В среду президент Гаити Жовенель Моиз подвергся нападению в собственной резиденции и получил смертельное ранение. Супруга главы республики Мартин Моиз также была ранена и в тяжелом состоянии доставлена в одну из клиник штата Флорида. Посол Гаити в США Бокчит Эдмонд опроверг сообщения о смерти первой леди. Управление страной взял на себя Клод Жозеф, который до этого исполнял обязанности премьера.
Многочисленная гаитянская диаспора в США переживает «шок, печаль и трепет» после убийства президента Моиза, отмечает The New York Times. Издание отмечает – противники, так и сторонники президента Гаити рассматривали его убийство как тревожный знак того, что и без того нестабильную страну ожидают еще большие потрясения.
Нервозность увеличивает то, что судя по многочисленным сообщениям, президента убили иностранцы, возможно связанные с Соединенными Штатами. Клод Жозеф сообщил, что часть нападавших говорила по-испански и по-английски (Гаити – франкоязычная страна). Позже в прессе появилась информация, что группа, атаковавшая резиденцию Моиза, представилась сотрудниками управления Минюста США по борьбе с наркотиками (Drug Enforcement Administration, DEA). В Госдепе заверили, что DEA не причастно к убийству, аналогичное разъяснение дали в Минюсте США и в Белом доме.
Глава полиции Гаити Леон Шарль сообщил, что четверо участников убийства (которых Шарль назвал наемниками) ликвидированы, двое задержаны. Убийцы «выдавали себя за агентов DEA», подтвердил посол Гаити в США Эдмонд. «Мы знаем, что это не так... Но иностранным наемникам мог заплатить кто угодно», – подчеркнул дипломат.
Выгодно ли американцам?
В четверг бывший спикер национального учредительного собрания Венесуэлы и первый зампредседателя правящей Единой социалистической партии Диосдадо Кабельо заявил, что «не нужно быть гадалкой», чтобы понять, кто стоит за убийством президента Гаити, намекая при этом на Вашингтон.
В пользу американского следа может свидетельствовать видео, которое опубликовало издание Miami Herald. На записи слышно, что по крайней мере один из нападавших, кричавших, что «идет операция DEA», говорит по-английски с американским акцентом.
Соединенные Штаты считают сферой своих интересов все страны Западного полушария, и Гаити не исключение, сказал газете ВЗГЛЯД профессор Высшей школы экономики, эксперт-американист Александр Домрин. «Это вытекает из доктрины Монро, принятой в 1823 году. Когда есть необходимость вмешаться в какие-то конфликты в этой части мира – США себя не сдерживают. Так было в 1989 году, когда США влезли в Панаму, или в 1983 году, когда они свергли режим в Гренаде из-за угрозы, что эта страна станет второй Кубой», – отметил американист. Если вторжение на Гренаду преследовало сугубо военно-политические цели, то операция по свержению панамского президента Мануэля Норьеги объяснялась борьбой с наркотрафиком. Морская пехота США оккупировала Гаити в 1915-1934 годах.
Но на данный момент, по мнению Домрина, «у США нет причин устраивать убийство президента Гаити. Последнее, что связывало американцев с Гаити, это был огромный циклон, который разрушил часть острова около десяти лет назад. Американцы тогда оказывали благотворительную помощь».
Моиз был абсолютно проамериканским политиком, в свою очередь отметил профессор РАН, директор Центра иберо-американских исследований СПбГУ Виктор Хейфец. Хотя, отметил эксперт, у гаитянского лидера в самом деле были «неофициальные трения» с DEA.
«Сотрудники ведомства полагали, что гаитянские власти, по крайней мере, в курсе наркотрафика через Гаити.
Но версия о том, что его убрали агенты DEA, меня несколько смущает, – утверждает он. – Такое нарочитое попадание в камеру людей, которые говорят по-испански и по-английски (а это не официальные языки Гаити), настораживает. Мне кажется, что в этой структуре работают все-таки не новички, а профессионалы. Поэтому такое поведение киллеров смахивает на показное действо», – пояснил Хейфец. Для подобного рода операций у американцев есть ЦРУ, добавил эксперт.
«Я предполагаю, что корни у этого преступления все-таки больше внутренние, чем внешние. Но кто-то пытается выставить дело так, чтобы оно выглядело как внешнее вмешательство», – убежден Хейфец.
Месть гаитянских «авторитетов»
Иную, не связанную с США, версию выдвинули в соседней с Гаити Доминиканской Республике. Источники в правительстве этой страны сообщили изданию Diario Libre, что убийство Моиза мог совершить отряд из семи южноамериканцев: четырех человек из Колумбии и трех из Венесуэлы.
В других источниках высказывается предположение, будто бы «венесуэльские власти заинтересованы в убийстве президента Гаити с целью дестабилизации обстановки в стране», добавил Хейфец. «Мне эта версия не кажется достоверной. Венесуэле незачем превращать Гаити в источник нестабильности. Эта страна и так стабильностью не отличалась», – уточнил эксперт.
Возможно,
киллеры действовали по указанию «очень могущественных людей в Гаити, которые занимаются наркоторговлей и похищением людей»,
цитирует публикацию Diario Libre портал Lenta.Ru.
Заметим, что в 2018 году президент Моиз уже пережил попытку покушения. Неизвестные обстреляли гаитянского лидера во время церемонии по случаю годовщины смерти основателя республики Жан-Жака Дессалина. Ранения получили охранники президента.
В начале февраля 2021-го Моиз объявил о предотвращенной попытке переворота. По словам президента, заговорщики планировали его убийство. По подозрению в подготовке путча было арестовано около двух десятков человек, отмечает РИА ФАН. В те же дни в стране проходили столкновения между силовиками и боевиками банды «Фантом 509», которая входит в объединение криминальных группировок G9 an Fanmi («Семья G9» на гаитянском креольском). Что любопытно, костяк банды составляют бывшие полицейские. Очередные перестрелки с гангстерами из «Фантом 509» происходили сравнительно недавно, в начале июля. Как поясняет гаитянское англоязычное издание Haitian Times, сообщается о связях «Фантом 509» с оппозицией. При этом правозащитные организации, напротив, обвиняли власти в контактах с этой группировкой.
Раздражающий фактор
Как напоминают эксперты, Гаити – одна из наиболее бедных и нестабильных стран Западного полушария и мира в целом. Государство, которое вторым после США объявило независимость, за свою более чем 200-летнюю историю пережило десятки мятежей и переворотов. В прошлом веке стабильным периодом можно было назвать разве что 1957-1986 годы – время диктатур Франсуа Дювалье по прозвищу Папа Док и его сына, Бэби Дока Жан-Клода Дювалье. «Ультраправые военизированные формирования, известные как «тонтон-макуты» – это личная гвардия династии, которая обеспечивала сохранность режима. Но и он не выстоял, поскольку был антинародным и жестоким», – отмечает советник директора Института Латинской Америки РАН Николай Калашников.
Политический хаос, последовавший после свержения диктатуры, усугубляется «бедностью, частым воздействием тропических циклонов и разгулом эпидемий», отметил эксперт. Также напомним о том, что в 2010-м страна пережила чудовищное землетрясение, унесшее жизни более 200 тысяч человек.
Правление президента Моиза, которого называли L'homme-Banane – «Человек-банан» (он владел одной тысячей га банановых плантаций), также не отличалось стабильностью. Этот политик объявил себя победителем на демократических выборах 2015 года, но его оппонент Жюд Селестен назвал голосование фальсифицированным. «Тогда Моиз победил с 32% голосов, но эксперты считают, что в действительности за него не проголосовали и 10% избирателей», – напомнил Хейфец. Были назначены повторные выборы, которые состоялись лишь год спустя, и после них Моиз официально вступил в должность.
В 2019 году президента Моиза едва не свергли – участники массовых акций протеста обвиняли главу государства в коррупции и требовали его отставки. Глава республики никогда не пользовался особой популярностью у гаитянского народа, заметил Хейфец. Президенту не удалось принципиально улучшить ситуацию в экономике и других сферах жизни общества, констатирует Хейфец. Массовые протесты двухлетней давности достаточно жестко подавили», – указал эксперт.
По словам Хейфеца, у президента Гаити также были сложные отношения с соседней Доминиканской Республикой, которая недовольна постоянным притоком нелегальных мигрантов. «Понятно, что он не первый и не единственный президент, при ком этот поток беженцев идет, но для доминиканцев это раздражающий фактор», – добавил эксперт.
Наконец, за несколько дней до выборов Моиз сменил премьер-министра страны. «Нынешний премьер Клод Жозеф был снят с должности, а вместо него был назначен господин Ариэль Анри. Но он не успел вступить в должность, – рассказал собеседник. – Теперь непонятно, кто будет исполнять обязанности президента, потому что согласно конституции Гаити, полномочия президента в таком случае должны были бы перейти председателю Верховного суда, но он в начале этого года скончался от коронавируса, а нового еще не избрали. Поэтому ясности нет. А действующий премьер Клод Жозеф – лицо заинтересованное».