конвои южного маршрута, идущие через Мадейру.
Эта вкратце реальность планов, которые обе стороны – и НАТО, и Россия – на всякий случай реанимировали по ходу нарастания сирийского конфликта, куда более интересна в деталях, местами даже забавна и не лишена некоторой мрачноватой эстетики.
Другое дело, что истерика Балтийских стран и Польши, дополненная «винным кризисом» с Молдовой и «таможенным конфликтом» с Украиной, тут ни при чем.
Не о них разговор. И даже не о расширении и закреплении российского влияния на постсоветском или даже «имперском» пространстве.
Тут игра посерьезней будет. С другими ставками.