Авторские колонки

25 февраля 2007, 10:57

Игорь Манцов: Как умирают персонажи

Как я и предполагал, эпохальная встреча президента страны с так называемыми молодыми писателями спровоцировала процесс реального смыслоотделения. Повторюсь, совершенно неважно, кем и что говорилось на самой встрече. Важно последействие.

Для примера две симпатичные реплики.

Глава издательства Ad Marginem Александр Иванов утверждает на страницах «Московских новостей»: «Нынешний «проект Россия» – конкурентно-технократический. Модель корпоративного капитализма как эффективно работающей машины не предполагает незаменимых элементов. Там нет гуманитарного измерения. Все социальные и национальные проблемы возникают оттого, что эта модель эффективного капитализма вырабатывает не только деньги, но и огромное количество лишних людей, лишних сел, регионов. Чем она эффективнее, тем больше лишнего. «Лишние» – безработные с Северного Кавказа, которые идут в боевики, или сыновья лишившихся работы слесарей с завода Лихачева, что идут в скинхеды».

Даже наша нынешняя технократическая цивилизация активно прибегает к «литературе», практикует продуктивную игру в слова

И далее, совсем уже хорошо и по существу: «Никто из писателей не спросил, почему в сегодняшней России нет воздуха, почему технократической модели не нужны люди. В этом провал тех людей, что пришли к Путину. От государства надо требовать не прямого вмешательства в культуру, а иного гуманитарного облика».
Да!
Александр Иванов итогами встречи недоволен. Его претензии к молодым писателям велики. Вдобавок теперешний комментарий философа есть повторение его же собственных давнишних формул. Но дело в том, что раньше подобные формулы печатались лишь в малотиражных сборниках и журналах, а теперь, после встречи в Ново-Огареве, эти весьма острые и справедливые претензии, эти внятные формулировки востребованы средствами массовой информации.

Все более-менее мыслящие люди России должны практиковать сегодня опережающую интерпретацию. Власть, допустим, что-то делает – интуитивно или даже по ошибке. Но трезвые наблюдатели стремительно и весьма определенно трактуют эти действия в прицельно гуманистическом ключе. В пользу, так сказать, прогрессивного человечества. Это нужно было делать и десять лет, и три года назад, но тогда не было соответствующего социального заказа. Зато теперь он есть. Технократическая модель постсоветского образца доказала свою никчемность, недееспособность, вредность.

Вторая замечательная реплика принадлежит Виктору Топорову. Читаем в его последней по времени колонке на ВЗГЛЯДе , колонке, которая как раз посвящена ново-огаревскому процессу: «Высшее литературное достижение последних лет остается, увы, анонимным, как «Слово о полку Игореве», хотя и обладает не меньшим духоподъемным смыслом.

Я имею в виду магический «перевод» унылого словосочетания «сырьевой придаток» в победоносную «нефтегазовую супердержаву». Один этот (пусть и пока пребывающий в гордом одиночестве) пример доказывает, что из недр отечественной словесности можно еще при адекватном желании извлечь нечто стоящее!»

Саркастично, но точно.
Получается, даже наша нынешняя технократическая цивилизация активно прибегает к «литературе», практикует продуктивную игру в слова.

Сегодня будет свежая американская картина режиссера Марка Форстера «Stranger Than Fiction», которую отечественные горе-интерпретаторы безответственно переименовали в «Персонаж». Весьма своевременный комментарий к актуальной для нынешней России теме «Писатель и общество».

Кадр из фильма Марка Форстера «Stranger Than Fiction»

Именно на этой теме и остановимся. Хотя на самом деле картина богата смыслами разного рода. На мой взгляд, она принадлежит к числу картин нового художественного направления. Сегодня обойдемся без ярлыков. Замечу лишь, что «Stranger Than Fiction» заставляет вспомнить про такие замечательные американские ленты недавнего прошлого, как «Взломщики сердец» и «Клик». Работа Форстера много слабее упомянутых шедевров массовой культуры, она менее сбалансирована, менее целеустремленна. Однако направление движения все равно вызывает уважение.
Кроме того, в голову приходят мысли о раннем опусе Джармуша «Страннее, чем в раю». Такое уж у отчетного фильма название.
«Страннее, чем вымысел». Или даже так: «Невероятнее, чем беллетристика».
Отличный актер Уилл Феррелл играет одинокого, угрюмого успешного клерка по имени Гарольд. «Гарольд Криг был человеком бесконечных цифр, непрекращающихся вычислений и невероятно малого количества произносимых слов», – поначалу мы опознаем этот закадровый голос как комментарий авторов картины. Однако совсем скоро выясняется, что это голос еще одного персонажа.

Знаменитая писательница Кей Аффель написала восемь романов про жизнь. В конце каждого ее романа главный герой обязательно умирал. Теперь она пишет свою девятую книгу, главным героем которой является как раз тот самый Гарольд Криг, которого играет Феррелл. Правда, писательница полагает, что Криг – исключительно плод ее воображения. Художница слова даже не подозревает, что Гарольд Криг существует на самом деле, что это человек из плоти, с кровью и с душой. Что ему может быть больно, страшно и т. д. Склонная к драматическим коллизиям писательница мечтает в конце концов убить и его. При этом даже не поморщившись.

Гарольд тем временем работает в налоговой службе. Он на ходу извлекает кубические корни из любого числа. Он живет подобно автомату. Он стремится полностью контролировать свою действительность. Он не ощущает себя человеком живым и человеком свободным. Ни о жизни, ни о свободе он, кажется, до поры вообще не задумывается. До этой самой поры угрюмый Гарольд представляет собой что-то вроде робота. Ноль самосознания. Цифры, цифры, деньги, деньги, налоги, налоги. Короче, безумный технократ безо всякого гуманитарного измерения.
Итак, имеем писателя и имеем технократа, которые до поры не знают друг о друге ничего.

Его привычка все считать. Ее привычка выдумывать, не считаясь с чужой реальностью.
Оба хороши.

Однажды Гарольд услышал, как в ухе у него зажужжало. Началась своего рода трансляция, появилась размеренная женская речь. Ничего особенного, женский голос всего-навсего дублирует события, которые происходят с героем, казалось бы, по его воле, по его выбору, под его контролем. Внезапно зазвучавшее слово производит в сознании бессмысленного технократа переворот. Слово привносит смысл, устанавливает связи, организует причинно-следственные цепочки. Драматургический ход на грани гениальности!

Кадр из фильма Марка Форстера «Stranger Than Fiction»
Гарольд постепенно прозревает. Теперь он понимает, что все происходящее с ним имеет смысл. Голос писательницы пресекает автоматизм существования.

Некий литературовед Гильберт, которого играет Дастин Хоффман, учит Гарольда: «Не двигайте сюжет вперед. Вместо этого проверьте, не найдет ли Вас сюжет самостоятельно». Сходно с повествовательной стратегией многократно воспетого мною фильма «Клик»: человек не должен решать, что важно, а что не важно. Человек должен верить и внимательно прислушиваться.

Гарольд периодически, в синхронном режиме слышит женский голос, который безошибочно описывает его жизнь. Гарольд слышит беллетризованные рассуждения о своей скорой смерти и пугается. Глядя в телевизор, он опознает выступающую там знаменитую писательницу Кей Аффель по голосу.

Гарольд ужасается тому обстоятельству, что писательница пророчит ему смерть, более того, рассчитывает убить его в самые ближайшие дни. Гарольд является к писательнице и требует все это безобразие прекратить.

Писательница в шоке. Она впервые задумывается о том, что живой человек и литературный герой – две большие разницы. До сего момента она полагала, что писательство – невинная игра. Она впервые осознает, что реальная смерть и книжная смерть – не одно и то же. Она впервые в жизни сомневается в своем праве и паникует, однако прочитавший ее рукопись Гарольд добровольно соглашается умереть: «Мне очень понравилась Ваша книга. Вы должны закончить ее так, как задумали…»

Наученный ее словами, продолжительное время звучавшими в его ухе, Гарольд научился искусству смыслопорождения и согласился с неумолимой логикой ее повествования.

Таким образом авторы фильма говорят с нами еще и о проблеме «финального смысла», о том, что лишь смерть, лишь последний эпизод окончательно оформляет и личность, и судьбу. Писательница устраивает Гарольду гибель при весьма благородных, весьма выигрышных для него обстоятельствах. Однако задуманная ею трагедия не состоялась: Гарольд спасает ребенка, ломает себе руки-ноги, но все-таки остается в живых. Вот почему картина называется «Stranger Than Fiction». Жизнь куда загадочнее и непредсказуемее, нежели самые смелые фантазии художника. Однако же без художника обыватель не способен это обстоятельство прочувствовать.

Литературовед Гилберт иронизирует: «Мистер Криг, Вы же не миссис Марпл, не принц Гамлет, не чудовище Франкенштейн и не упырь. Нет литературного произведения, рассказывающего о Вас. О Вас просто нечего рассказать!» Короче, этот современный клерк, этот бездарный невнимательный обыватель вроде бы не провоцирует интересного сюжета. Но весьма далекая от реальности писательница каким-то непостижимым образом попадает в точку, совпадает с реальностью, пролезает и в уши, и в сознание человека, о существовании которого поначалу даже не подозревает.

Картина, повторюсь, недотянутая. В отличие, допустим, от «Клика», она недостаточно сумасшедшая, недостаточно варварская и энергетичная. Однако все самое существенное на темы «Вымысел и реальность», «Искусство и общество», «Клерк и художник» тут сказано.

Вам может быть интересно

Медведчук назвал организаторов и исполнителей трагедии в Одессе 2 мая 2014 года
Темы дня

Выставка трофейной техники в Москве злит Запад

Выставка трофейной техники, открывшаяся 1 мая в Москве, не давала покоя западной прессе на протяжении всей минувшей недели. Иностранные аналитики утверждали, что так Россия пытается унизить НАТО. Российские эксперты уверены: на Поклонной горе граждане могут не только воочию увидеть успехи собственной армии, но и почувствовать сопричастность к будущей победе страны в СВО.

Американское ядерное оружие взрывает польское общество

В Минобороны Польши заявили, что уже подали заявку на участие в программе, которая позволит размещать на территории страны американское ядерное оружие. Между тем сама постановка такого вопроса расколола не только польское руководство, но и все польское общество. Кто и почему в Польше боится американских ядерных бомб?

Дипломатам США и Германии на выставке трофейной техники создали особые условия

Зеленского призвали наложить вето на закон о родственниках в России

Bloomberg: Конфликт на Украине переходит в решающую стадию

Новости

Москвичей предупредили об «арктическом вторжении»

Ведущий специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец предупредил жителей столицы об «арктическом вторжении», которое начнется в четверг.

Офицер ВС России рассказал о 28 днях в окружении ВСУ

Российский офицер с позывным «Змей» рассказал, как вместе с другими военнослужащими провел 28 дней в окружении украинской армии на Берховском водохранилище в Донецкой народной республике.

Forbes: 47-я бригада ВСУ потеряла 40 машин Bradley и сотни солдат

Серьезные потери несет 47-я механизированная бригада украинской армии, она потеряла 40 машин Bradley, пять танков Abrams и сотни солдат, заявил военный обозреватель Forbes Дэвид Экс.

В Харьковской области «Искандерами» уничтожены две РСЗО HIMARS

Расчет оперативного-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» российской группировки войск «Запад» уничтожил в Харьковской области две пусковые установки американской реактивной системы залпового огня HIMARS, предоставленные ВСУ.

Постпредство России при ЕС отреагировало на заявление о «нарушении» прав компаний

Заявления Евросоюза о том, что на российской территории якобы предпринимаются меры против работающих в России компаний, не соответствуют действительности, заявило постпредство России при ЕС.

На выставке трофейной техники показали редкий американский штурмовик

На выставке трофейной натовской техники в столице продемонстрировали редкую американскую штурмовую машину M1150, созданную на базе танка Abrams, ее удалось ослепить и захватить у поселка Бердычи в ДНР.

Запущена процедура отстранения спикера Палаты представителей США Джонсона

Республиканцы Марджори Тейлор-Грин и Томас Мэсси объявили о запуске процедуры отстранения спикера Палаты представителей Конгресса США Майка Джонсона от занимаемой должности.

Минобороны рассказало о подвиге раскрывшего засаду украинской ДРГ старшины

Подразделение ВС России под командованием старшины Владимира Бандака в зоне СВО раскрыло засаду украинских неонацистов и уничтожило эту диверсионно-разведывательную группу, выйдя из столкновения без потерь, сообщило Минобороны.

Рогов: В Работино поднят флаг России

Над населенным пунктом Работино в Запорожской области подняли российский флаг, заявил глава комиссии Общественной палаты по вопросам суверенитета и сопредседатель координационного совета по интеграции новых регионов Владимир Рогов.

В библиотеках Европы украли издания русских классиков на миллионы долларов

В европейских библиотеках начали исчезать редкие издания русской классической литературы, Европол начал расследование, сообщает New York Times

Госдеп назвал цель новых санкций против России

Очередные американские санкции против России должны подорвать российское производство энергии, в частности проект «Арктик СПГ – 2», заявил госдепартамент США.

РАПИ предупредила о скорой катастрофе в экономике Прибалтики

Прибалтика не способна вынести повышение военных расходов и ухудшение отношений с российской стороной, заявил президент Российской ассоциации прибалтийских исследований (РАПИ) Николай Межевич.
Мнения

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

Борис Акимов: Как лечить расстройство трудовой идентичности

Ожидается, что Россия в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров. Однако его не получится покрыть механически за счет трудовой миграции и ввоза низкоквалифицированной рабочей силы.

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?