Совет национальной безопасности и обороны Украины, как следует из названия, занимается вопросами безопасности этой страны. Причем на более высоком уровне, чем любое из силовых министерств. Ведь в Совет как раз и входят министры внутренних дел, обороны, глава СБУ, а во главе и вовсе стоит президент. И знаете, против кого в последнее время ополчилась вся эта рать? Против российской социальной сети «ВКонтакте».
«У нас, согласно законодательству о санкциях, «ВКонтакте» не должна работать на территории страны. К сожалению, сегодня это как раз тот разговор, который происходит, о киберзащите тех или иных институций от этого влияния. Мы сегодня занимаемся этими вопросами. Специалисты понимают, о чем идет речь. Они очень быстро меняют прокси, и мы не успеваем это отслеживать», – жалуется секретарь СНБО Украины Алексей Данилов. Но обещает решить проблему прорыва «ВКонтакте» в суверенный украинский интернет уже в ближайшее время. С помощью неких зарубежных партнеров.
Запретил еще Порошенко
Тут стоит напомнить, что к чему. «ВКонтакте» блокируется украинскими провайдерами с 2017 года. Основанием стал указ тогдашнего президента Украины Петра Порошенко, основанный, к слову, также на решении СНБО – в Совете не первый год точат зубы на российские соцсети и информационные ресурсы.
Запрет вводился на три года, а в мае 2020-го его любезно продлил еще на один срок уже новый президент Украины – Владимир Зеленский. Какой-то результат это дало, однако «ВКонтакте» и «Яндекс» по-прежнему входят в десятку наиболее популярных у украинцев интернет-ресурсов. Пользователи стали посещать их через VPN и применять ухищрения, которыми пользуются все, чье правительство пробует «построить» интернет.
«ВКонтакте» наносит ответный удар
Так бы оно, собственно, и продолжалось до 2023 года, но тут «ВКонтакте» решила сама пойти в наступление: с 13 сентября сеть стала снова доступна на Украине (правда, только с мобильных устройств). Программисты соцсети совершили ряд технических усовершенствований и обошли украинские государственные ограничения.
В СНБО посчитали это вызовом и чуть ли не плевком в лицо. А также немедленно связали с местными выборами, которые вскоре должны на Украине пройти: «Такие действия обычно проводятся накануне знаковых событий. Сегодня это проведение на Украине местных выборов (выборы депутатов и глав местных советов – прим. ВЗГЛЯД)».
Что ж, видимо, российским спецслужбам действительно важно, кого выберут главой какого-нибудь Бердичевского городского совета. Поэтому в СНБО не стали тянуть с ответом.
Во-первых, в Минкульте Украины анонсировали подготовку обращения к Apple и Google с «...требованием изъять мобильное приложение «ВКонтакте» из перечня доступных загрузок для украинских пользователей».
Во-вторых, в СНБО пригрозили украинцам... проблемами с полицией. «Я хотел бы обратить внимание пользователей ресурса, который запрещен. Это должна быть их ответственность, зачем они это делают и для чего. Дело в том, что сейчас та система, которая начинает работать, обо всех этих пользователях будем иметь понимание, они будут все на учете находиться и если они дальше будут распространять российский контент на территории страны, то они будут иметь определенные проблемы непосредственно с нашей полицией и нашими силовыми структурами», – предупредил потенциальных нарушителей Данилов.
Шутки в сторону
Такая краткая фраза, но сколько смыслов удалось в нее вложить секретарю СНБО.
«Система, которая начинает работать» – это киевский Глобальный центр взаимодействия в киберпространстве, а сама фраза была произнесена как раз на презентации этого центра. Однако его создание неправильно было бы считать ответом на прорыв блокады со стороны «ВКонтакте». Дело в том, что конференция, на которой обсуждалась концепция такого центра, состоялась еще 19 марта. То есть не просто до того, как российские спецслужбы задумали с помощью «ВКонтакте» повлиять на бердичевских избирателей, но даже до продления блокировки российских интернет-ресурсов администрацией Владимира Зеленского.
