Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
5 комментариевРакету для полетов к Луне создадут с участием Украины и Казахстана
Ракету для полетов к Луне создадут с участием Украины и Каза
Ракетно-космическая корпорация «Энергия» предлагает для выполнения перспективных космических миссий создать сверхтяжелую ракету-носитель «Содружество» с участием Украины и Казахстана, заявил президент, генеральный конструктор РКК Виталий Лопота.
«РКК предлагает в кооперации с Украиной и Казахстаном сделать ракету-носитель «Содружество», в которой будут использованы технологии программы «Энергия-Буран», – сказал глава корпорации, передает «Интерфакс».
«Это стартовый комплекс, который сегодня еще живой, по крайней мере его можно привести в порядок. Это ракетные блоки «А», которые используются в ракете-носителе «Зенит». Это двигатели, производимые сегодня. Правда, вместо водородной центральной части мы предлагаем использовать кислородно-керосинные двигатели и компоновать первую и вторую ступени из пяти блоков», – уточнил Лопота.
«Про грузоподъемность пока трудно говорить, но она будет до 70 тонн. Этого вполне достаточно для реализации планов облета Луны», – считает глава РКК.
«При наличии амбиций и политической воли это можно сделать за несколько лет и при этом не уступать нашим американским коллегам», – уверен Лопота.
Ракета «Энергия» – советская ракета-носитель сверхтяжелого класса, разработанная РКК «Энергия» в 80-х годах прошлого века. Всего было проведено два пуска этой ракеты: 15 мая 1987 года с массогабаритным макетом и 15 ноября 1988 года с транспортным кораблем «Буран». В начале 1990-х годов работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены. К тому моменту на космодроме Байконур и на территории РКК «Энергия» имелось в сумме пять корпусов ракеты в разной стадии готовности. К 2000-м годам они были уничтожены. Разработанный для проекта «Энергия» ракетный двигатель РД-170 в модернизированном виде используется на российско-украинских ракетах-носителях «Зенит» (РД-171) и американских «Атлас-5» (РД-180).
Ракета-носитель «Энергия» имела длину 59 м и диаметр 16 м. Стартовая масса – 2400 тонн. Масса выводимой на низкую околоземную орбиту полезной нагрузки – 105 тонн.
Ракета-носитель «Зенит» серийно производится на украинском заводе «Южмаш» (Днепропетровск»). Она оснащается ракетными двигателями РД-171 разработки и производства НПО «Энергомаш» (Химки, Московская область).
Он также сообщил, что запущенная в воскресенье по программе «Морской старт» ракета-носитель «Зенит-3SL» по цене пусковых услуг является одной из самых конкурентоспособных в мире.
В ответ на просьбу сравнить ценовые показатели «Зенита» и американской частной ракеты «Фалкон» Лопота заметил, что «стоимость «Фалкон-9» находится на уровне стоимости ракеты-носителя «Зенит» и разгонного блока ДМ».
«Я думаю, что цены на них находятся на одном уровне, поскольку компания Space-X не раскрывает нам все карты. Они называют оценочные цифры, которые соответствуют нашим ценам», – заметил глава РКК.
«Если говорить о том, как удешевить наши цены, надо иметь стабильные заказы, – уверен Лопота. – Надо заказывать не один двигатель, а десять, не одну ракету, а десять, не один разгонный блок, а десять. Нам выгодно было бы иметь большие пакеты заказов».
Глава РКК выразил надежду, что «федеральные программы повернутся к нам, тогда мы сможем формировать производственные программы и по разгонным блокам, и по двигателям».
«Резервы для уменьшения цены при стабильных заказах имеются», – уверен он.
Лопота заявил, что для облета Луны и полетов в дальний космос с низкой околоземной орбиты должны стартовать комплексы массой 120–130 тонн.
