Патриарх Варфоломей в ходе Синаксиса (Архиерейского Собора), который завершился в среду в Стамбуле, заявил, что Константинопольский патриархат имеет исключительные права на решение проблем всего православного мира.
«Вселенский патриархат несет ответственность за установление церковного и канонического порядка, поскольку только он имеет каноническую привилегию для выполнения этой высшей и исключительной обязанности. Если Вселенский патриархат откажется от своей ответственности и уйдет с межправославной сцены, то поместные церкви будут действовать «как овцы без пастыря», – приводит слова патриарха «Интерфакс».
Также сообщается, что одной из важнейших тем собрания был вопрос, касающийся предоставления Украине томоса о создании «единой поместной церкви». Варфоломей не первый раз высказывается в пользу того, что Константинопольская церковь может решать украинскую церковную проблему без участия Московского патриархата, так как, по его мнению, Россия «ответственна за болезненную ситуацию на Украине». Москва, в свою очередь, выступает против подобных намерений Варфоломея, так как они являются прямым вмешательством во внутренние дела РПЦ и посягательством на каноническую территорию Русской православной церкви.
Так, член синодальной библейско-богословской комиссии Московского патриархата протоиерей Андрей Новиков заявил газете ВЗГЛЯД, что Варфоломей «на этом Синаксисе фактически наделил себя всеми правами папы римского, то есть явно провозгласил ересь и совершил отклонение от православной веры». Кроме того, по его словам, поведение Варфоломея выглядит странным и по той причине, что Константинополь представляет всего лишь 3% православной земли, но при этом «пытается провозгласить вещи, которые якобы обязательны для всего православного мира».
Схожее мнение в комментарии газете ВЗГЛЯД высказал профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Владислав Петрушко.
«Здесь дело не только и не столько в посягательстве на каноническую территорию. Константинополь совершенно радикальным образом пересматривает православную экклесиологию и каноническую практику взаимоотношений внутри православного сообщества. То есть, по сути, Константинополь провозглашает некое подобие восточного папства и присваивает себе право вмешиваться во внутренние дела других автокефальных церквей», – отметил Петрушко.
В настоящее время существуют 15 общепризнанных автокефальных церквей, которые, согласно диптиху, принятому в РПЦ, расположены в следующей иерархии чести: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чешская и Словацкая, Американская. При этом Константинопольская церковь не является главной, но считается первой среди равных.
История же автокефалии РПЦ, напомним, де-факто ведется со времен святителя Ионы, то есть с 1448 года, но на лидерство в русском православном мире претендовала не только Москва, но и Литва. «Усилиями князя Литовского западные епархии Русской православной церкви отторгаются от Москвы – какие-то из них принимают унию, какие-то остаются православными, но им запрещено поминать имя митрополита Московского и всея Руси», – напомнил в прошлое воскресенье в ходе патриаршей проповеди предстоятель Русской церкви Кирилл.
«А когда при государе Алексее Михайловиче усилиями патриарха Московского и всея Руси Никона в 1654 году происходит воссоединение Украины с Россией, наши братья, отторгнутые тяжкими историческими обстоятельствами, вновь входят в общение с градом Москвой. В 1686 году Константинопольский патриарх Дионисий передает святителю Московскому все права на юрисдикцию над Украинской землей. Так произошло не только политическое воссоединение Украины с Россией – произошло объединение церковное, восстановление единства Русской православной церкви, и какое же огромное значение имело это событие для спасения православия в западных и юго-западных епархиях!» – подчеркнул Кирилл.
Владислав Петрушко также подчеркнул, что в руках Москвы сосредоточено множество архивных документов, в то время как «Константинополь дезавуирует все документы 17-го века, по которым Киевская митрополия передавалась под крыло Московского патриархата».
Петрушко также призвал «четко понимать разницу: патриаршество РПЦ даровал не Константинополь, а все поместные церкви. Да, константинопольский патриарх Иеремия это осуществил явочным порядком в Москве. Но после этого были Соборы 1590 и 1593 годов, на которых все восточные патриархи дали согласие и соответствующие грамоты».
«Принципы построения церкви, которые декларируются в православии, извращаются. Я думаю, что долг поместных православных церквей немедленно реагировать на это и собрать Всеправославный собор для обсуждения той катастрофы, которая у нас на глазах происходит. Православный мир поставлен на грань грандиозного раскола, может быть, не меньшего, чем это было в середине 11-го века», – считает Петрушко.
«Тут я, конечно, выражу исключительно свое мнение. Всякое основание для первенства Константинопольской церкви уже давно утрачено. Я не говорю, что РПЦ может такой вопрос поставить, но в принципе для этого есть основания. Константинополь вмешивается в дела других церквей, вносит в догматическое учение церкви еретическую отсебятину, это может поставить вопрос о его первенстве», – считает Петрушко.
В то же время, если говорить о взаимоотношениях Варфоломея и Украины, протоиерей Андрей Новиков видит три сценария развития событий. «Первый – они провозглашают незаконную автокефалию для Порошенко. Они уже сказали, что рассматривают этот вопрос по просьбе украинского правительства. Церковь же не обращалась к ним.
Очевидно, что это будет церковь во главе с Порошенко?»
– задался риторическим вопросом отец Андрей.
Второй сценарий заключается в том, что Константинополь будет затягивать решение вопроса и этим шантажировать РПЦ, пытаясь выторговывать для себя какие-то уступки, которые в конечном итоге все равно будут работать против России, русского народа и православия, указал он.
«Третий – это если какие-то другие православные силы, или, может быть, силы из светского мира надавят на них и заставят подумать над тем, что они натворили», – отметил отец Андрей.
«Пока они приняли такое решение на Синаксисе, но это не окончательно решение, оно носит скорее совещательный характер. Утверждающий орган в Константинопольском патриархате – это Синод. Но учитывая то, что члены Синода и выносили эти вопросы на Синаксис, третий сценарий становится все менее вероятным. Разве что, возможно, они испугаются обструкции, которой их могут подвергнуть в православном мире», – резюмировал собеседник.