Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
11 комментариевЛиванов: При реформе высшего образования нужно уйти от халтуры
Ливанов: При реформе высшего образования нужно уйти от халту
Новый министр образования Дмитрий Ливанов дал свое первое интервью на этом посту, в котором рассказал, какие задачи будет решать в первую очередь.
В частности, он пообещал сократить бюрократическую нагрузку на школьных учителей.
«Мы можем в течение ближайшего времени – двух-трех месяцев, может быть, сразу после каникул – в несколько раз сократить объем отчетов, объем трудозатрат на изготовление этих отчетов (которые приходится делать школьным учителям – прим. ВЗГЛЯД). Мы просто уменьшим в абсолютном значении число отчетов, мы будем использовать различные формы современных коммуникаций (отчеты в электронной форме и так далее) с одной целью – разгрузить учителей. Учитель должен тратить свое время на самосовершенствование и на свою работу», – сказал Ливанов в интервью Тине Канделаки в рамках образовательного проекта «Умная школа».
Я гарантирую, что никакого сокращения присутствия государства в школе не будет
Министр заявил, что труд работников образования и науки должен оплачиваться достойно.
«Учитель в школе, преподаватель в вузе, ученый, который работает в научно-исследовательском институте, – это интеллектуальная элита. И если мы хотим, чтобы Россия стала интеллектуальным лидером – а я ставлю перед собой именно эту задачу, – то нам нужно, чтобы эти люди получали достойную, конкурентоспособную зарплату», – сказал Ливанов. При этом он выразил убежденность в том, что «каждый человек должен получать в соответствии со своей квалификацией и с результатами своей работы».
«Если мы будем платить ректору 50 или 100 тыс. рублей, то ректор будет делать все, чтобы заработать деньги каким-либо другим путем», – сказал Ливанов, который перед этим отметил, что сам был ректором в течение пяти лет. По словам министра, ректору нужно платить, как хорошему менеджеру.
Он категорически опроверг домыслы о сокращении присутствия государства в школе – в том числе бюджетного финансирования.
«Стандарты, которые приняты в школе, закладывают колоссальную возможность для повышения уровня работы школы. Стандарт старшей школы включает в себя 37 часов в неделю, которые будут финансироваться за счет бюджета. Сейчас таких часов 36. О каком сокращении можно говорить? Цели такой нет. Я гарантирую, что никакого сокращения присутствия государства в школе не будет», – сказал министр.
Ливанов заявил, что России необходима единая система оценки школьных знаний – при этом, по словам чиновника, он готов обсуждать принципы ее работы:
- Бесплатных мест в вузах будет меньше, но реформа - впереди
- Ливанов: Бюджетные места в вузах нужно сократить вдвое
- Медведев представил состав нового кабмина
- Новый министр образования продолжит реформы Фурсенко
«Я считаю, что России нужна единая национальная система проверки школьных знаний. Выпускник любой школы – на Сахалине, или в Калининграде, или в Екатеринбурге, или в Питере – должен проходить через единую систему требований. Думаю, любой здравомыслящий человек с этим согласится. Ненормально, когда в разных школах разные требования, когда они отличаются в зависимости от региона. Другой вопрос – как это сделать, какие нужно применять технологии, чтобы не допустить обмана и жульничества. Это я готов обсуждать. Но для себя я считаю императивом, что любой ученик в России должен иметь ориентиром единую систему требований. В этом залог единого образовательного пространства, которое мы создаем».
Ливанов также прокомментировал свое высказывание о резком сокращении числа бюджетных мест в вузах.
«Экономика России 21-го века будет строиться руками инженеров. И тогда возникает вопрос: а готовим ли мы сейчас тех людей, которые нужны, с теми компетенциями и в тех количествах, которые нужны? Я отвечаю – нет. У нас структура подготовки сохранилась со времен 50-60-летней давности, когда экономика была совершенно другой», – отметил он.
«Хочу спросить у родителей, возможно, таких же, как и я сам. Вот человек с дипломом инженера работает официантом или менеджером торгового зала. Это один сюжет. Другой сюжет – человек со среднеспециальным образованием, который является хорошо подготовленным, высококвалифицированным специалистом, который работает на выскотехнологичном производстве в соответствии с полученным им образованием и зарабатывает хорошие деньги. Кто нам нужнее? Я считаю, что вкладывать силы и деньги в людей, которые свои знания не используют, просто бессмысленно», – подчеркнул глава Минобрнауки.
В современной науке есть только один уровень – международный, ты ему либо соответствуешь, либо нет. Если да – то ты ученый, если нет – то ты кто-то другой
Он считает, что российская система образования не имеет другого выхода, кроме интеграции с бизнесом: «Когда работал в университете, я занимался привлечением крупного бизнеса к разным уровням подготовки, с разными условиями, с разными результатами на выходе. Но пока у нас это не заработает как система, а не как набор отдельных точек, у нас не будет и системного результата. У нас нет другого выхода, нам нужно изменить целевую функцию высшего образования».