«Если говорить о самом космическом аппарате, то он должен быть способен входить в атмосферу Земли со второй космической скоростью, при этом температура разогрева поверхности аппарата будет значительно превышать 3 тыс. градусов по Цельсию. Но чтобы выводить такой космический аппарат, например, для полета к Луне, нам необходимо, чтобы его масса была около 20 тонн, а требуемая грузоподъемность ракеты-носителя составляла 120–130 тонн (для низких орбит)», – считает Лопота.
Отвечая на вопрос о том, на какой стадии находится разработка перспективной пилотируемой транспортной системы после предъявления к ней требования обеспечить облет Луны и полеты в дальний космос, Лопота сказал: «Идет стадия технического проектирования».
«Приняты окончательные решения по облику космического аппарата. Он должен быть таким, чтобы летать к Луне в составе соответствующего комплекса, включая разгонный блок, который будет обеспечивать обратное возвращение, и разгонный блок, который будет формировать траекторию полета к Луне», – сказал Лопота.
«Для того чтобы Россия была конкурентоспособной, мы должны понимать, что американцы собираются решить такую задачу в 2018–2020 годах», – напомнил он.
«Но Россия с существующими технологиями может обеспечить только выведение 60–70 тонн полезных грузов. Поэтому такую миссию мы могли бы осуществить по двухпусковой схеме. То есть первый пуск – это космический аппарат плюс разгонный блок, который будет обеспечивать возвращение с орбиты Луны. А вторым пуском выводится разгонный блок, который будет обеспечивать формирование траектории полета к Луне. Они будут стыковаться на низкой околоземной орбите», – сказал Лопота.
Он подчеркнул и то, что РКК «Энергия» рассчитывает на победу в объявленном Роскосмосом тендере на эскизное проектирование новой тяжелой ракеты-носителя.
«Именно РКК имеет больше всего наработок – идеологических, технических, конструкторских, то есть готовых технических решений и конструкторских разработок, чтобы осуществить этот проект», – сказал Лопота.
«Напомню, что самый лучший в мире носитель сверхтяжелого класса «Энергия» был сделан при головной роли нашей корпорации еще в 80-е годы. Два пуска этого носителя были успешными», – сказал Лопота.
Он отметил, что РКК «Энергия» сегодня имеет «самые современные технологии по управлению, по точности выведения». «Я бы сказал, технологии по управлению качеством нашей продукции. Выполненный накануне пуск (ракеты-носителя «Зенит-3SL со спутником связи «Интелсат-21») это ярко продемонстрировал», – сказал Лопота.
«На «Морском старте» мы имеем в качестве первой ступени блок «А» – боковой ускоритель ракеты «Энергия», алгоритмы управления которым отрабатывались в рамках этого проекта», – напомнил он.
«Поэтому я считаю, что наша корпорация сумеет быстро и качественно реализовать данный проект», – сказал Лопота.
«Ну а как будет принято решение – это зависит от Роскосмоса», – заметил он.
Портфель заказов международного консорциума «Морской старт» насчитывает шесть пусков, один из которых, третий за текущий год, будет выполнен в ноябре, сообщил также Лопота.
«У нас шесть пусков законтрактовано, около десяти – находятся в переговорном процессе», – уточнил он.
«Поскольку цикл изготовления космического аппарата занимает три года, двигательной установки – два года, ракеты-носителя – полтора года, поэтому заказчики находятся в процессе определения – все ждали, когда мы сделаем первые три пуска (после реорганизации компании Sea Launch)», – рассказал Лопота.
«В этом году мы еще один пуск будем делать, где-то в ноябре», – сообщил он.
«На самом деле очень многое зависит от поставщика космических аппаратов», – заметил Лопота. Он напомнил, что запущенный накануне спутник связи «Интелсат-21» оказался в космосе с небольшой задержкой. «Она возникла из-за сбоя в работе наземной проверочной аппаратуры аппарата. По ракете-носителю, разгонному блоку производства РКК никаких замечаний не было». «По точности выведения – это очередной мировой рекорд», – сказал Лопота.