Авторские колонки

24 декабря 2007, 11:00

Марина Юденич: О двоевластии

Скажу откровенно: я давно собиралась написать об этом. Задолго до «назначения» Медведева. Помню точно, когда возникла у меня эта идея – ровно в тот момент, когда стало окончательно ясно: Путин не останется.

Никакого третьего срока. Ни конституционного, ни анти. Никаких союзных договоров, преждевременных и кратковременных отставок, введения в стране чрезвычайных положений – и что там еще изобретали изощренные политтехнологические умы? Теперь уж не припомню. Да и неважно.

И – стало быть – будет преемник. В контексте того, что скажу ниже, неважно было, кто им станет. Кем бы ни оказался названный Путиным преемник – ясно было, что его выберут. Причем, как я полагала и полагаю, в первом же туре, и с неоспоримыми 60 (плюс-минус три-четыре) процентами, которые рассчитываются легко.

Путин пытается провести Россию сквозь фарватер, который корабль российской государственности еще ни разу не миновал без страшных потерь

Простым и коротким арифметическим действием. Вычитанием.

Иными словами: из рейтинга Путина надо вычесть те голоса, которые будут неизбежно потеряны «благодаря» массированному и агрессивному PR, который с неизбежностью оттолкнет некоторую часть электората, лояльного Путину, но болезненно реагирующему на фактор откровенных и не всегда изящных манипуляций собственным сознанием.

Потому как, на мой, разумеется, субъективный взгляд, выборная технология – такая редкая и даже исключительная каша, которую можно испортить маслом.

Но – как бы там ни было – победителей не судят. И будущего президента, которого – повторюсь – изберут в первом же туре 60 (+/–) процентами голосов, тоже никто не осудит. Его примут.

А вот дальше вполне вероятно, начнется то самое, о чем хочу поговорить сегодня. Двоевластие.

Потому что – понятное дело – в премьерском или каком-то другом кресле и вовсе без кресла Владимир Путин никуда не денется. Как субъект, обладающий огромным политическим влиянием в стране и – что бы там ни утверждали его критики – в мире.

И всё. Ситуация двоевластия – пусть не de jure, но de facto – неизбежна. Казалось бы – ну и что?

В сегодняшней политической картине мира таких властных тандемов – пруд пруди. И – в сущности – это и есть классическая модель демократического общества, когда один популярный в обществе политик занимает официальную властную должность, другой (или другие) пребывают в оппозиции, непримиримой или весьма лояльной – но дисциплинированно дожидаются своей очереди стать официальным лидером страны.

Известное дело – круговорот политиков в природе.

Не счесть примеров и юридического двоевластия, когда два-три безусловных национальных лидера занимают разные государственные посты, мирно уживаясь на властном олимпе.

Всё так. Есть, однако ж, как водится, «но». Одно, но существенное.

В этих многочисленных примерах речь идет странах с так называемой «развитой демократией». Мы же, согласно новой терминологии, «демократия суверенная».

Можно, впрочем, выразиться проще и в более традиционном русле. Россия – наследница и продолжательница византийских традиций. Во всех сферах общественного бытия, от политической до культурной.

Из последней, кстати, проистекают традиции того течения, которое сегодня определяют как «русский гламур», когда всё «дорого, богато», иногда с откровенным перебором. Критиков последнего, обожающих разговоры о том, как разительно отличаются московские модницы от парижских или лондонских, я всегда отсылаю к любезным моему сердцу портретам предков XV, XVI, XVII вв.

Бледные лица северо- и центральноевропейской знати, пуританские темные тона неброского бархата и матового шелка, скупые украшения. И наши румяные физиономии – царские, боярские, позже – уже и зажиточного купечества. Парча, пышно отороченная соболем, инкрустированная крупными самоцветами, пальцы унизаны огромными перстнями, крупные жемчуга в серьгах и кокошниках.

Сказано же классиком: «У ней особенная стать». Во всём. И в ментальности, которая, собственно, определяет все прочее – в том числе и политические традиции и предпочтения.