Более того, похоже, что вскоре времена Петра Порошенко будут вспоминать как беззаботную пору вседозволенности и ламповых запретов, обходить которые можно было с помощью бесплатных VPN-плагинов к интернет-браузерам. Достаточно сказать, что одним из гостей конференции «Эффективные стратегии в киберпространстве» был некий Джон Ляу (John Liau), ответственный межрегиональный агент Секретной службы США (United States Secret Service). Что проясняет слова Данилова о «международных партнёрах», которые помогут Киеву с восстановлением блокировки российских соцсетей.
Считается, что Секретная служба США занимается охраной президентов США (действующих и бывших), их жен и детей, первых лиц государства и важных национальных мероприятий. Однако кроме этого в ее задачи входит также охрана правопорядка и соблюдение компьютерного законодательства в интернете. Для этого Секретная служба создала сеть из 15 подразделений по борьбе с киберпреступностью. Их задача – наладить взаимодействие между правоохранительными органами, бизнесом, образовательными структурами.
Как раз нечто похожее теперь пытаются соорудить и на Украине. Партнерами Глобального центра стали МВД и «Нафтогаз Украины». Последний, по всей видимости, будет спонсором этого жовто-блакитного файрвола.
В свою очередь министр внутренних дел Украины Арсен Аваков заявил, что «...в кооперации с IТ-бизнесом, научной средой, международными партнерами мы начали процесс трансформации департамента киберполиции. Согласно программе развития киберполиции, до 2025 года мы планируем интегрировать ее в мировую экосистему противодействия киберпреступлений».
И это еще не всё
Наконец, секретарь СНБО прямым текстом говорит о том, что новая структура станет эдаким «Миротворцем 2.0» («...обо всех этих пользователях будем иметь понимание, они будут все на учете находиться»), а весь сегмент украинского интернета в перспективе окажется под колпаком у украинских силовиков. «Эти пользователи» – это о пользователях «ВКонтакте» и других российских ресурсов. Зашел в российскую социальную сеть – система автоматом заводит на тебя досье, которое затем автоматически же пополняется: какие страницы просматривал, что репостил, что комментировал.
А как только будет достигнут некий порог допустимого, гражданина можно приглашать на беседу. А может быть, и сразу наказывать.
Причем для беседы не нужно даже будет искать «Поваренную книгу анархиста». Достаточно будет читать и делиться новостями (российский контент), транслируя другим украинским пользователям российский взгляд на украинскую политику.
В том же Facebook* любую неудобную публикацию можно легко удалить. Для этого есть команды вроде StopFake – проекта, стартовавшего в 2014 году и ставшего за шесть лет своего рода камертоном между украинской властью и Facebook. Фейком для StopFake может быть не только неправдивая информация, критерии несколько иные: полезность/вредность для Украины. Поэтому тот факт, что StopFake системно сотрудничает с украинскими ультраправыми организациями, мало кого удивил. Как и то, что Facebook активно мешает распространению этой информации.
Тогда как за украинскими пользователями российских соцсетей никакого присмотра нет, цензурой деятелей из StopFake и ей подобных они не прикрыты. И тем опасны.
Если еще проще, то Украина сегодня декларирует курс на построение электронного концлагеря. В котором одно только желание читать новости не в официально одобренных интернет-СМИ – уже мыслепреступление.
Одно время российские либералы активно форсили мем** «сесть за репост». Так вот, Украина близка к тому, чтобы сделать эту сказку былью. Причем происходит это не во времена Петра Порошенко (его запрет российских интернет-ресурсов во многом напоминал стену Яценюка на границе с Россией – такой же дырявый и бесполезный), а во времена Зеленского, который сначала даже намеревался отменить запреты предшественника.
Но, видимо, позвонили из Секретной службы – и отсоветовали.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ
** СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента