Авторские колонки

9 января 2006, 11:45

Вадим Пономарев: «Машина времени» - символ эпохи

Конец прошлого года нежданно-негаданно ознаменовался невиданным всплеском творческой активности Андрея Макаревича. Такого давно не было.

Судите сами. Две пластинки («Песни Булата Окуджавы» и «Kremlin Rocks!»), три сольных аншлага «Машины времени» (причем два – во МХАТе, а один – в «Точке») и открытие художественной выставки Макаревича в ЦДХ. Подобного от мастодонтов русского рока никто и не ждал.

Есть зияющий зазор между резонерской подачей текстов Макаревича «раньше» и «сейчас». В 70-е и 80-е сверкающий прищур кудрявого Андрея открывал прописные истины заново и напоминал о главном среди сует. Ныне он устало и иронично извиняется за неуместный прошлый пафос. И пишет новые резонерские истории-песни, только более тонкие и отстраненные.

Возможно, не все сразу вспомнят верный смысл слова «резонер». Оно не имеет изначально никакого негативного смысла, как многие полагают. Это профессиональный театральный термин, четко обозначающий амплуа рассказчика, вообще не принимающего активного участия в развитии действия и призванного увещевать или обличать других героев, высказывая нравоучительные суждения с авторских позиций. Или просто риторические сентенции. Например, таковы Клеант в «Тартюфе», Фамусов в «Горе от ума», Стародум в «Недоросле». А уж у Шекспира и Шиллера они встречаются в каждой пьесе.

Макаревич неожиданно летал по галерее с просветленным лицом, радостно показывал и рассказывал, буквально держал каждого гостя около графики

Самое удивительное, что резонеры появились в театре по одной очень важной причине (многое объясняющей и в лирике Макаревича, кстати). Дело в том, что дорежиссерский театр был актерским. И финальная мораль пьесы могла сильно пострадать из-за более яркого исполнения каким-либо талантливым актером роли записного подлеца. Классическое искусство потерпеть такого не могло, в отличие от наших развращенных постмодернизмом времен. И ввело фигуру резонера, расставляющего все точки над «i» при любом артистическом раскладе. Любопытно, что требования к актеру-резонеру были минимальны: «Глубокий бас. Сложение безразлично» (В. Мейерхольд. Таблицы амплуа. 1922).

Так вот, в песнях «Машины времени» таким «глубоким басом безразличного телосложения» выступает сам автор. Сам Макаревич. Обратите внимание, лирический герой у него никогда не принимает участия в истории. Чаще всего история рассказывается в третьем лице: «он» и «она».

Чтобы обаяние кого-либо из них не пересилило ненароком моральную позицию автора, лирический герой резонирует. Резонирует он либо финальной фразой («Флюгер»), либо моралите всей истории («Он был старше ее»), либо сознательным отстранением от описываемого («Марионетки»). Но резонирует непременно. Макаревич – по природе своей классицист и ставит точку даже в самых запутанных жизненных историях.

На открытии новой выставки Макаревича в галерее Аллы Булянской я обратил внимание, что все многочисленные рисунки Андрея Макаревича состоят всего-навсего из трех действующих лиц – девушек, рыб и кошек.

Зашедший на огонек Владимир Матецкий предположил, что это именно те три субстанции, которые интересуют Макаревича в окружающем мире.

Евгений Маргулис рассказал, что он сам и есть рыба, потому что на каком-то из дней рождений Андрей подарил ему портрет в виде рыбы. Маргулис, как мне показалось, довольно усмехнулся в очки и добавил: «Ну а что, похож ведь? Андрей знает, что я кошек терпеть не могу».

Это ведь было не просто открытие выставки дипломированного архитектора Макаревича, а форменный день рождения. 52 года. И обычно чинный и язвительный Макаревич неожиданно летал по галерее с просветленным лицом, радостно показывал и рассказывал, буквально держал каждого гостя около графики, рассказывая и показывая.

