В пятницу стали известны подробности операции украинских спецслужб по выдворению из Киева трех соратников лидера «Руха новых сил» Михаила Саакашвили. Речь идет о подполковнике грузинской армии в отставке Давиде Макишвили (был участником «АТО»), Георгии Рубашвили (возглавлял охрану Саакашвили в его бытность президентом) и его бывшем водителе Михаиле Абзианидзе. На их выдворение Саакашвили пожаловался еще 21 октября.
Новые детали привел в «Фейсбуке» общественный активист Цви Ариели со ссылкой на очевидца. В частности, он обнародовал фотографии, на которых запечатлен момент захвата Рубашвили на улице Архитектора Городецкого в Киеве. Несколько бойцов в камуфляже с масками и двое мужчин в гражданской одежде набросились на грузина и затолкали его в белый микроавтобус.
В Службе безопасности Украины (СБУ) заявили «Украинской правде», что не участвовали в операции. Зато в миграционной службе признались, но только косвенно. Служба сообщила, что провела заурядную охоту на нелегалов, уточнив, что с 16 октября обнаружила около 80 иностранцев, которые незаконно находились на Украине, из них 21 человека по решению судов принудительно выдворили.
По словам замглавы миграционной службы Дины Пимаховой, 21 октября в Киеве действительно задержали троих иностранцев: двум из них в сентябре отменили разрешение на проживание, а еще один «в течение длительного времени находился на территории государства незаконно».
Сам же Саакашвили утверждал, что его соратников «похитили на улице и в нарушение всех законов, по личному распоряжению Порошенко, предварительно избив, выслали в Грузию на спецрейсе, самолетом национальной гвардии Украины, в сопровождении спецназа нацгвардии и с мешками, надетыми на голову».
Ранее на этой неделе генпрокурор Украины Юрий Луценко анонсировал выдворение 20 соратников Саакашвили. Все они, по его словам, получили право на проживание на Украине в бытность Саакашвили губернатором в Одессе. Луценко утверждает, что все 20 человек были оформлены как «деятели культуры», но на самом деле работали на Саакашвили. Некоторые из них стали водителями, охранниками и помощниками экс-губернатора, а другие устроились на «специфические должности в Одесской таможне».
Проживающая в Киеве жена Абзианидзе Карина рассказала накануне «Настоящему времени», что 21 октября ее муж пошел в аптеку и пропал. Через девять часов он связался с ней и сообщил о произошедшем на него нападении людей в масках и форме без опознавательных знаков. Жена пожаловалась:
«Шесть часов он просидел в полуметровой клетке с мешком на голове, в холоде. Ему перевязали ноги скотчем. Пристегнули наручниками и срочным образом отправили в Грузию».
В свою очередь, Макишвили, уже когда оказался в Грузии, рассказал, что его схватили на пути в торговый центр. На пешеходном переходе остановился микроавтобус с немецкими номерами, из машины выпрыгнули автоматчики в форме, похожей на российский костюм «горка».
«Прикладом автомата дали по ноге, надели наручники», – рассказал он. Всех троих отвезли в сторону аэропорта Жуляны. Около полутора часов они просидели в автозаке, а затем самолетом нацгвардии под присмотром спецназовцев их вывезли в Грузию.
По данным издания, все трое по прибытии остались на свободе и расселились в Тбилиси у родственников, но все выражают желание вернуться на Украину. «Когда мы прилетели в Грузию, нам вернули вещи. Я открываю паспорт и вижу, что мне запретили въезд на Украину сроком на 3 года и еще аннулировали постоянный вид на жительство», – посетовал Абзианидзе.
Кроме депортации соратников Саакашвили Киев теперь не пускает в страну политиков и журналистов из Грузии, которые публично могли бы выразить симпатии Саакашвили. В начале недели депутат парламента Грузии Коба Накопия призвал Тбилиси отреагировать на действия СБУ. В середине октября в аэропорту Борисполь пограничники отказались его пропускать и развернули обратно. Выяснилось, что въезд запрещен ему на три года.
В пятницу газете ВЗГЛЯД стало известно, что украинские пограничники не пустили в страну журналиста грузинского телеканала «Рустави-2» Тенго Гоготишвили. Он планировал снять репортаж о митинге с участием Саакашвили.
Как известно, на этой неделе власти отказали Саакашвили в статусе беженца, поэтому его как апатрида Киеву ничто не мешает депортировать. Однако выдворять начали пока лишь его соратников.
Как пояснил газете ВЗГЛЯД экс-депутат грузинского парламента политолог Давид Дарчиашвили, у «Саакашвили очень значимая величина с международным имиджем». «С ним не так легко расправиться, что было показано фактом его перехода через украинско-польскую границу», – сказал Дарчиашвили.
Политолог уверен, что выдворение грузин стало личной вендеттой Петра Порошенко, «который оказался слишком огорчен тем, что его отношения с Саакашвили повернулись таким образом». Дарчиашвили не исключает, что Порошенко хочет сделать «то же самое по отношению к Саакашвили или как минимум принудить его к какому-то компромиссу». «Его самого не трогают, но круг вокруг Саакашвили сужается. Все идет к развязке ситуации», – прогнозирует политолог.
Украинские политологи согласны, что Саакашвили пока не трогают благодаря его политическому весу.
«В Киеве опасаются существенного риска эскалации как внутреннего протеста на Украине, так и недовольства части западных элит, реакции на международной арене», – считает директор Института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник. Он предположил, что депортированные соратники Саакашвили могли «играть важную роль в организации протеста, были его административным ядром».
«Мы знаем, что под любым протестным лидером есть десятки, а то и сотни очень малозаметных, но важных людей, которые следят за тем, чтобы события состоялись. Власть пытается рубить не верхушку дерева, а корни, чтобы Саакашвили потерял уверенность и основу своей команды, на которую он опирается в своих акциях», – сказал Бортник газете ВЗГЛЯД.
Бортник отметил, что Порошенко заинтересован в скорейшем уходе Саакашвили с политической сцены. «Ресурс Саакашвили относительно незначителен. Он снова стал не особо популярен на Украине. Социология дает ему максимум 2–3 процента рейтинга. Но в то же время на фоне огромного протестного потенциала в стране даже не очень популярный лидер, но который не имеет того антирейтинга, как власть, опасен для нее», – подытожил эксперт.