Авторские колонки

10 октября 2007, 09:48

Андрей Перла: «Мы» и «они»

Оппозиция и «трубадуры режима» окончательно доказали неразличимость своих политологических взглядов. И те и другие неспособны идентифицировать себя с властью, т.е. в конечном итоге взять на себя ответственность за страну.

Власть вынуждена работать и без оппозиции, и без реальной поддержки.

Намедни знаменитый журналист Михаил Леонтьев за круглым столом в редакции «Известий» заявил: главное, что нужно понимать по поводу российской политики, – что «эти люди взяли власть навсегда».

Освободители ужасно обрадовались заявлению публициста. Они принялись кричать, что Леонтьев «проговорился» и сознался в авторитарной и азиатской сущности российского политического режима, который он поддерживает. Меня же, скромного комментатора российской политики, в выступлении мэтра неприятно поразило совсем другое. Леонтьев сказал о нынешней российской власти – «они». Хотя, по-моему, должен и даже обязан был сказать «мы».

Пора научиться говорить о власти «мы». Нет другого рецепта

Потому что, в самом деле, кто же это – российская власть, если один из виднейших представителей медиасообщества, известный благодаря своей пропрезидентской, консервативной, охранительной позиции, не считает, что власть – это он и есть? Кто в таком случае – власть? Что делает человека властью? Неужели чиновничий портфель? Неужели наличие формальных – и в каждом случае очень ограниченных – полномочий?

В России принято считать, что, да, Россия не знает неформальной власти – и эта позиция делает элиты чрезвычайно неустойчивыми и уязвимыми к потрясениям.

Это ведь и основа отношения освободителей и охранителей к главному ньюсмейкеру современной России – к президенту Владимиру Путину. Почему съезд «Единой России» многим – причем именно благомыслящим, верноподданным, никаких потрясений не желающим людям, охранителям в лучшем смысле этого слова – так неприятно напомнил съезды КПСС?

Да потому, что никто из вставших в ответ на слова президента в зале ровней ему себя в тот момент не считал. Никто (ну, может быть, почти никто) не был в тот момент готов сказать «я и Путин» и даже «я, так же как Путин», «мы вместе с Путиным считаем, что…».

Так не относятся к лидеру своей политической партии, человеку, с которым готовы и обязаны разделить ответственность за ее деятельность. Так относятся к большому начальнику, чей статус неизмеримо выше своего собственного: «Сам решил».

И заявления оппозиции по поводу деятельности Путина – политического противника! – выдержаны ровно в том же ключе. «Что же мы можем поделать? Ничего, теперь «Единая Россия» получит 75%, все пропало, демократия погибла безвозвратно, так решил Сам...»

Какая вам разница, что он решил, если вы в оппозиции? Боритесь за голоса избирателей! Докажите, что достойны не 7, а 70%! Почему решение съезда партии, в которой, как вы заявляете, собрались ваши противники, априорно влияет на ваши перспективы? Да потому, отвечают, что они – власть и партия власти, а мы так, сбоку...

Неготовность сказать «мы» – в этом все дело. Именно она неприятно поражает во всех слоях российской элиты. Вы когда-нибудь слышали от представителей бизнеса – малого, среднего или крупного: «Это наша страна»? И я не слышал.

Но очень хотел бы услышать, потому что это – собственническое! – заявление означало бы, что заявляющий принимает на себя хотя бы часть ответственности за происходящее, что он уверен – то, что делается в экономике, в политике, в социуме, есть результат в том числе и его собственных усилий.

«Что же мы можем поделать? Ничего, теперь «Единая Россия» получит 75%, все пропало, демократия погибла безвозвратно, так решил Сам...»

Но нет, процветание на нас сваливается с неба и является не результатом усилий российского бизнеса, а следствием не подконтрольной никому конъюнктуры. И кризис, если вдруг грянет, тоже грянет с неба, не будет результатом просчетов, как погода, как летняя гроза.

Таково отношение к изменениям в своей жизни массы «народа»: мы избрали себе мэра, он поднял тарифы на услуги ЖКХ, мы недовольны – но разве мы можем на что-то повлиять? Он начальство... Но таково же, выходит, и отношение к происходящему российских элит: «наверху приняли решение».

Где наверху?! Какой еще для вас может быть верх, если вы и есть элиты российского общества?

Современное общество стоит на том, что оппозиционные и располагающие возможностями для принятия решения группы элит в равной степени разделяют ответственность за страну. Отсюда известная и, к великому сожалению, надолго профанированная в России «патриотами» и коммунистами система «теневых правительств» – оппозиция должна быть готова ко всей полноте государственной власти в любой момент. Отсюда же – жесточайшие ограничения возможностей профессиональной бюрократии, подотчетной публичным политикам, т.е. именно что «власти».

Это работает при одном условии: если власть – это «мы». Если демократы, либералы, консерваторы, западники, традиционалисты, кто угодно – мы с равным основанием может сказать: «Это наша страна».