Понимаю, что у этой точки зрения огромное количество противников, но и сторонников «тьмы, и тьмы, и тьмы». И я принадлежу к числу последних. Потому – оговорюсь сразу – вступать в полемику относительно того, справедлива или нет теория о своем, особом историческом пути России, в изначалье которого византийская традиция, я не стану. Не о том сейчас речь.

Но – то обстоятельство, что любое двоевластие на всём протяжении российской государственности оборачивалось всегда большими национальными проблемами, – факт неоспоримый и обусловленный, на мой взгляд, именно этой, изначальной традицией.

И не важно, когда и чем было спровоцировано это двоевластие. Многоженством царя Алексея, породившим кровавое противостояние Петра и Софьи, с плахами на Красной площади и самодержцем, взявшим в руки палаческий топор.

Трагическим отречением последнего русского Императора, обернувшимся большевистским переворотом, гражданской войной и сумеречным без малого веком партийной диктатуры.

Или попыткой учредить институт вице-президентства на заре новой российской демократии, аукнувшейся событиями октября 1993.

Кем бы ни оказался названный Путиным преемник – ясно было, что его выберут

Понимаю, что сегодня – не то что прежде. Политические конфликты разрешаются в тиши кабинетов, короткие подковерные схватки оборачиваются всего лишь тихими отставками и громкими публикациями. Иными словами, я далека от мысли предрекать «кровь и слезы»

Однако в самой конструкции российского двоевластия заложен механизм неизбежного, пусть и вполне цивилизованного противостояния.

Тут, как мне кажется, играет существенную роль еще одна особенность национального менталитета. В российском общественном сознании носитель верховной власти неизбежно осенен неким сакральным ореолом.

Анализировать сейчас природу этого явления я не стану. Это сложно, длинно, вдобавок – далеко не всё пока лично мне понятно и объяснимо, по крайней мере с точки зрения генезиса национального общественного сознания. Но для меня наличие этого «сакрального» – факт неоспоримый.

Фрагмент из «Нефти» – не плод моей фантазии, скорее – сублимация всего прочитанного, мемуарного, от дневниковых записей великого князя Александра Михайловича до воспоминаний генерала Воейкова, последнего дворцового коменданта.

Заметьте, речь идет о событиях 1903 года, в стране уже зреют революционные события грядущего 1905-го, недовольство властью и персонально Николаем II приближается к критической точке, в Поволжье активно работают революционные кружки, пресса позволяет себе неслыханные выпады в адрес царствующей семьи, Воейков умоляет Николая отменить поездку, императрица настаивает на своем. Едут. И что же?

«Я видела Ники в окружении огромной толпы паломников – они обожали его. Такому невозможно научить, тем паче – приказать, такое чувство не воссияет в глазах корысти ради.

Да что там Саров… Солдаты в манеже, крестьяне – по пояс в воде, когда он на пароходе движется по Волге. Только чтобы оказаться ближе».

Нечто похожее я наблюдала много позже. В середине 90-х. Ельцин был тогда как-то особенно плох, о рейтинге – как о веревке в семье повешенного – не говорили вообще.

Перед очередным региональным визитом изучаю местную прессу. Шок и ужас. «Банду Ельцина под суд» – самое приличное из того, что могу сейчас процитировать, не оскорбляя память покойного.

Он едет. И что же? Картина встречи повторяет ту давнюю, саровскую едва ли не буквально, в деталях. Восторженные лица людей, руки, тянущиеся из толпы в необъяснимой, странной надежде если не на президентское рукопожатие, то хотя бы на то, чтобы дотронуться до рукава президентского пиджака или пальто.

Ликующее: «Борис Николаевич, мы за вас!», «Держитесь, Борис Николаевич!» Никакой губернатор, никакими административными рычагами не обеспечит такого. Такому невозможно научить.

И еще. Тоже из личных наблюдений. 26 апреля 2007. Ельцин умер. Вернувшись с похорон, пишу в ЖЖ:«Два только замечания, как водится – на полях. Одно – очень личное.

