Виной тому, что Крым оказался потерян для Украины, а также тому, что произошло в Донбассе, стало слабое национальное сознание украинцев. Так считает бывший президент Украины Виктор Ющенко, о чем он рассказал в интервью украинской газете «Апостроф».
Историческая память гораздо сильнее, чем все эти искусственные придумки про вышиванки и свистульки из коллекции Ющенко
«Путин появился в Донбассе и в Крыму, потому что ему дали повод наша слабая национальная идентичность и национальное единство, – считает Ющенко. – Когда мы делали социологию в 2008 году, когда я был еще президентом, тогда 70% украинцев хотели видеть своим президентом Путина. Тогда, в 2008–2009 году, больше половины украинцев ответили бы утвердительно на вопрос, хотят ли они видеть своим президентом Владимира Путина. На части наших территорий создан «русский мир», – говорит он.
Бывший украинский президент отвечает и на вопрос, почему большинство украинцев все равно являются частью «русского мира». «Как говорил наш великий митрополит Огиенко, язык – это суть национального. Можно с этого и начать анализ: у нас очень слабая суть. Когда у тебя есть национальный язык, культура, церковь, память, обычай, традиция, тогда тебе необходимо государство, которое защищает твое национальное сознание. Если у тебя мало национального сознания, я здесь говорю о некоторых регионах или о некоторых людях, то тебе трудно дается украинская сущность», – поясняет Ющенко.
За примером правильного становления политической нации он обращается к России. «Что ее консолидирует? Не сало, не хлеб, не нефть, хотя и об этом можно говорить. Путин, затрагивая этот вопрос, говорил так: «Русский язык – государствообразующий. Россия заканчивается там, где заканчивается русский язык», – напоминает экс-президент Украины.
В этом направлении нужно проводить большую работу, чего нынешняя власть, по его словам, не делает. «Мы говорим о чем угодно, но меньше всего мы говорим с точки зрения слова или культуры. Для лучшей иллюстрации включите телевизор – и если вы найдете канал, который работает на украинском языке, то это будет большая редкость. А ведь это одно из самых мощных средств информационной коммуникации. А посмотрите на книги, на газеты. Я думаю, что все украинское сегодня в очень сложном положении».
Действительно, несмотря на подъем националистических настроений на Украине за последние годы, большинство населения страны говорит именно на русском языке. А что касается опросов, то совсем недавно, в 2015 году, издание «Неделя.ua» провело голосование с целью ответить на вопрос «Какому политику вы бы доверили управление своей страной?». На выбор были даны имена Барака Обамы, Виктора Ющенко, Виктора Януковича, Владимира Жириновского, Си Цзиньпина, Александра Лукашенко, Юлии Тимошенко, Арсения Яценюка, Олега Ляшко, Игоря Коломойского, Ангелы Меркель и Владимира Путина. На удивление прессы, с огромным отрывом победил Владимир Путин, которого выбрали 84 процента респондентов. Украинские эксперты объяснили результаты общим недоверием украинцев к своим национальным политикам.
«Путин мог бы быть президентом Украины»#{ussr}
Директор украинской социологической компании Research and Branding Group Евгений Копатько подтверждает информацию Ющенко по поводу популярности Путина на Украине во второй половине нулевых. Он напомнил, что в таких опросах фигурировали не местные политики, а исключительно мировые лидеры, президенты США, Франции, России и других стран. «Среди первых, конечно, был Владимир Путин. За него высказывалось больше 50 процентов», – сказал Копатько газете ВЗГЛЯД.
По его словам, ожидания того, что Путин мог бы стать президентом Украины, были как на западе, так и востоке страны, «только мотивы были разные». «На востоке людям было ближе, как он решает вопросы, связанные с реформами. А на Западе мотив был несколько иной – это должен быть сильный лидер, который мог бы управлять страной. Люди по-разному относились к нему, но многие говорили, что Путин мог бы быть президентом Украины», – пояснил социолог.
Копатько пояснил, что украинцев особенно привлекало в Путине умение решать проблемы своей страны. Украинцы понимали, что это харизматичный лидер и человек, который многое сделал за десять лет для России. «Это было где-то за год-два до президентских выборов на Украине, когда у Виктора Ющенко уже и рейтинга никакого не было. Поэтому акценты ставились на то, что нужен сильный лидер, который может реформировать ситуацию, сделать хорошие серьезные перемены на Украине», – отметил он.
Копатько отмечает, что сейчас на Украине лидеров с высоким рейтингом доверия просто нет. В начале 2015 года уровень доверия к Петру Порошенко был достаточно высок, как и у тогдашнего премьера Яценюка. «Но за год этот рейтинг практически обнулился. У Яценюка его не стало вообще, а у Порошенко – порядка 10%. А других политиков, которые могли бы претендовать на 30% поддержки, в стране сейчас нет. Максимум есть два–три политика, уровень доверия к которым составляет чуть больше 20 процентов. Это самый высокий показатель доверия в стране», – рассказал Копатько.
В свою очередь директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов напомнил, что идеалист Ющенко во время своего президентства боролся с фантомом. Для него и его соратников «русский мир» был угрозой.
«Свистульки из коллекции Ющенко»
«На самом деле «русский мир» – это не некий проект, который был сделан вчера или позавчера. Но Ющенко со своим проектным мышлением считал именно так. Это мышление было привито украинской элите с помощью разнообразных западных фондов, образовательных программ, вывоза представителей элиты на учебу в США и Западную Европу. Ющенко активно прошел через эти обучающие программы с середины девяностых и начала нулевых. Ющенко был инкорпорирован в качестве подготовленного представителя украинской элиты и даже стал президентом при поддержке американских структур», – сказал Мартынов газете ВЗГЛЯД.
По его словам, украинцы сами для себя придумали этот миф, на самом деле «русский мир» не создан кем-то, это не проект, а социокультурное пространство, которое охватывает не только территорию бывшего СССР, но и близлежащие пространства.
«Невозможно смоделировать подобное пространство ни за год, ни за десять лет. Это складывалось веками. В этом смысле они попытались сломать ход истории. Несмотря на некоторые временные успехи, им это не удалось. Все-таки историческая память гораздо сильнее, чем все эти искусственные придумки про вышиванки и свистульки из коллекции Ющенко», – считает он.
Мартынов напомнил, что Ющенко, будучи героем первого Майдана, не позволял себе перейти определенную черту, за которой находилась точка невозврата в отношениях с Россией. «Но историческая память сильней. Здесь дело в людях, в носителях этой исторической памяти. А на Украине таких 40 миллионов. Тех, кто вовлечен в этот проект по борьбе с русским миром, в оформление некой национальной идентичности, как они это называют, гораздо меньше. Это в первую очередь трагедия самой Украины и самого украинского народа», – уверен Алексей Мартынов.
«Россия – это Путин. А Украина – это кто?»
Украинский политолог, бывший главный редактор газеты «Киевский телеграф» Владимир Скачко тоже считает, что Ющенко лишь констатирует факты, и население страны, осознанно или не осознанно, устало от «жадных, безынициативных, бесхребетных и абсолютно недееспособных руководителей, которые по большому счету даже на словах не ставят во главу угла национальные интересы, а занимаются только своими делами».
«Ни бывшие президенты Украины, ни нынешний Петр Алексеевич «Шоколадный» не являются лидерами страны, в котором она нуждается. Украина поэтому такая вся дезинтегрированная, комедийно-цирковая, аттракционная, только по той простой причине, что ей не на кого ориентироваться. Мы та часть советской системы, где очень сильны патерналистские настроения, когда есть лидер, богом данная власть, на которую нужно ориентироваться и которая олицетворена в одном человеке.
Россия – это Путин. А Украина – это кто? Это сборище клоунов и лузеров? Нет, конечно. Дезинтеграция наверху дезориентирует все население. Они пытаются найти себе кумиров поменьше, отсюда идет обожествление с последующим маканием лицом в дерьмо, когда что-то не устраивает общественное мнение. Те же командиры Майдана, карательных батальонов, та же Надя Савченко», – сказал Скачко газете ВЗГЛЯД.
Но кроме этого бывший президент, давая подобные интервью, решает и собственные задачи.
«Ющенко хочет, конечно же, напомнить о себе. Это практика всех бывших президентов, кроме Януковича, который находится непонятно где. Все они так или иначе боятся, что кто-то напомнит им старые грехи, возьмет их за мягкое место и потянет на цугундер. За каждым украинским президентом водится столько, что уголовный кодекс можно по ним изучать. Все они так или иначе выступают с какими-то инициативами. Либо покрикивают на власть, либо, наоборот, льстят ей, чтобы получить гарантии собственной безопасности. Они же не думают, что они лузеры. Они думают, что государственные деятели, поэтому и позволяют себе мнить себя моральными авторитетами, способными выдавать те или иные рекомендации со знаком плюс или со знаком минус», – полагает Скачко.