Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение её на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
0 комментариевМиронов раскритиковал новую школьную программу по литературе
Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов подверг в среду резкой критике примерную программу по русскому языку и литературе для старшеклассников, не найдя в ней многих произведений классиков.
Миронов, выступая в Госдуме, адресовал коллегам брошюру «Примерная программа среднего и полного общего образования. Русский язык и литература для 10–11-х классов», напомнив, что речь идет, по сути, о первой апробации Федеральных государственных образовательных стандартов, которые были утверждены «на исходе министерского срока» бывшего главы Минобрнауки Андрея Фурсенко и зарегистрированы в Минюсте при нынешнем главе ведомства Дмитрии Ливанове.
Лидер справороссов обратил внимание на отсутствие в методичке «таких писателей, как Куприн, Лесков, Алексей Толстой». «Шолоховский «Тихий Дон» будут изучать по отдельным избранным главам. Школьники никогда не прочитают «Медного всадника» Пушкина, гоголевских «Петербургских повестей», никогда не узнают «Дамы с собачкой» и «Человека в футляре» Чехова», – изложил он последствия использования этих рекомендаций.
При этом, считает Миронов, «особенно безжалостны авторы этой методички к литературе и поэзии второй половины XX века», поскольку, «по их понятиям, нашей молодежи абсолютно не нужны ни Довлатов, ни Конецкий, ни Астафьев, ни Высоцкий, ни Ахмадулина, ни Окуджава».
«Ничего этого нет. Причем нет не только в базовом курсе, но даже в углубленном курсе для специальных литературных гимназий и так далее ничего этого нет», – подчеркнул он, обратив при этом внимание, что «зато есть модный Пелевин и Маканин». «Это абсолютно не те книги, которые должны быть обязательны для школьной программы», – убежден лидер «Справедливой России».
Он добавил также, что «то, что творит новый министр образования, хотя уже скоро будет год как он министр, мне представляется настоящим вредительством». «И мне представляется, что нам эту «ливановщину» нужно кончать», – заявил Миронов, подтвердив позицию своей фракции о немедленной отставке Ливанова.
Он также призвал коллег «возвысить голос ради русской литературы, в защиту гуманитарного знания». В частности, по его мнению, профильному думскому комитету необходимо заняться этим вопросом, например провести парламентские слушания.
Позицию Миронова в отношении программы по литературе поддержали и единороссы. «Сергей Михайлович сегодня на пленарном заседании высказал свою гражданскую позицию. Лично меня также тревожит, что моя дочь и сын в школе вместо великих произведений Пушкина, Чехова, Шолохова, Куприна, Довлатова будут проходить Пелевина и Эппеля», – заявил секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов, высказав убеждение, что такие же чувства «испытывают и подавляющее большинство учителей и родителей».
«Не хотел бы сейчас рассуждать о литературных достоинствах творчества предлагаемых к изучению чиновниками от образования современных авторов, хотя они у многих вызывают сомнения», – заметил секретарь генсовета партии, которого цитирует сайт «Единой России».
«Речь о другом: если мы хотим воспитывать в наших школах действительно образованных, духовных людей, настоящих граждан свой страны, следовало бы более взвешенно и осторожно подходить к формированию программы по литературе», – пояснил он.
Вице-спикер заверил, что «Единая Россия» вместе с коллегами из других фракций внимательно изучит ситуацию с предлагаемыми изменениями в школьной программе: «Возьмем этот вопрос на особый контроль».
«Нельзя наших ребят лишать возможности приобщиться к великой русской литературе только в угоду вкусам или каким-либо иным интересам различных начальников из сферы образования», – убежден Неверов.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, ранее стало известно, что Министерство образования и Российская академия образования подготовили стандарт по литературе, в котором сокращаются часы преподавания данного предмета (в 10–11-х классах с 210 до 140), а русский язык и литература сливаются в один предмет, который так и называется «Русский язык и литература». При этом обязательным является ЕГЭ только по языку.
Между тем вырос список авторов, которых предложили школьникам.
Так, в перечне базовых авторов стандарта больше нет Александра Куприна, Николая Лескова и Алексея Толстого. Из шолоховского «Тихого Дона» оставили лишь «избранные главы» (не объясняется какие).
Из программы также исчезают «Медный всадник» Александра Пушкина, «Петербургские повести» Николая Гоголя, чеховские рассказы «Студент», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», а также «Одесские рассказы» Исаака Бабеля. Все эти тексты стали достоянием углубленного изучения литературы.
Послевоенная советская литература в свою очередь теряет прозу Георгия Владимова, Виктора Астафьева и Сергея Довлатова, драматургию Александра Вампилова, а также поэзию Беллы Ахмадуллиной, Николая Рубцова, Владимира Высоцкого и Булата Окуджавы.
Между тем в школьную программу в качестве обязательных вводятся романы «Generation П» Виктора Пелевина и «Казус Кукоцкого» Людмилы Улицкой. Также школьники познакомятся с творчеством фантаста Сергея Лукьяненко, поэта Асара Эппеля (чье включение в список вообще никем и никак не объяснено), прозаиков Владимира Маканина, Юрия Домбровского, Анатолия Рыбакова, Фазиля Искандера (все они перенесены из программы углубленного изучения) и Юрия Рытхэу.
Методичка, собранная, по словам авторов, с учетом новых образовательных стандартов (Львова С. И., Ланин Б. А. и др. Русский язык и литература. Примерные программы среднего (полного) общего образования. М., 2013), перечисляет в алфавитном порядке классиков и современников, которых школьники должны будут проходить на уроках литературы.
Перечисленные в методичке произведения являются, как сказано в тексте, «ориентиром для составления рабочих программ по учебному предмету и определяют инвариантную (обязательную) часть содержания образования».