Более 41% украинцев «исторически и духовно» считают себя одним народом с русскими. Таков один из результатов опроса, проведенного 23–25 июля киевской социологической службой «Рейтинг» во всех регионах Украины. Исследователи провели опрос более двух с половиной тысяч граждан страны по телефону, что повышает степень анонимности и защищенности респондентов.
С тем, что русские и украинцы исторически и духовно едины, согласны более 60% жителей восточных регионов и прихожан крупнейшей конфессии – каноничной Украинской православной церкви Московского патриархата. Но даже на Западной Украине, с ее репутацией очага антироссийских настроений, о единстве двух народов сказали около 22% опрошенных. С тем, что украинцы и русские едины, неожиданно согласились 12% избирателей националистической партии «Свобода» (87% ожидаемо и резко не согласны) и 10% униатов – греко-католиков (при 88% против).
Результат тем более удивителен, если учесть, что социологи не скрывали – поводом провести опрос стала статья президента России Владимира Путина «Об историческом единстве русских и украинцев». Российский лидер, напомним, обвинил Запад в желании сделать Украину плацдармом против России, что в 2014 году вызвало противодействие со стороны жителей Крыма и Донбасса. На Украине происходит принудительная смена национальной идентичности – русских, живущих в республике, заставляют не только отречься от своих корней, но и поверить, что Россия – их враг, констатировал лидер России.
Казалось бы, само упоминание лидера так называемой страны-агрессора (так украинская пропаганда именует Россию) должно было бы отпугнуть участников исследования. С другой стороны, проявление антироссийских и русофобских взглядов на современной Украине – это то, что в социологии называется социально одобряемым поведением. «Учитывая, что вопрос задавался политически острый и многие, особенно в центральных и западных областях, могли не сказать правду, реальная цифра может быть даже еще выше», – заметил в Facebook* киевский журналист Вячеслав Чечило.
Важно обратить внимание еще на один показатель – мнения старшего поколения украинцев и молодежи в отношении россиян почти не различаются, сказал газете ВЗГЛЯД заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин. Эксперт отметил: с тем, что «русские и украинцы – один народ, принадлежащий к одному историческому и духовному пространству», согласились 44% украинцев в возрасте 18–29 лет, и это почти столько же, сколько в категории «60+» (42%). При этом в категории от 39 до 50 лет процент даже несколько ниже – 39%.
Традиционно украинская молодежь считается «потерянным поколением», предполагается, что на нее с детства воздействует националистическая пропаганда в прессе и соответствующее школьное образование, заметил Жарихин. «Но скорее старшее поколение находится в поле традиционных источников информации, поэтому на него больше действует украинская националистическая пропаганда через ТВ, газеты и радио, – указал собеседник. – В то же время молодежь черпает данные из интернета, который остается территорией свободы.
В итоге молодое поколение украинцев имеет возможность получать альтернативную – более объективную – информацию
и делать самим выводы из происходящих событий».
Также он назвал ожидаемым, что 22% так называемых западенцев признали в россиянах братьев. «Немалая часть жителей Украины, в том числе Западной, признают Россию центром славянской цивилизации, а также предметом подражания как в плане моды, так и в других сферах», – заметил Жарихин. Собеседник рассказал: он неоднократно был свидетелем того, как «западенцы» переходят с украинского языка на русский в общении, чтобы показать свою «продвинутость».
Не стоит забывать, что в эти 22% явно входят и закарпатские русины с их особой региональной идентичностью, отличной от идентичности жителей Галичины и Волыни, заметил эксперт. «Нужно отметить, что рост или уменьшение этого процента среди жителей западных областей Украины трудно спрогнозировать, поскольку данный показатель мало зависит от политики», – добавил политолог.
Вполне резонно, что украинцы восприняли позитивно (или, во всяком случае, не восприняли негативно) упоминание Путина в опросе, заметил Жарихин. По его мнению, «украинцы видят в российском президенте того, кого не видят в Зеленском – опытного и эффективного лидера».
Данные «Рейтинга» совпадают с опросами других социологических служб, поэтому «нынешние 41% – маркер отношения к России, а не только показатель согласия с тезисом Владимира Путина», отметил директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. «Если бы этот результат включал в себя мнение жителей Донбасса, то процент был бы гораздо выше», – уверен эксперт. По словам Погребинского, проживающие на западе и востоке страны украинцы «сильно отличаются», «но важно то, что несмотря на такую сумасшедшую антироссийскую пропаганду сохраняется довольно высокий процент людей, которые поддерживают этот тезис». «И то, что 22% западных украинцев поддержали тезис Путина, говорит о многом», – добавил политолог.
Погребинский не исключает, что данные социологов станут поводом для начала «нового витка украинизации». Хотя он больше склоняется к версии о том, что будет сохранен ее прежний темп. «Зеленский закусил удила и конкурирует с Петром Порошенко и украинскими националистами в том, кто из них больший враг России. Я не думаю, что этот рейтинг остановит власти Украины от антироссийской политики. Остановить может только жесткая установка Вашингтона», – подчеркнул собеседник.
«Процесс украинизации в стране продолжается по всем направлениям – история, гуманитарная политика, религия, язык», – констатировал руководитель Украинского института политики Руслан Бортник. Поэтому очевидно, что идея единого прошлого русского и украинского народов воспринимается на нынешней Украине не исторически, а политически. «Сложно не согласиться с тем, что украинцы и русские были одним народом. Но сегодня Украина гуманитарно, политически, экономически, социально – абсолютно не Россия, а моментами анти-Россия», – констатировал Бортник. Эксперт прогнозирует, что через семь–десять лет на Украине будет сформирована отдельная политическая нация», которая будет кардинально отличаться от российской.
Пока что результаты соцопроса показывают, что у России сохраняется влияние на Украину, так же как и на другие страны постсоветского пространства, заметил Жарихин. «Другое дело – как повысить этот авторитет России в глазах украинцев, – рассуждает эксперт. – Это непростое направление». По мнению собеседника, надо учитывать, что Украина – это близкое, но другое государство, чье население все еще помнит об общем прошлом и все еще пребывает с нами в общем культурном и религиозном контексте – и исходя из этого выстраивать диалог с украинским обществом.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