Вспомнила, что целый год – с 95-го по 96-й – когда вдруг раздавался в моем доме внезапной ночной звонок, первой – сонной, испуганной – мыслью было: Дед умер. Плох он был тогда, ждали с минуты на минуту. А он протянул еще целых 10 лет.

Другое – достаточно общее. И несколько пафосное. Уж простите. О сакральной сущности российской власти.

Или попыткой учредить институт вице-президентства на заре новой российской демократии, аукнувшейся событиями октября 1993

Которая – столь велика и сильна, что даже у гроба бывшего правителя, забыв о покойнике, толпа государственных мужей, затаив дух, судорожно шарит глазами в сумеречном, ладанном церковном пространстве, ожидая появления действующего. Будто на первого, кто разглядит, снизойдет некая божественная милость.

И ладно бы – речь шла исключительно о наших, российских мужах. Велик был бы соблазн списать все на неистребимый холопский дух российской номенклатурной знати. Два экс-президента США, английский экс-премьер и еще десятка три бывших и действующих глав государств и правительств – в едином и каком-то непреодолимом порыве напряженно вытягивают шеи и едва ли не привстают на цыпочки, ожидая появления российского гаранта.

Я потом как-нибудь напишу про это подробнее. Сейчас – просто ощущение. Поверьте – оно было очень сильным и зримым. Ощущение напряженного и трепетного ожидания»

Теперь – вопрос. Из чего собственно складываются сегодня рекордные путинские 70%?

Из личного обаяния и бесспорной харизмы ВВП? Или из этого неизбывного сакрального обожания, необъяснимого и иррационального? Или это сумма первого и второго, но в таком случае каково процентное соотношение составляющих?

Понимаю, что ответить сложно, потому что – как ни крути – нужно «алгеброй проверить гармонию», что в принципе невозможно, если прав был «наше всё». Но это важно.

Понять – какая часть этих безусловных победных 70% останется за Путиным, когда преемник сыграет главную роль в инаугурации – державном спектакле, торжественном и пафосном, и станет отчасти уже не совсем человеком, но человеком-символом, неотделимым от прочих символов российской государственной власти.

А какая – отойдет ему, преемнику, осененному теперь сакральным ореолом? Как он, преемник, выдержит это самое главное испытание в своей жизни – испытание властью, теми самыми «медными трубами», которые подкосили не одного былинного богатыря?

Что испытает Путин, лишившись той части народного обожания, которое адресовано не человеку, а символу? Вернее, человеку-символу.

Честно? Я не знаю ответа. Но, сдается мне, Путин сегодня являет себя стране и миру более последовательным демократом, нежели самые громогласные поборники демократии в стране и в мире.

Потому что, сознательно или нет, он пытается вывести Россию из опасной зоны политической нестабильности сквозь фарватер, который корабль российской государственности еще ни разу не миновал без страшных потерь. Имя ему – двоевластие.

Что впереди? Спокойные воды цивилизованной государственности. Удастся ли? Не знаю. Увидим.

Вам может быть интересно

Глава Белгородской области объявил о срочном усилении защиты
Темы дня

Почему США стремятся добить Иран

В конфликте между Ираном и США появился проблеск надежды – обе стороны заявляют о готовности к переговорам, к решению споров мирными методами. Однако условия, которые де-факто выдвигает к иранским властям Дональд Трамп, категорически не могут быть приняты Тегераном. Почему – и каковы в таком случае реальные замыслы Вашингтона?

Россия создает условия для победы в 2026 году

На фоне активизации дипломатических усилий по украинскому урегулированию все чаще звучат оценки о том, что СВО может завершиться на условиях России уже в этом году. Западные аналитики все больше пишут о фактической неизбежности проигрыша Украины, чьи ресурсы близки к истощению. По мнению экспертов, таким образом 2026-й может стать годом развязки – этому способствуют как военные успехи России на фронте, так и глубокий кризис украинского тыла.

Подозреваемый рассказал подробности убийства мальчика в Петербурге

В США начали отрабатывать уничтожение аналогов дронов «Герань»

Генсека НАТО заподозрили в предательстве Европы

Новости

Цены на золото и серебро показали сильный рост после падения

На бирже Comex апрельские фьючерсы на золото подорожали более чем на 5%, а мартовские на серебро – сразу на 10%.