Если нет, если власть – это «они», то ответ на вопрос «Кто такие «они»?» возможен только один: «они» – это канцелярские крысы, профессионалы бюрократического управления. Они должны быть подотчетны публичным политикам – но при такой постановке вопроса не подотчетны никому, потому что все говорят «они».

Друзья мои, если все это действительно так, то «лидер нации» – по отношению к кому угодно, и к Владимиру Путину тоже, – не более чем красивое заклинание. И президент перестанет быть лидером нации, перестав быть президентом, – сложит в сейф это звание вместе с положенными по закону знаками президентской власти.

И те, кто сегодня называет его лидером нации, снова скажут «они» о власти и, возможно, снова заявят, что эти «они» – навсегда.

Пора научиться говорить о власти «мы». Нет другого рецепта.

Вам может быть интересно

Россия объявила в розыск бывшего главу МВД Украины Арсена Авакова
Темы дня

Военные из России продолжили серию успехов в Африке

Военное присутствие России в Африке стало неожиданно резко увеличиваться. В ЦАР российские специалисты «сшили страну», убедив мятежников разоружиться. В Нигере военные из РФ размещаются на американской секретной базе. В Чад тоже прибыли белые люди в форме без знаков отличия, которых приняли за россиян. Что происходит?

Провалы ВСУ разочаровали западных кредиторов Украины

«Их терпение начинает иссякать» – так американские СМИ описали требование частных кредиторов к Украине начать выплаты по госдолгу после каникул, которые длятся с 2022 года. Однако данная позиция вошла в противоречие с интересами США и их партнеров из ЕС. В чем заключается суть разногласий, о каких суммах идет речь и чем это может обернуться для Украины?

Пилот бомбардировщика назвал возможные места дислокации украинских F-16

НАТО определило две «красные линии» для вступления в конфликт на Украине

Блогеры высмеяли заявление Зеленского о Боге с украинским шевроном

Новости

Захарова отреагировала на заявление Зеленского про шеврон на плече у Бога

Заявление украинского президента Владимира Зеленского про шеврон Украины на плече у Бога является «передозом», заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.

СМИ: Вашингтон приостановил поставки боеприпасов Израилю

Администрация Джо Байдена на прошлой неделе приостановила поставку боеприпасов американского производства в Израиль. Об этом сообщает портал Axios со ссылкой на двух израильских чиновников.

Guardian заявила о «классической советской тактике» войск России

Российские войска, участвующие в специальной военной операции на Украине, «используют классическую советскую военную тактику», пишет британская пресса.

Лавров рассказал, как «опустил на землю» главу МИД Швейцарии из-за Зеленского

Заявления о том, что швейцарская конференция по Украине будет посвящена «выработке взаимоприемлемых подходов», на самом деле являются неправдой, Швейцарии никто не позволит отойти от «формулы» Владимира Зеленского, рассказал глава МИД России Сергей Лавров.

ВСУ атаковали российские позиции плюшевым зайцем с тротилом (фото)

Украинские атаковали позиции ВС России у Часова Яра неуправляемым плюшевым зайцем на гелиевом шаре.

На Западе назвали последствия падения Часова Яра для ВСУ

После падения Часова Яра позиции Вооруженных сил Украины в Донбассе будут под угрозой, пишет газета The Independent.

В Германии раскритиковали бегство ВСУ

Вооруженные силы Украины вновь отступают без бронетехники и под огнем российской артиллерии, заявил немецкий журналист Юлиан Репке.

В Сети появились кадры инаугурационного Aurus Путина

Новая версия президентского лимузина Aurus была впервые продемонстрирована публике.

Депутат Рады рассказал о панике в офисе Зеленского

Паника охватила офис Владимира Зеленского на фоне проблем у ВСУ на фронте, заявил депутат Верховной рады Александр Дубинский, находящийся на Украине под стражей по подозрению в госизмене.

Чехия официально отозвала посла в России

Правительство Чехии официально отозвало на родину посла республики в России Витезслава Пивоньку, который вернулся в Прагу еще в конце 2022 года, сообщило информационное агентство CTK со ссылкой на чешское министерство иностранных дел.

В США заявили о присутствии французских войск в Донбассе

Бывший помощник замминистра обороны США Стивен Брайен в статье для Asia Times утверждает, что Франция направила солдат Иностранного легиона в районы Донбасса.

На Украине нашли способ избавиться от блэкаутов

Ветер и солнце помогут избежать массового отключения электричества, заявил министр энергетики Украины Герман Галущенко.
Мнения

Игорь Караулов: Спор «красных» и «белых» отстал от жизни

Российское государство отстаивает традиционные ценности, но это не исключительно ценности «России, которую мы потеряли». Это ценности семьи, Отечества, традиционных религий, но это и ценности труда, справедливости, солидарности. И «красные», и «белые» найдут здесь то, что им дорого.

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?