Хозяйка галереи Алла Булянская тем временем тихо повествовала: «Я же знаю Андрюшу уже много лет. Очень забавный случай был у нас в Лондоне пять лет назад, когда нас пригласили туда с выставкой и концертом. А то место, где должна была открыться выставка, оказалось занято совершенно посторонними людьми. И мне пришлось буквально выгребать их оттуда. Андрей тогда чуть не сошел с ума от расстройства. Он так переживал! Концерты у него – каждый день, а выставки – гораздо реже. Он очень трепетно относится к своему художественному творчеству. Пришел посол в Англии, еще какие-то важные лица. Но всех посторонних удалось разогнать, выставка и концерт все-таки состоялись».

Андрей Макаревич

Андрей Макаревич любезно ответил на несколько философских вопросов:

- В ваших песнях тоже есть характерные женские образы. Понятно, что все из одного первоисточника. В чем он?
- Мы, слава богу, не лишены органов чувств. Что с этим происходит потом, никому не известно. Копаться в процессе я не имею ни малейшего желания, это равносильно разрезанию себя самого с целью посмотреть, что же там происходит. Что-то происходит. Иногда получаются песни, иногда – картинки.

- Бывает, что картинки и песни – об одном и том же?
- Нет. Картинки не бывают «про что-то». Это песни – про что-то. А картинку надо смотреть. Это исключительно фиксация настроения, состояния.

- А почему настроение фиксируется…
-Не знаю.

- … в девушках, рыбках и котах?
- Не знаю. Вы хотели бы, чтобы оно фиксировалось в птичках и мотоциклах? Это ведь ничего не значит. Могло бы быть в птичках. Вы бы тогда задали вопрос, почему в птичках. Все фиксируется для меня в таких образах. Они для меня ничего не значат.

- В песнях образы продумываются?
- Песню нельзя сравнивать с картинками. Слово конкретно, а линия – абстрактна. Вот если я бы писал инструментальную музыку, можно было бы сравнивать.

- В начале было слово?
- Текст конкретен. Конкретен. А в графике ничего конкретного я видеть не хочу.

- В своем буклете вы формулируете женские типажи: «Фифочка», «Душечка», «Инфанта»…
- Меня утомили требования придумывать названия к моим работам, названия к выставкам. Это еще мучительнее, чем придумывать названия к песням. Чтобы отбиться раз и навсегда, я придумал их просто «от балды». Никакого смысла они не несут. Знаете, как делали в журнале «Крокодил» советских времен? Рисовали карикатуру и подписывали: «Без слов». От меня требуют названия, а я не хочу. Просто не хочу.

Бренд «Машины времени» – это еще и один из столпов психологической стабильности

На концертах же Андрей Макаревич с удовольствием объявляет в микрофон для зрителей названия песен. Во МХАТе собралась публика солидная, возрастная по большей части. И тем заразительнее улыбались и отчаянно хлопали эти совершенно серьезные люди.

Когда-то Макаревич раздражался на вопросы о разнице между «старыми» и «новыми» песнями: «Хотите сказать, что раньше я писал плохую музыку, а теперь еще более плохую? Думаю, что это определенная часть наших давних слушателей так ностальгирует по своей молодости». Мхатовские вежливые аплодисменты на «новых» песнях и бурные овации на «старых» явственно подтвердили вечную правоту Андрея Вадимовича. Ностальгия лилась рекой.

Бренд «Машины времени» – это еще и один из столпов психологической стабильности. «Пока есть песни Элвиса, Америка будет существовать» – как же легко перефразировать известный американизм в русизм, если заменить «Пресли» на «Макара». Эпохально пафосные соло на трубе Дитковского, громоздкие гитарные рифы Маргулиса, трубный вокал Кутикова и интеллигентный прищур Макаревича – все это синонимы спокойствия. Машина времени. Машина работает, время идет. Ничто не вечно под луной, но именно эти реки никуда не текут. Они запаяны в гранит Кремлевской набережной, они сдавлены фанфарами неизбежного триумфа резонирующей морали.

«Машина времени» – ум, честь и совесть нашей эпохи.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

Вам может быть интересно

На Украине решили отправить воевать больных раком и ВИЧ
Темы дня

Французы посоветовали Макрону не становиться Наполеоном

«Как я уже говорил, я ничего не исключаю, потому что мы выступаем против того, кто сам не исключает ничего». Такими словами президент Франции Эммануэль Макрон подтвердил свое желание отправить французские войска на Украину, но при соблюдении двух условий. Однако французов не заинтересовали эти условия. Они обратили внимание на другое.