Правая кандидатка совершила прорыв в гонке за пост мэра Парижа

Депутат Европарламента от партии «Реконкиста» Сара Кнафо, выступающая против иммиграции, пройдёт во второй тур выборов мэра Парижа, что станет историческим событием для крайне правого кандидата, согласно новым данным опроса, предоставленным Politico.

В уфимской школе девятиклассника задержали за стрельбу из страйкбольного оружия

Ученик девятого класса одной из школ Уфы напал на педагога и сверстников со страйкбольным оружием, никто не пострадал, сообщил глава Башкирии Радий Хабиров.

Эсминец ВМС США уничтожил четыре дрона лазером HELIOS

Эсминец USS Preble успешно уничтожил четыре беспилотника в ходе испытаний лазерной системы HELIOS, что подтверждает развитие технологий защиты надводных кораблей, пишет The War Zone.

Трамп объявил о создании резерва редкоземов на 12 млрд долларов

В США стартует масштабный проект по созданию стратегического запаса критически важных минералов для защиты промышленности от перебоев поставок, пишет Bloomberg

Кличко сообщил о полном отключении тепла в двух районах Киева

В результате энергетического кризиса в столице Украины более 1 100 многоэтажных домов остаются без отопления, при этом Дарницкий и Днепровский районы пострадали сильнее других, сообщил мэр украинской столицы Виталий Кличко.

Энергосистема Украины подверглась мощнейшей атаке с начала года

В результате массированного налета на подконтрольной киевскому режиму территории серьезные повреждения получили стратегические объекты генерации, сообщил военкор Александр Коц.

Российские военные помогли отбить атаку боевиков на аэропорт столицы Нигера

Атака боевиков на международный аэропорт Ниамеи была отражена совместными усилиями Африканского корпуса Минобороны России и вооруженных сил Нигера, сообщил МИД России.

В Нижнем Тагиле заслуженный учитель замерзла насмерть

Найденная погибшей в Нижнем Тагиле на улице Нина Фесвитянинова более 50 лет проработала в системе образования и руководила профильным отделом районной администрации, сообщают СМИ.

Азербайджан арестовал участвовавших в СВО на стороне России и Украины

Азербайджанские спецслужбы произвели арест четырех местных граждан, которые участвовали в боевых действиях на стороне России и Украины, сообщили в службе госбезопасности (СГБ) страны.

ФСБ задержала иностранца с взрывчаткой у энергообъекта Подмосковья

Иностранец был задержан в Москве при попытке организовать подрыв энергетического объекта на территории Подмосковья по заданию украинских спецслужб, при нем нашли 5 кг взрывчатки.

Имя Зеленского упомянуто в материалах дела Эпштейна о торговле людьми

В материалах по делу скандально известного финансиста Джеффри Эпштейна содержаться утверждения о возможной причастности Владимира Зеленского к торговле людьми на Украине, следует из документов, опубликованных минюстом США.
Мнения

Тимофей Бордачёв: Европа опошлила значение атомной бомбы

Ядерное оружие – это не атрибут красивой жизни, и не способ самоутвердиться перед кем-либо. Будет очень здорово, если понимание этого вернется к Западу до того, как мы окажемся у грани всеобщей катастрофы.

Сергей Худиев: Анонимность в интернете – это не преступление

Обсуждаемый запрет на анонимную регистрацию в сетях означает отмену презумпции невиновности – теперь вы находитесь под подозрением изначально, до того, как вы что-либо написали. На вас с самого начала смотрят как на крайне сомнительную личность, которая еще должна очень постараться, чтобы эти подозрения рассеять.

Игорь Переверзев: Как капитализм мешает добывать редкоземы

Если бы вы в каком-нибудь 1990 году спросили специалистов, кто является лидером в производстве редкоземов, они бы вам не моргнув глазом ответили: конечно же, США. На втором месте СССР. Как же получилось, что спустя 30 лет почти монополистом стал Китай?
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов