О формировании боевой единицы ЛГБТ организаторы проекта объявили через «Твиттер», назвав себя «Повстанческой освободительной армией гомосексуалов». Сокращенно это TQILA, а произносится как «текила». Их флаг – автомат Калашникова на розовом фоне. Сегодня вместе с курдами они выбивают боевиков ИГИЛ* из Ракки. В будущем же планируют защищать представителей ЛГБТ от фанатиков-исламистов по всему миру.
В книжных магазинах Рожавы лежат работы Грамши, Адорно и Хомски в переводе на курдский язык. Мужчины и женщины равны и в правах, и в обязанностях
Экзотическую новость тут же подхватили все ведущие мировые СМИ. Спикер TQILA Хеваль Роджилат дал интервью британским и американским изданиям, однако в целях конспирации отказался назвать имена участников подразделения. Не огласил он и его численность. Упомянул лишь, что в составе отряда воюют представители самых разных национальностей – и курды, и арабы, и европейцы, и американцы.
При этом среди тех, на чьей стороне ЛГБТ и сражаются с ИГИЛ, новость была воспринята неоднозначно. Так, представитель «Сирийских демократических сил» Мустафа Бали опроверг информацию о том, что среди его бойцов в Ракке есть подразделение гомосексуалистов.
Меж тем «Сирийские демократические силы» – это пестрый альянс курдских отрядов самообороны, антиасадовских оппозиционеров, арабских племенных ополчений и анархистов со всего мира. Состав его меняется чуть ли не ежедневно, а ЛГБТ-солдаты из TQILA никогда и не заявляли, что являются членами СДС. Они представляют собой боевую единицу в составе «Интернациональных революционных народных сил герильи». Герильеры, в свою очередь, состоят в «Интернациональном батальоне свободы». Он был сформирован в 2015 году в Рожаве – удивительном анклаве на севере Сирии, где сегодня кажется возможным любой социальный эксперимент.
Рожава – территория исконного проживания курдов. В начале сирийской гражданской войны местные ополченцы поддерживали оппозицию Башару Асаду – им казалось, что так они отвоюют свою независимость быстрее всего. Но очень скоро курды увидели, что грозит их соотечественникам в руках ИГИЛ. Речь шла уже не о «притеснениях», как в случае с Асадом. Террористы подвергали курдов жесточайшим пыткам и казням, уничтожали целые деревни, не жалели ни женщин, ни детей. И курды Рожавы начали собственную войну с ИГИЛ. Это было не просто вооруженное, это было идейное противостояние.
За несколько лет на многострадальной сирийской земле сформировалось множество анклавов, живущих своей жизнью и противоположных друг другу в установках на эту жизнь. На территории, подконтрольной террористам, царила жестокая военная диктатура, огнем и кровью насаждались нормы шариата. А курдская Рожава стала подчеркнуто светским образованием, где царят веротерпимость, свобода слова, права человека и демократия без каких-либо кавычек.
Идеологом удивительного стиля жизни Рожавы является Абдуллах Оджалан – лидер турецкой Рабочей партии Курдистана. За несколько десятилетий он сумел превратить консервативных курдов, которые еще в 1970-е годы соблюдали патриархальные нормы куда жестче, чем их соседи – арабы и турки, чуть ли не в коммунистов. Сегодня Оджалан сидит в турецкой тюрьме, но дело его живет в Рожаве.
Там разработаны сложные процедуры критики и самокритики. Регулярно проводятся свободные и откровенные политические дискуссии, кипит интеллектуальная жизнь. В книжных магазинах Рожавы лежат работы Грамши, Адорно и Хомски в переводе на курдский язык. Мужчины и женщины равны и в правах, и в обязанностях. Наравне воюют в ополчении, становятся командирами, участвуют в общественной жизни и руководстве. При этом любой командир избирается подчиненными, они же могут его в любой момент сместить. Права человека в западном понимании слова также соблюдаются неукоснительно – в том числе и права сексуальных меньшинств.
Несмотря на войну, в анклаве действует сложная, а главное, действенная демократическая система самоуправления. Вся жизнь территории регулируется Советами разного уровня. Все члены Советов выбираются голосованием. Никаких привилегий у них нет – только обязанности.
В общем, пока террористы строили свое средневековое государство, курды Рожавы создали успешно функционирующее квазигосударство, в котором практически полностью реализованы идеи коммунизма. Местный стиль жизни разительно похож то ли на раннюю Советскую республику, то ли на Испанскую республику 1930-х. И точно так же, как и во время гражданской войны в Испании, в Рожаву стали приезжать коммунисты, марксисты и анархисты буквально со всего мира.
Рожава стала для них тем же, чем в 1990-е был мексиканский штат Чьяпас, где сапатисты пытались построить свою версию коммунизма. С 2014 года в Западный Курдистан съезжались тысячи леваков и вполне успешно влились в ряды местного ополчения. Типичным образцом такого интернационалиста стал Сеид Кава Амед. Коренной индеец из США, он еще в прошлом году протестовал против строительства трубопровода в Дакоте, а этой весной героически погиб под Раккой.
Сегодня в составе «Интернационального батальона свободы» воюют турецкие и испанские коммунисты, греческие анархисты, британские, ирландские и французские социалисты, турецкие маоисты и множество других левых фракций. Их объединяет ненависть к капитализму и индустриализму. Они мечтают заменить их обобществленной экономикой, самоопределившейся нацией и экологически сознательной местной промышленностью.
Среди хаоса левых фракций внутри этого интернационала вполне органично смотрится и боевое подразделение TQILA. Их деятельность напоминает западным «коллегам по ориентации» о смертельной опасности именно исламского экстремизма.
На протяжении последних десятилетий национальные и сексуальные меньшинства западных стран солидарно выбивали из своих государств все больше прав и свобод. Но исламистский экстремизм расколол этот тандем. По всему миру люди нетрадиционной ориентации начали осознавать угрозу и вливаться в ряды «альт-правых». Не случайно их спикером стал соловей Breitbart.com и открытый гей Майло Яннопулос, многое сделавший для победы Дональда Трампа и не устающий подчеркивать, что именно принесет шариат геям и лесбиянкам. За это активисты Демпартии США именуют его чуть ли не нацистом и намеренно срывают выступления Майло.
Но вернемся в Сирию. Бойцы из TQILA рассказали в своем заявлении, что поводом к созданию их подразделения стали ролики, распространяемые террористами: «Видеозаписи, где геев сбрасывали с крыши, а потом насмерть забивали камнями, – этого мы уже не могли вынести».
Шариатские суды ИГИЛ действительно считают гомосексуализм преступлением, за которое полагается смертная казнь, а казнят в ИГИЛ охотно. Эта террористическая организация поддержала и массовый расстрел в гей-клубе Орландо, в ходе которого погибли 49 человек, хотя сам по себе этот теракт вряд ли имел отношение к джихаду.
Неудивительно, что в толерантной Рожаве геи решили бороться с террором вооруженным путем – в том числе именно как открытые геи. «Самооборона – это и право, и обязанность нашего сообщества», – говорит спикер TQILA Хеваль Роджилат.
И хотя вся эта ситуация выглядит непривычно (особенно с поправкой на регион), смешной ее можно назвать вряд ли: эти люди по-настоящему воюют и по-настоящему умирают, борясь за свое физическое существование с врагом, в жестокости и бесчеловечности которого не приходится сомневаться.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