Авторские колонки

3 марта 2006, 19:09

Андрей Ковалев: Немыслимая скука искусства

В последнее время меня почему-то постоянно спрашивают: а что у нас, собственно, происходит на художественной арене? И какие перспективы у нас на этой поляне имеются?

Мое печальное бурчание о том, что нарастает немыслимая скука, обычно прерывают оптимистическим указанием на то, что расцвет у нас происходит, галереи открываются каждый день, молодежь бравая проявилась. Приходится, однако, отвечать, что именно это и навевает скуку.

Начну с того, что все эти новые супербуржуазные учреждения культуры насаждают новый формат искусства, заточенный под новые социальные обстоятельства. Для некоторых художников такие операции протекают вполне безболезненно и даже высвечивают некие новые рельефы.

Так, к примеру, произошло в галерее Stella c Вадимом Захаровым, концептуалистом-уклонистом, который просидел девяностые в своем тихом углу в Кельне, занимаясь странным уклончивым акционизмом и медленным собиранием своего бесконечного Архива. А на поверку оказалось, что он более чем кто-либо готов к новой респектабельности. И, что самое главное, как мне показалось, уже ведет секретную подрывную деятельность на новых социоэстетических полянах.

Но что самое главное – теперь художник получил неоценимую возможность самому определять дату собственной мумификации

С его наставником по концептуализму Андреем Монастырским и бывшим эстетическим оппонентом Анатолием Осмоловским, также перешедшими в стан респектабельных художников, все как-то травматичнее получилось: обладающая немыслимыми на нашей художественной площадке средствами, Stella последовательно проводит политику пастеризации дискурсов.

Ворчание былых соратников и доброжелательных наблюдателей вроде критика Ковалева вполне можно понять. И беспредельная метафизика Монастырского, и бесконечный революционный драйв Осмоловского в результате усилий галереи Stella покрыты тщательно нанесенным слоем глянца.

И было бы совершенно нелепо вдруг начать бормотать о том, что это все проклятые капиталисты со своими отвратительными деньгами заняты последовательным изничтожением всего хорошего, что есть в нашем искусстве.

И бормотать вновь и вновь ленинские слова о том, как денежными мешками удушается свобода художника.

Все это, конечно, так и есть.

Однако можно предположить, что Монастырскому уже до смерти надоело работать тайным гуру московского концептуализма. А Осмоловскому приелась перманентная революция. И оба они оказались внутренне готовы к тому, чтобы оставить свой надоевший статус маргинальных вождей и обрести покой в расслабляющем буржуазном комфорте.

Упрекать их в этом очень человеческом желании как-то язык не поворачивается. Можно даже сказать, что в данном случае художник получил дополнительную степень свободы. А это дорогого стоит, притом что ни Осмоловский, ни тем более Монастырский никакой карьеры отродясь не делали, все получили без приложения каких-то специальных усилий.

Но что самое главное – теперь художник получил неоценимую возможность самому определять дату собственной мумификации. И строить себе памятник нерукотворный на своей исторической Родине.

Ведь до сих пор случалось так, что классикам нашим никак не удавалось стать мертвыми художниками: неблагоприятная социальная ситуация требовала от художника вечной молодости. Самым важным фигурам приходилось каждый раз заново доказывать свою состоятельность, хотя их западные ровесники давно уже получили право на бесконечное самоповторение.

Работа Александра Паперно (фото: arcospain.com)

Однако эта новая, в целом вполне позитивная ситуация до крайности неблагоприятно сказывается на молодом поколении. Они с ходу начали встраиваться в новые институциональные структуры, которые не оставляют никакого права на ошибку. Поэтому делают беспросветно скучное, гладкое и хорошо выделанное искусство.

Сей интересный феномен я обнаружил еще на выставке киевской группы Р.Э.П в Московском центре искусств.

В одном зале там демонстрировали результаты деятельности молодых художников, включившихся в померанчевую революцию, во втором – продукт их индивидуальной деятельности.

И, как бы не относиться к оранжевой революции, можно сказать, что есть как минимум одна прослойка, которой эти события принесли большую пользу. Самое забавное, что пропагандировали они среди революционного народа как раз современное искусство: выходили на майдан Незалежности с портретами Энди Уорхола и плакатами, на которых был написан знаменитый лозунг Йозефа Бойса «Каждый человек – художник». И совершили за короткий промежуток множество столь же правильных и хорошо продуманных анархических акций в общественном пространстве, очень похожих на жесты русских футуристов во время событий семнадцатого года.

Выглядит все это до крайности мило и трогательно. Но при этом собственная продукция детей оранжевой революции оказывалась на удивление стандартизированной на общесреднееевропейский манер.

Некоторое время я думал, что такое тотальное усреднение есть наша специфика. Тем более что как минимум две революционерки работают с важными московскими галереями: Ксения Гнилицкая выставляется в галерее Stella Art, Жанна Кадырова работает с «Риджиной».

Работа Дианы Мачулиной (фото: arcospain.com)

Однако тут занесло меня на ярмарку ARCO в Мадриде. И там мы с коллегой Сергеем Хачатуровым обнаружили, что дела обстоят гораздо хуже. Это не мы такие оригинальные, напротив, нас настиг тотальный глобализм. В погонных километрах представленных на продажу холстов, объектов и инсталляций с большим трудом удавалось вычленить хоть какую-то индивидуальность.

Понятное дело, что это большой рынок диктует свои правила, однако трудно было предположить на расстоянии столь удручающую картину.

Кстати сказать, наши галереи выехали в Мадрид в основном с молодежью. Алексей Каллима в галерее Гельмана, Максим Ксюта и Ростан Тавасиев в «Айдан-галерее», Дмитрий Шорин и Игорь Вешняков в RuArts, Жанна Кадырова и Наталья Стручкова в «Риджине», Диана Мачулина и Александра Паперно в Stelle.

И не прогадали – ребята отлично растворились в общей массе, отчего почти у всех случились хорошие продажи. Таков лик неоглобализма, где даже антиглобалистский жест должен быть оформлен в глобалистском стиле.

Самое забавное, что работы, которые издали казались «молодежными» – бравыми и веселыми, при ближайшем рассмотрении оказывались продукцией бесконечных классиков, хулиганов-шестидесятников. Однако форма манифестаций радикально-революционного искусства, плотно зависшая в шестидесятых, заслуживает отдельного разговора.

Закончу на том, что утешает лишь одно. Фрустрации по поводу того, что молодежь стала скучна, можно списать на неисправимые возрастные изменения, которые проистекают в моем ментальном организме.

Ведь и трава была зеленей когда-то.

Вам может быть интересно

Экспертиза выяснила детали теракта на Крымском мосту в 2022 году
Темы дня

Украинская коррупция ускорила отступление ВСУ

Российские войска продолжают успешное продвижение в ДНР на нескольких участках фронта. Западные СМИ объясняют этот успех развалом украинских инженерных войск, из-за чего ВСУ приходится отступать на неподготовленные позиции. Так ли это на самом деле и как в нынешних условиях противник намерен выстраивать оборону в регионе?

«Путь в Европу» стал для Прибалтики «дорогой в никуда»

В Латвии сбежали со своих постов руководители госпредприятия, строящего железнодорожную магистраль Rail Baltica. Это очередное доказательство того, что амбициозный проект ЕС близок к краху. Среди причин этого не только прибалтийская коррупция: в США на самом деле не верят, что Россия готовится атаковать Литву, Латвию или Эстонию.

Венедиктов рассказал о новом проекте Чубайса в Израиле

Киев призвал к «наступательной украинизации» страны

Телеведущая Елена Ханга назвала размер своей пенсии

Новости

Эксперт: Запад переоценивает влияние релокантов на российскую экономику

Люди, возвращающиеся в Россию, в большинстве своем удаленно работали на отечественные компании. Таким образом, плоды их труда и так были включены в показатели ВВП страны. В реальности же влияние релокантов на развитие экономики РФ более скромное, чем представляют себе западные СМИ, сказал экономист Андрей Любич. Ранее издание Bloomberg сообщило о росте ВВП России из-за возвращения уехавших граждан.

В Турции опровергли передачу С-400 третьим странам

Турецкая сторона не планирует передавать кому-либо закупленные у российской комплексы С-400, заявил турецкий министр обороны Яшар Гюлер.

Газпром назвал сумму чистого убытка в 2023 году

Чистый убыток ПАО «Газпром» по итогам 2023 года составил 629 млрд рублей, что в два раза больше, чем убыток в 319,4 млрд рублей годом ранее.

Уехавшим из России иноагентам предложили купить часть Монголии

Журналистка Анастасия Казанцева (признана иноагентом в РФ) предложила покинувшим Россию иноагентам создать «альтернативное государство», которое могло бы располагаться на территории Монголии, так как у нее «свободной земли много».

На Землю обрушилась третья по силе в 2024 году магнитная буря

Третья по силе магнитная буря 2024 года обрушилась на Землю, что может привести к появлению полярных сияний на широтах Москвы и Санкт-Петербурга. Об этом сообщают ученые из лаборатории солнечной астрономии Института космических исследований (ИКИ) и Института солнечно-земной физики (ИСЗФ).

Демонстранты устроили транспортный коллапс в Тбилиси

Демонстранты с криками «Нет русскому закону!» в четверг блокировали одну из центральных транспортных развязок Тбилиси – площадь Героев, требуя отозвать яро критикуемый Западом закон «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

TikTok возобновил работу в России

Социальная сеть TikTok вновь стала доступна для пользователей в России, сообщили СМИ.

Bild: Путин заставил немецкие танки прогнуться

Путин заставил немецкие танки прогнуться, об этом пишет немецкая газета Bild, рассказывая об открывшейся в Парке Победы в Москве выставке трофейной техники НАТО, захваченной российскими войсками в ходе спецоперации на Украине.

Захарова объяснила отзыв статьи Reuters про Кэмерона и удары ВСУ по России

Официальный представитель МИД России Мария Захарова выразила уверенность, что министр иностранных дел Британии Дэвид Кэмерон действительно сказал о праве Вооруженных сил Украины наносить удары по российской территории.

Звание генерал-лейтенанта присвоено замкомандующего группировкой «Восток»

Президент России Владимир Путин присвоил звание генерал-лейтенанта заместителю командующего группировкой войск «Восток» Олегу Лучанскому, указ опубликован на официальном портале правовой информации.

Турция прекратила торговые связи с Израилем

Турция решила приостановить торговые связи с Израилем, сообщили СМИ со ссылкой на турецких чиновников.

Премьер Грузии отказался ехать в Америку

Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе отклонил приглашение направиться с визитом в США из-за предусловия приглашающей стороны остановить обсуждение законопроекта «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?