Китай попал под американский удар по российскому СПГ

США продолжают свою атаку на российские СПГ-проекты. Четвертая волна санкций затронула китайские компании и специализированные суда. Удар по Китаю, как третьей задействованной стороне в этой истории, именно сейчас не случаен. За что Вашингтон наказывает Китай и как это скажется на судьбе российского СПГ?

Политолог сказал, какие страны Европы могут депортировать украинских уклонистов

Премьер Грузии выразил Госдепу США разочарование из-за попыток устроить в стране революцию

Ивлеева прокомментировала «голую вечеринку» словами «не в то время, не в том месте»

Новости

В Кремле назвали прямой эскалацией слова Кэмерона об ударах Украины по России

Слова главы МИД Великобритании о праве Украины наносить удары по территории России с помощью британского оружия являются прямой эскалацией, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

В Германии признали прорыв российских военных под Часовым Яром

Украина все еще ведет бои близ города Часов Яр, в то время как российские военные уже совершили прорыв в этом стратегически важном месте, поделился мнением корреспондент немецкого телеканала Welt Кристоф Ваннер.

Медведев нашел тройную пользу для России от швейцарской «мирной конференции»

Запланированная в Швейцарии «мирная конференция» принесет России тройную пользу, выразил мнение зампред Совбеза Дмитрий Медведев.

В Совфеде отреагировали на данные об отказе G7 от полной конфискации российских активов

Политики «Большой семерки» выдвигают резонансные идеи об использовании российских активов для поддержки Украины. Но когда к обсуждению подключаются банкиры и юристы, то те «жмут на тормоза», поскольку все риски становятся очевидными, сказал газете ВЗГЛЯД сенатор Андрей Климов. Ранее FT сообщила об отказе стран G7 от идеи полной конфискации замороженных активов РФ.

Грузия напомнила Парижу о «брутальных» действиях французского спецназа на митингах

Позиция МИД Франции по последним событиям в Грузии «лишена объективности», заявило грузинское внешнеполитическое ведомство в пятницу, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

ФСБ уничтожила прибывшего в Россию из Литвы диверсанта военной разведки Украины

ФСБ ликвидировала прибывшего из Литвы диверсанта Главного управления разведки Минобороны Украины (ГУР МО), который планировал совершить серию терактов на военных и энергообъектах в Московском регионе и Ленинградской области, сообщили в ЦОС ФСБ.

СК начал проверку сообщения о выселении мигрантом семьи пропавшего на СВО бойца

Продолжается проверка по сообщению о нарушении прав жительницы в местном поселке в Ростовской области, по предварительным данным, ее и ее 14-летнюю дочь выселил из дома мигрант, сообщили в региональном следственном управлении СК.

Парады 9 Мая пройдут в 25 городах России

На 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне парады пройдут в семи городах-героях и в 18 городах, где размещены штабы военных округов, флотов и общевойсковых армий, сказал глава Минобороны Сергей Шойгу на селекторном совещании.

Изъятое огнестрельное оружие, подлежащее утилизации, решили передавать на нужды СВО

Рабочая группа по СВО внесла в Госдуму законопроект, предусматривающий возможность передачи на нужны спецоперации на Украине изъятого и конфискованного оружия, сообщил глава группы, секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак.

Шойгу: ВСУ в апреле теряли до 1 тыс. человек ежесуточно

Украинская армия в апреле теряла до тысячи военнослужащих в сутки, заявил министр обороны России Сергей Шойгу на селекторном совещании с руководящим составом ВС России.

Эксперты поспорили о сроках выхода американского контингента из Нигера

Вывод войск США из Нигера займет примерно два-три месяца. Такое мнение в разговоре с газетой ВЗГЛЯД высказала африканист Тамара Андреева. Она напомнила, что в такой срок уложились французы, покинувшие африканскую страну ранее. Несколько иную позицию высказал африканист Андрей Маслов. По его мнению, Пентагон будет всячески затягивать этот процесс. Ранее российские и американские военные оказались на одной базе в Нигере.

Ряд военных атташе посетили выставку трофеев на Поклонной горе

Аккредитованные в Москве военные атташе нескольких стран посетили выставку захваченной в ходе спецоперации боевой техники ВСУ с образцами из стран НАТО на Поклонной горе.
Мнения

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?