В мире

2 июня 2021, 22:50

Запад заставил Черногорию предать православие

Фото: ANDREJ CUKIC/EPA/ТАСС

Пророссийские и просербские силы в парламенте Черногории потребовали отставки премьер-министра Здравко Кривокапича. Главная претензия к нему – предательство. Возглавив кабмин, он стал «штыком НАТО», а последней каплей оказался скандал между премьером и сербским патриархом. Проблема в том, что в конечном счете все это может вернуть к власти главного врага России на Балканах.

Президент Черногории Мило Джуканович – единственный действующий руководитель государства, против которого в России введены персональные санкции. На этом основании его правомерно называть нашим главным врагом на Балканах, тем более в случае Джукановича даже приятно, что такой человек – наш враг. В смысле – он максимально антипатичен.

Пройдя длинный путь от верного соратника Слободана Милошевича до самого яростного «солдата» НАТО в регионе, он заслужил множество эпитетов. «Предатель», «диктатор», «крестный отец», «мафиозо» – всё это про него.

Терпение Москвы лопнуло после того, как Джуканович обвинил ее и часть оппозиции в подготовке своего физического устранения – государственного переворота. Это произошло вскоре после массовых протестов против ускоренного вступления Черногории в Североатлантический альянс. По сути, черногорский «крестный отец» провел амбициозную политическую спецоперацию, оказав неоценимую услугу американцам в рамках их плана по ускоренному включению в НАТО всего Балканского региона и устранению там влияния России. 

В 2014 году вашингтонские аналитики почему-то решили, что следующей, после Украины, точкой опасного столкновения с Россией станут Балканы. По написанному тогда в отчетах «плану по сдерживанию» с тех пор и действуют.

Под соусом «подготовки к госперевороту» Джуканович заодно разгромил оппозицию, подтвердив еще и эпитет «диктатора». То есть, по-русски говоря, подстрелил сразу двух зайцев. Приходится признать, что эту спецоперацию он провел блестяще, и комментаторы с российской стороны были поражены не столько ее наглостью, сколько эффективностью.

Однако вскоре после этого окрыленный очередным успехом Джуканович утратил связь с реальностью, вообразил себя чуть ли не бессмертным и начал мстить всем тем, кто бросил его тридцатилетнему правлению вызов еще на стадии «антинатовского майдана».

Если бы речь шла только о просербской и пророссийской (в Черногории это часто синонимы) оппозиции, у него бы, скорее всего, опять все получилось – потому что почти получилось. Но одной из главных сил того протеста выступили митрополит Амфилохий и Сербская православная церковь (СПЦ), с которой ассоциирует себя подавляющее большинство черногорцев.

План Джукановича в этом смысле напоминал план украинского президента Порошенко – выпросить у Константинопольского патриарха Варфоломея «томос» для непризнанной Черногорской православной церкви, буквально на коленке созданной. Но то, что даже многие украинцы посчитали бы наглостью, для черногорского «мафиозо» все еще форма вежливости. И Джуканович вновь поступил с размахом – инициировал закон, по которому земли под культовыми сооружениями, построенными до 1 декабря 1918 года (то есть до присоединения независимой Черногории к Королевству сербов, хорватов и словенцев), передаются государству, которое вольно распорядиться ими по своему усмотрению. 

Вполне очевидно, что они достались бы непризнанной Черногорской церкви, а ведь речь идет в том числе о древних сербских храмах и монастырях.

Паства тут же восстала, а Джуканович ответил ей в своем стиле – черногорская полиция избивала священников на уличных акциях, а все оппозиционные депутаты были в буквальном смысле выгнаны из парламента. Примерно в этом месте наш Акелла наконец-то промахнулся. Ошалев от происходящего, против Джукановича выдвинулась широкая народная коалиция, мотивированная защитой святынь.

На фоне этой борьбы в республике прошли выборы, ставшие для Джукановича роковыми: впервые со времен распада Югославии он потерял контроль за черногорским правительством. «Демократическому фронту» (то есть просербской и пророссийской оппозиции – локомотиву движения в защиту Церкви) голосов на то, чтобы сформировать свое правительство, не хватало, но к тому моменту президент настроил против себя слишком много страт общества, так что в коалицию вписались и лебедь, и рак, и щука: очень разные по взглядам на внешнюю и внутреннюю политику силы объединились на одной лишь ненависти к Джукановичу. Там были как русофобы, так и русофилы, как сербы, так и албанцы.

Их большинство над людьми Джукановича в парламенте было ничтожным – всего один голос. Поэтому победители выборов, как казалось тогда, приняли соломоново решение: создать правительство технократов, то есть деидеологизированных профессионалов, которые занялись бы решением практических проблем Черногории и искоренением наследия «крестного отца».

Во главе этой конструкции встал Здравко Кривокапич, назначенный новым премьер-министром. Формально он идеально подходил на эту роль. С одной стороны, в общем-то аполитичный ученый и профессор машиностроения, но при этом лоялен и к России, и к Сербии, и к Западу, а главное – выступил одним из лидеров тех самых протестов в защиту Сербской православной церкви.

