Авторские колонки

25 ноября 2010, 20:00

Кирилл Решетников: Любовь и рок-н-ролл

Некоторые музыкально-политические новости последнего времени указывают на то, что на территории так называемого рок-н-ролла у нас вот-вот наступят новые 1980-е.

Так изо всех сил хотят думать те, кто сейчас вообще мечтает о большом левом повороте; на такую смену рокерского курса намекают неунывающие комментаторы из числа идеологов рок-бума 25-летней давности.

Концептуальный слоган «sex, drugs, rock'n'roll» тоже о чем-то говорит. Что-то никому не приходило в голову заменить «sex» или «drugs» на «politics

Действительно, отдельные музыканты явным образом демонстрируют политическое возбуждение. Проявляется оно по-разному, художественные результаты дает несхожие: от как бы совестливых и даже нравоучительных сентенций в исполнении Ю. Шевчука до гаврошистых лозунгов в песнях перспективной группы «Барто». Такое впечатление, что часть артистов, в той или иной степени имеющих отношение к рок-музыке, спешат занять место в авангарде Перестройки-2, как кто-то уже окрестил незаметно наступившую новую эпоху.

Но что-то с этим трендом явно не так.

Протестный русский рок 1980-х, к настоящему моменту отошедший в область мифа, имел одно неоспоримое достоинство: он был явлением новым. До него было творчество подпольных и опальных бардов, был Галич с его антисоветской сатирой и грозными обещаниями в адрес власть имущих, но то была другая культура, другая словесная и музыкальная ткань, имевшая иную основу даже в чисто техническом плане. Музыка сердитых восьмидесятников, ставшая саундтреком к полной и окончательной оттепели, возникла, разумеется, не на пустом месте, но прямого аналога в отечественном прошлом она не имела. Доставшийся певчим горбачевским соколам мандат новизны не означал пожизненной неприкосновенности, но многое искупал.

Протестный рок 2000–2010-х, существующий скорее в головах разгоряченной публики, чем в реальности, но, тем не менее, каким-то образом себя уже обозначивший, этого мандата лишен. И если с молодежью, попавшей в данную струю, еще ничего не ясно, то самозабвенно трясущие стариной ветераны выглядят, извините, нелепо. Слушать песни в стиле ленинградского рок-клуба, на полном серьезе исполняемые жизнь спустя, по меньшей мере странно; еще страннее видеть, как эти песни преподносятся в качестве суперактуального высказывания. Дежавю, как выражается один из главных энтузиастов восьмидесятнического реванша Михаил Борзыкин.

Что будет дальше, неизвестно, но пока свежеиспеченный протестный рок – 2 в целом смотрится наспех слепленной копией с оригинала 1980-х, избыточной и эстетически нежизнеспособной.

Дорогие рокеры, спойте-ка нам лучше про Вселенскую Большую Любовь. Не можете про большую и вселенскую – давайте хотя бы про обыкновенную

А если уж совсем начистоту, то и с упомянутым оригиналом, на самом деле, тоже большие проблемы.  

Протестный рок – в действительности исторический штамп, застящий реальное положение вещей. В тех образцах нашего незабвенного старого рока, к которым слово «незабвенный» можно отнести без иронии, политического протеста как такового нет. Цой, Гребенщиков, Кинчев, Бутусов, Мамонов пользовались неконвенциональным, непредписанным языком и нетрадиционными для СССР музыкальными средствами, а также демонстрировали свободу от официальных догм, позволяя себе не только их игнорировать и отвергать, но и иронизировать над ними. Все это в определенный период автоматически переводило их в разряд «несогласных», но сцену с баррикадами никто из них не путал. Не делал этого даже Шевчук, чьи лучшие песни имеют к протесту довольно мало отношения.

Самые проникновенные произведения самых нетленных рок-кумиров того времени – о любви, будь то «Мне было бы легче петь», «Восьмиклассница» или «Я хочу быть с тобой».

Если же взглянуть на те топовые шедевры, которые посвящены чему-то другому, то окажется, что и в них перо не то чтобы приравнено к штыку. Их суть – альтернативное социокультурное самоопределение, полемика с неправильными жизненными установками, декларирование некоего философского или этического кредо, глобальной программы действий. К этой категории относятся самые знаменитые вещи «Кино», включая мегахит об ожидании перемен.

Напрягая фантазию и память, в числе больших творческих свершений той недлинной рок-эры можно обнаружить песни эйфории, песни отчаяния и песни, выражающие тотальную неудовлетворенность всем. Но в этот золотой фонд вряд ли попадут песни «про тесто» (данный каламбур из шуточной баллады Иващенко и Васильева – редкий случай поэтической удачи в поздней авторской песне, если, конечно, он действительно принадлежит создателям этой композиции).

Из прототипических песен про тесто навскидку вспоминаются только выплески все того же Борзыкина. Но сейчас петь всерьез про папу-фашиста как-то совсем не получается. Да это и вообще, если честно, не получается петь, разве что скандировать. В самом деле, где там мелодия?

Остальное из этой серии – совсем уж архивная история, эфемерная и довольно-таки скучная.

Особый случай, как будто бы ставящий крест на сказанном выше, – гениальный Егор Летов, в 1980-х представлявший собой просто-таки атомный реактор протеста и заявлявший, что всегда будет против. Но Летов –  вообще исключение из всех правил, которое их, согласно известной прописной истине, лишь подтверждает. А кроме того, он ведь очень быстро ушел от прямолинейного политпанка в метафизическую поэзию (адептом которой на самом деле был с самого начала), и именно такой выбор позволил ему стать фигурой по-настоящему великой. В 2000-х, спев про Вселенскую Большую Любовь, он перерос всех протестных рокеров вместе взятых настолько, что какое-либо сравнение тут просто бессмысленно.   

Вот и получается, что пресловутый рок-про-тесто даже не то чтобы протух к концу нулевых, но и вообще никогда не отличался особенно хорошими вкусовыми качествами. Исключения редки и нетривиальны.

А разгадка проста. Протест, особенно конкретизированный и отягощенный ситуационными привязками, – задача не для рок-н-ролла. Когда эту задачу пытаются выполнить рок-средствами, то определенного политического результата достичь иногда удается, иногда нет, но жанр в любом случае не выигрывает.

Другое дело – неудовлетворенность мирозданием, философский диагноз происходящему, спонтанная озвучка плохого экзистенциального самочувствия. Под такие вещи рок заточен идеально.

Но прежде всего это музыка любви.

Даже как-то неловко напоминать хрестоматийные заповеди со словом «love», оставленные англоязычными богами жанра. Да и концептуальный слоган «sex, drugs, rock'n'roll» тоже о чем-то говорит. Что-то никому не приходило в голову заменить «sex» или «drugs» на «politics».

Ну вот скажите, как можно после Yesterday или One Year of Love петь про тесто и называть это рок-н-роллом?

Так что, дорогие рокеры, спойте-ка нам лучше про Вселенскую Большую Любовь. Не можете про большую и вселенскую – давайте хотя бы про обыкновенную. Тоже не можете? Тогда, видимо, пора менять жанр.

Вам может быть интересно

Медведчук назвал организаторов и исполнителей трагедии в Одессе 2 мая 2014 года
Темы дня

Выставка трофейной техники в Москве злит Запад

Выставка трофейной техники, открывшаяся 1 мая в Москве, не давала покоя западной прессе на протяжении всей минувшей недели. Иностранные аналитики утверждали, что так Россия пытается унизить НАТО. Российские эксперты уверены: на Поклонной горе граждане могут не только воочию увидеть успехи собственной армии, но и почувствовать сопричастность к будущей победе страны в СВО.

Американское ядерное оружие взрывает польское общество

В Минобороны Польши заявили, что уже подали заявку на участие в программе, которая позволит размещать на территории страны американское ядерное оружие. Между тем сама постановка такого вопроса расколола не только польское руководство, но и все польское общество. Кто и почему в Польше боится американских ядерных бомб?

Дипломатам США и Германии на выставке трофейной техники создали особые условия

Зеленского призвали наложить вето на закон о родственниках в России

Bloomberg: Конфликт на Украине переходит в решающую стадию

Новости

Москвичей предупредили об «арктическом вторжении»

Ведущий специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец предупредил жителей столицы об «арктическом вторжении», которое начнется в четверг.

Офицер ВС России рассказал о 28 днях в окружении ВСУ

Российский офицер с позывным «Змей» рассказал, как вместе с другими военнослужащими провел 28 дней в окружении украинской армии на Берховском водохранилище в Донецкой народной республике.

Forbes: 47-я бригада ВСУ потеряла 40 машин Bradley и сотни солдат

Серьезные потери несет 47-я механизированная бригада украинской армии, она потеряла 40 машин Bradley, пять танков Abrams и сотни солдат, заявил военный обозреватель Forbes Дэвид Экс.

В Харьковской области «Искандерами» уничтожены две РСЗО HIMARS

Расчет оперативного-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» российской группировки войск «Запад» уничтожил в Харьковской области две пусковые установки американской реактивной системы залпового огня HIMARS, предоставленные ВСУ.

Постпредство России при ЕС отреагировало на заявление о «нарушении» прав компаний

Заявления Евросоюза о том, что на российской территории якобы предпринимаются меры против работающих в России компаний, не соответствуют действительности, заявило постпредство России при ЕС.

На выставке трофейной техники показали редкий американский штурмовик

На выставке трофейной натовской техники в столице продемонстрировали редкую американскую штурмовую машину M1150, созданную на базе танка Abrams, ее удалось ослепить и захватить у поселка Бердычи в ДНР.

Запущена процедура отстранения спикера Палаты представителей США Джонсона

Республиканцы Марджори Тейлор-Грин и Томас Мэсси объявили о запуске процедуры отстранения спикера Палаты представителей Конгресса США Майка Джонсона от занимаемой должности.

Минобороны рассказало о подвиге раскрывшего засаду украинской ДРГ старшины

Подразделение ВС России под командованием старшины Владимира Бандака в зоне СВО раскрыло засаду украинских неонацистов и уничтожило эту диверсионно-разведывательную группу, выйдя из столкновения без потерь, сообщило Минобороны.

Рогов: В Работино поднят флаг России

Над населенным пунктом Работино в Запорожской области подняли российский флаг, заявил глава комиссии Общественной палаты по вопросам суверенитета и сопредседатель координационного совета по интеграции новых регионов Владимир Рогов.

В библиотеках Европы украли издания русских классиков на миллионы долларов

В европейских библиотеках начали исчезать редкие издания русской классической литературы, Европол начал расследование, сообщает New York Times

Госдеп назвал цель новых санкций против России

Очередные американские санкции против России должны подорвать российское производство энергии, в частности проект «Арктик СПГ – 2», заявил госдепартамент США.

РАПИ предупредила о скорой катастрофе в экономике Прибалтики

Прибалтика не способна вынести повышение военных расходов и ухудшение отношений с российской стороной, заявил президент Российской ассоциации прибалтийских исследований (РАПИ) Николай Межевич.
Мнения

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

Борис Акимов: Как лечить расстройство трудовой идентичности

Ожидается, что Россия в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров. Однако его не получится покрыть механически за счет трудовой миграции и ввоза низкоквалифицированной рабочей силы.

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?