Ливанов заявил, что ставит своей целью выведение российской науки на мировой уровень.
«Цель реформы науки – дать нашим ученым-исследователям, отдельным группам, лабораториям, уже сегодня, на современном уровне потенциал для развития и роста. Прежде всего мы проведем всесторонний аудит того, что происходит в нашем научном секторе, не только в академии наук, в высших учебных заведениях, в различных других государственных организациях. За последние 20 лет, а может, и за больший срок, у нас просто не проводилось анализа того, что происходит в науке с точки зрения уровня работы. Поэтому первое, что нужно сделать, – это провести объективный анализ на соответствие мировым требованиям. В современной науке есть только один уровень – международный, ты ему либо соответствуешь, либо нет. Если да – то ты ученый, если нет – то ты кто-то другой», – подчеркнул он.
По словам министра, в России много действительно крупных представителей науки, при этом далеко не все ученые могут носить это звание:
«В Российской академии наук есть отдельные научные институты, которые работают не то что на мировом уровне, а гораздо выше. Есть отдельные лаборатории, отдельные исследователи, которые полностью соответствуют этому уровню. Вопрос в том, что для них нужно создать условия для развития. Средства государственной поддержки будут ориентированы именно на них. А те, кто не работают, будут называться по-другому. Если вы ученый, но не можете показать результаты работы за последние пять лет, то мы вас переименуем. Вы нужный человек, но не ученый, а кто-то другой».
Ливанов также заявил о планах наладить общение между обществом и министерством.
«Одной из моих задач на ближайшие месяцы – я не буду растягивать это на годы – является выстраивание системы коммуникации с теми людьми, которые заинтересованы в развитии образования и науки. Я эту систему условно называю «открытое министерство». Мы сделаем так, чтобы у каждого человека, у которого есть либо идея относительно того, что нужно сделать, либо какие-то конкретные предложения, либо жалоба на то, что происходит, будь то ученик, будь то учитель, будь то студент, преподаватель вуза, научный работник, родитель – чтобы они могли высказаться и были уверены, что их мнение будет услышано».
«По всем вопиющим случаям, когда речь идет о нарушении прав, прежде всего детей, я буду принимать жесткие административные решения», – пообещал он.
«Мне кажется действительно важным, чтобы мы создали систему взаимодействия общества и профессионалов. Я дал все необходимые поручения, и в течение двух-трех месяцев мы обязательно это сделаем», – сказал он.
Министр назвал ключевые задачи министерства на ближайшие месяцы.
«Первое. Мне предстоит сформировать дееспособную команду. Она будет практически полностью новая. Могу сказать, что она не будет состоять из чиновников. Она будет состоять из людей с опытом практической работы и реальных достижений в школе, в высшем учебном заведении, в науке. Я представлю этих людей в течение двух недель. Управление в сфере образования в России – это командная игра, а не деятельность каких-то одиночек.
Второе. Принципиально важная проблема для России в ближайшие годы – это проблема детских садов. Это вопрос, который затрагивает большую часть наших семей. В очереди за места в детском саду стоит уже два с лишним миллиона человек. Каждый год эта очередь растет. Это родители, которые хотели бы работать, но не могут, поскольку вынуждены присматривать за детьми. В течение двух-трех лет мы эту очередь ликвидируем, для этого нужны очень серьезные решения – организационные и финансовые – и на уровне правительства, и на уровне регионов.
Третье. Это качество высшего образования. Уйти от халтуры. Я не посмотрю ни на что. Мы должны гарантировать нашим студентам, что они получат качественное высшее образование, тем более если за него платит государство, а значит, каждый из нас.
Четвертое. Это реформа науки – не сводя ее к примитивным организационным изменениям в академии наук. Нам нужно создать в России конкурентоспособную науку – это то, что двигает и экономическое развитие, и интеллектуальное развитие, собственно, создает и воспроизводит интеллектуальную элиту страны. Нам нужна эта элита, потому что именно она определяет глобальное лидерство в мире – а другого лидерства в наше время быть не может.
Следующее – система взаимодействия с обществом. Это открытое министерство, возможность каждого высказать свое мнение, пожаловаться на что-то или просто поучаствовать и пообщаться. Я буду общаться по мере своих сил со всеми, кто готов к конструктивному диалогу. Я не буду удаляться из соцсетей, наоборот, сделаю так, чтобы максимальное число сотрудников было вовлечено в эту работу. Я буду делать так, чтобы у людей было чувство сопричастности к тому, что происходит», – подытожил министр.