Так пал режим Джукановича. Преследования лидеров и активистов «Демократического фронта» прекратились. Справедливость в отношении Сербской церкви была восстановлена. А потом начались странности.

Газета ВЗГЛЯД подробно писала о них применительно к отношениям Москвы и Подгорицы. Никакого потепления, вопреки прежним заявлениям Кривокапича, не произошло, а Запад (как Вашингтон, так и Брюссель) опять взял свое. Рассудительный профессор вдруг оказался таким же атлантистом, как и одиозный Джуканович. Многие люди последнего при этом остались на своих местах, а в правительстве (через одного) окопались резко прозападные политики, любящие по случаю покритиковать Россию за что угодно.

Политиков из «Демфронта» в кабинет министров, напротив, не взяли, а министр юстиции – серб Владимир Лепосавич – вскоре оказался в опале, когда отказался публично назвать события в боснийской Сребренице «геноцидом» (кстати говоря, этот человек – адвокат и юридический советник Черногорской митрополии СПЦ). 

С учетом всего этого о Кривокапиче тоже стали поговаривать как о «предателе», но в главном вопросе, предопределившем его возвышение, просербская часть разношерстной коалиции вроде как могла быть уверена – СПЦ он, как верный прихожанин, не сдаст. Подобного ему не должна была позволить как минимум память о митрополите Амфилохии, скончавшемся за месяц до того, как Кривокапич возглавил правительство.

В конце мая Кривокапич должен был прилететь в Белград, чтобы подписать базовое соглашение о правовом статусе Сербской православной церкви в Черногории с патриархом СПЦ Порфирием. Но в итоге опоздал на встречу с ним на полдня, а когда она все-таки состоялась, заявил о том, что подписание не состоится и будет перенесено как минимум на осень «по ряду причин».

В канцелярии патриарха Порфирия на это отреагировали так:

«Его Святейшество выслушал эти причины с вниманием и великим терпением, а еще в большей степени с удивлением, ни в малейшей степени не понимая обоснованность и оправданность намерений премьера Кривокапича не подписывать соглашение, которое и было единственной причиной его приезда в Патриарший двор в Белграде. Его Святейшество патриарх и присутствующие архиереи выразили глубочайшее сожаление и обеспокоенность дальнейшим положением Сербской православной церкви и ее верного народа с учетом того, что только с ней, хотя к ней и относится абсолютное большинство жителей Черногории, не подписано соглашение, гарантирующее ее правовое положение, а тем самым религиозные и гражданские права народа, что представляет собой акт открытой дискриминации».

Тут надо пояснить, что подобные соглашения черногорское правительство имеет со всеми крупными Церквями, действующими в стране, и только с крупнейшей из них, Сербской, не имеет. При Джукановиче это не вызывало удивления, но от своего прихожанина Кривокапича, ведшего народ на защиту сербских святынь от все того же Джукановича, в СПЦ такого не ждали.

А зря. Вскоре после этого скандала (факт которого Кривокапич отрицает, заявляя о дружеском визите и доверительной беседе с патриархом) одна из черногорских газет – близкая к Джукановичу «Правда» – со ссылкой на свои источники написала, что решение не подписывать соглашение с СПЦ было принято Кривокапичем после встречи с представителями посольств двух неназванных «западных стран», которые сделали премьеру некое внушение на этот счет. Якобы ему даже пригрозили падением правительства, во что верится очень легко – некоторые «западные страны» (например, США) контролируют ряд депутатов коалиции и министров Кривокапича (например, вице-премьера Дритана Абазовича).

К этому моменту отношения между премьером и «Демократическим фронтом» уже успели испортиться. Премьера критиковали, в том числе за слишком частые встречи с западными дипломатами, а он, в свою очередь, обвинял «Демфронт» в работе на интересы Москвы и Белграда.

Теперь этот шаткий союз окончательно рухнул. Коалиция «За будущее Черногории» (ЗБЧ), где «Демфронт» играет первую скрипку, призвала к отставке премьера, который «попрал все, что обещал», «предал наше терпение» и «потерял нашу поддержку, поскольку его обещание подписать соглашение не было выполнено».

«Мы глубоко разочарованы последними политическими манипуляциями премьер-министра, которые нанесли большой ущерб тем, кто его избрал и кто ему доверял», – гласит заявление, обращенное к партнерам в парламенте.

Все это ставит западных кураторов Черногории перед дилеммой. «Демфронт» дал понять, что еще раз фокус, когда просербские и пророссийские силы превращают в парламентскую опору антисербской и антироссийской власти, не пройдет. В конечном итоге это может привести к досрочным выборам или к тому, что нынешних формальных партнеров ЗБЧ буквально сломают о колено и под лозунгами об «атлантической солидарности» заставят объединяться с людьми прежней власти.

Второй сценарий по сути означает восстановление режима Джукановича. Первый – шанс на это восстановление. В любом случае Кривокапич, как политик, будет сдан в утиль. Мафия свое возьмет, а удел предателей всегда незавиден.

Текст: Дмитрий Бавырин

Вам может быть интересно

Посол России назвал позицию Японии гротескной
Темы дня

Культ личности породил конфликт между США и Польшей

Кадровая политика президента США Дональда Трампа довела до немыслимого – до дипломатического конфликта с поляками, которые всегда были рады услужить американцам. Но иначе и быть не могло, если доверять дипломатию специалистам по телешоу и наступать Трампу на больное место. А поляки наступили.

ЕС решил подбодрить Украину перспективой бесправного члена

Евросоюз разрабатывает план, который может предоставить Украине частичное членство в блоке уже в следующем году. Как выяснили СМИ, инициатива получила неофициальное название «обратное расширение»: страна сначала становится формальным членом ЕС, а затем ей постепенно предоставляют права и обязанности. Как эта инициатива отразится на облике Евросоюза и почему она является «морковкой» для Киева.

Захарова: Пока не будем рассказывать, что сделаем со списком требований Каллас

В Норвегии прошли успешные испытания европейской гиперзвуковой ракеты

В «файлах Эпштейна» нашли упоминание бойфренда Макрона

Новости

СК возбудил дело после подрыва автомобиля во Фрязине

В результате взрыва неизвестного устройства в автомобиле на железнодорожном переезде во Фрязине мужчина получил осколочное ранение голени и был госпитализирован.

Российские пловцы завоевали 54 медали на чемпионате Европы в Италии

Российские пловцы завоевали 54 медали на чемпионате Европы по плаванию в ледяной воде в Италии, установив несколько новых мировых и европейских рекордов.

Песков выразил сожаление из-за отказа Telegram соблюдать законы

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков прокомментировал заявление Роскомнадзора о замедлении работы мессенджера Telegram.

Юрист предупредил об уголовных рисках сжигания чучела на Масленицу

Нарушение правил сжигания чучел на Масленицу может привести к уголовной ответственности, предупредил юрист в сфере энергетики и жилищного права, научный сотрудник отдела права ИФИП УрО РАН Виктор Балакаев.

Брюссель решил занять средства на внешних рынках на помощь Украине

Экстренное голосование Европарламента по корректировке бюджета позволит Брюсселю занять средства на внешних рынках для предоставления кредита Киеву.

Сын экс-главы ВФЛА Балахничева задержан по подозрению в убийстве отца

Сын бывшего руководителя Всероссийской федерации легкой атлетики оказался под стражей по подозрению в убийстве Валентина Балахничева.

Пашинян сообщил о планах подписать мирный договор с Азербайджаном до выборов

Премьер-министр Армении Никол Пашинян сообщил о планах подписать мирный договор с Азербайджаном до парламентских выборов, которые назначены на 7 июня.

Каллас пообещала «выдвинуть русским» условия ЕС по урегулированию на Украине

Глава дипломатии ЕС Кая Каллас заявила о намерении в ближайшие дни представить странам ЕС перечень условий для России, связанных с урегулированием конфликта на Украине, сообщает Reuters.

Лавров: Россия вернет исконно русские земли

Российская сторона намерена вернуть себе исконно русские земли, как того желают русские люди на Украине, заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров.

В Европе предложили запретить все криптовалютные операции с Россией

Европейская комиссия намерена полностью запретить криптовалютные транзакции с Россией, чтобы пресечь обход санкций через альтернативные финансовые механизмы, пишет The Financial Times (FT).

На Олимпиаде объявили Гуменника чемпионом России вопреки запрету

Ведущий ледовой арены на Олимпийских играх в Милане несмотря на запрет представил российского фигуриста Петра Гуменника как действующего чемпиона России.

Эксперт: Конфликт Ирана с Израилем способен перекинуться на Катар и ОАЭ

Растущая напряженность между Ираном и Израилем с вовлечением США угрожает перекинуться на другие страны Персидского залива, заявил руководитель Группы изучения общих проблем региона Центра ближневосточных исследований ИМЭМО РАН Николай Сурков в ходе прошедшей в Москве XV Ближневосточной конференции клуба «Валдай».
Мнения

Тимофей Бордачёв: Хорошими дипломатами можно быть и в плохие времена

Почему разговоры о том, что российская дипломатия ведет себя «слишком» сдержанно, как и насмешки над «выражением озабоченностей» и бесконечным определением «красных линий» выглядят наивно?

Сергей Худиев: Как свобода абортов может привести к несвободе нации

Дети, абортированные 20-30 лет назад, уже были бы работниками и налогоплательщиками. Но их нет – и значит, надо повышать пенсионный возраст и импортировать работников из других стран. К чему приведет этот процесс, нетрудно догадаться.

Сергей Миркин: Как русофобия породила Холокост

У Варшавы в 1939 году была «золотая акция»: во многом от ее позиции зависело, будет ли подписан оборонительный договор между СССР, Британией и Францией. Поляки сделали всё, чтобы этого не произошло.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов