Барак Обама стал первым действующим главой Белого дома, посетившим Кубу за 88 лет. Итогом исторической поездки стала масса радужных фото американского президента и его семьи на фоне памятников героям кубинского сопротивления. А вот существенных договоренностей достичь, похоже, не удалось.
Конгресс противится снятию эмбарго с Кубы, и надежд на то, что скоро его позиция изменится, нет
«Увидимся в Гаване!»
Визит Барака Обамы на Кубу, призванный придать импульс нормализации отношений двух стран, занял три дня – с 20 по 22 марта. Накануне приезда Обамы Белый дом задал его поездке непринужденный тон и опубликовал комедийный ролик с Бараком Обамой и кубинским артистом Луисом Сильвой.
Герой Сильвы – старик Панфило – по ошибке позвонил в Белый дом. Трубку поднял сам Обама, и они живо начали обсуждать предстоящий визит американского лидера. «С нетерпением жду визита. Американский и кубинский народы – друзья», – подчеркнул Обама. Гостеприимный кубинец в ответ предложил Обаме забрать его из аэропорта на «Москвиче», а также остановиться на ночлег у него дома, для чего готов был уступить ему половину своей кровати. «Жизнь не легка, но и не так сложна, – ответил Обама типичной кубинской поговоркой. – Увидимся в Гаване!»
Первый день визита Обамы на Кубу, куда он взял с собой жену Мишель и двух дочерей – Сашу и Малию Энн, действительно больше походил на непринужденную туристическую поездку. Сначала они под дождем совершили экскурсию по улицам Старой Гаваны, обошли исторические для Кубы места, посмотрели памятники, а также посетили городской музей Гаваны, знаменитый своим портретом Авраама Линкольна.
Помимо семьи Обаму также сопровождал госсекретарь Джон Керри и делегация, включающая предпринимателей и 40 членов Конгресса. Группу солидных экскурсантов то и дело приветствовал кубинский народ, а в отеле Мелиа Хабана собрали местных детей и молодежь, которым чета Обама пожала руки.
Встреча, которой не было
Эксперты расценивают нормализацию отношений США и Кубы как одно из главных внешнеполитических достижений Обамы наряду с решением «иранской проблемы», что позволит ему не только войти в историю, но и серьезно укрепить позиции своей Демократической партии на предстоящих в ноябре 2016 года выборах президента страны.
При этом кандидат в президенты миллиардер Дональд Трамп изначально подметил, что сенсационным визит можно назвать с большой натяжкой. «Президент Обама только что приземлился на Кубе, большое дело, а Рауль Кастро даже не встретил его. Он встречал Папу Римского и других. Никакого уважения», – подчеркнул Трамп еще 20 марта.
Тем не менее председатель Госсовета и Совета министров Кубы Рауль Кастро в феврале этого года встречал в том же аэропорту и прибывшего в Гавану Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папу Римского Франциска.
Сам Обама, уже находясь на Кубе, заявлял, что был бы рад увидеться и с Фиделем Кастро. «Если позволит его здоровье, я был бы счастлив встретиться с ним в знак окончания этой главы холодной войны в нашей истории», – отметил Обама. Однако встреча не состоялась. Стоит отметить, что в планах президента США она и не значилась.
Непреодолимые препятствия
Рабочая часть поездки действительно стала для Обамы не особенно гладкой и безоблачной. На совместной пресс-конференции с кубинским лидером Раулем Кастро американский президент был вынужден признать, что для восстановления отношение Штатов с Кубой нужно время. «После 50 лет очень сложных отношений между нашими правительствами они не трансформируются немедленно», – пояснил Обама. Он добавил, что у Вашингтона и Гаваны «остаются очень серьезные разногласия, в том числе по вопросам демократии и прав человека».
Рауль Кастро при этом заметил, что двум странам не избавиться от противоречий, если США будут следовать «двойным стандартам». На заявление Обамы о политических заключенных на Кубе Кастро прямо ответил, что таких лиц в стране нет. «Дайте мне прямо сейчас список вот этих политических заключенных, если он существует, и все они будут освобождены до наступления ночи», – заявил глава государства, которого цитировала DW. Напомним, что США обвиняли кубинские власти в нарушениях прав человека и давлении на политических оппонентов. Эти обвинения стали одной из причин введения многолетнего эмбарго в отношении Кубы.
Для возвращения беседы в позитивное русло Обама подтвердил, что полеты коммерческих авиакомпаний США на Кубу начнутся в этом году. Кроме того, он пообещал ускорить отмену эмбарго. Это главная проблема, ради решения которой руководство Кубы в лице Рауля Кастро поддержало курс на сближение с США. Правда, сроки Обама не прояснил.
«Эмбарго закончится. Когда – я не могу быть уверен, но оно закончится, и этот путь продолжится и после срока полномочий моей администрации», – сказал Обама. Он добавил, что «большая часть того, что должно быть сделано для снятия эмбарго, теперь зависит от снятия Конгрессом ограничений». Американский президент пояснил, что на решение данного вопроса «потребуется время». В частности, по его словам, «коммерческие банки должны понять новые правила».
«К сожалению, Конгресс действует не так продуктивно, как мне хотелось бы», – признал американский лидер. Однако, подчеркнул он, «наличие здесь столь серьезной делегации членов Конгресса говорит о растущем интересе законодателей к Кубе». Напомним, в Конгрессе США остается немало противников «режима Кастро».
«Усилия Обамы по ослаблению блокады «позитивные, но недостаточные», – отметил по завершении встречи Рауль Кастро, которого цитировали РИА «Новости». По его словам, существующие сегодня ограничения могут быть ослаблены. «Блокада продолжает действовать», и это «самое главное препятствие.... Ее отмена существенна для нормализации отношений», – подчеркнул Кастро. Он добавил, что «перечислил президенту некоторые примеры негативных последствий блокады как для Кубы, так и других стран». Кроме того, кубинский лидер напомнил, что Гавана настаивает на возвращении базы в Гуантанамо под юрисдикцию Кубы.
Вопросы без ответа
Визит президента Обамы на Кубу нельзя считать простой формальностью, отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД заместитель директора Института Латинской Америки РАН Николай Калашников. «Когда президент одной страны посещает другую впервые за 88 лет существования отношений между странами, то это непростой визит, особенно учитывая его предысторию. Страны почти шесть десятилетий находились в конфронтации. Этот визит должен был подчеркнуть те усилия, которые Обама предпринял для нормализации отношений между США и Кубой», – поясняет эксперт.
В то же время не стоит возлагать чересчур много надежд на результаты этого визита, считает собеседник. «Многое из того, что Обама мог сделать, он уже сделал. Я не видел материалов, говорящих о том, что достигнуты какие-то новые договоренности. Обама собирался закрыть тюрьму в Гуантанамо. Вот если бы об этом было объявлено, то можно было бы считать это основным результатом его пребывания на Кубе. Других новых договоренностей ожидать и не следовало», – отметил собеседник. Однако вопрос закрытия базы не обсуждался.
Вопрос Гуантанамо достаточно сложный, напомнил Калашников, причем для обеих сторон. «Позицию Обамы критиковали не только республиканцы, но и некоторые представители Демократической партии. Гуантанамо – это большой вопрос и для Кубы, потому что это территория страны, которая незаконно находится в юрисдикции США. И для США, потому что содержание там без суда и следствия около сотни заключенных вызывает критику со стороны мировой общественности. Что с этим делать? Обама высказывал желание передать часть заключенных странам, откуда они родом. А часть перевезти в американские тюрьмы и провести над ними суды. Но эта идея в США не нашла большой поддержки. Они не хотят иметь дополнительное количество террористов на своей территории, даже в тюрьмах», – поясняет собеседник.
Вопрос эмбарго стоит не менее остро. «Кубинская сторона говорит о том, что восстановление дипломатических отношений и открытие посольств – это важный шаг, который облегчает диалог, но не решает основных проблем. Это экономическая блокада, установленная США. Но этот вопрос Обама не может решить за счет своего президентского ресурса – нужно решение Конгресса. А Конгресс противится этому, и надежд на то, что скоро его позиция изменится, нет. Конгресс контролируют республиканцы, а Республиканская партия настроена против кубинской политики Обамы», – подчеркивает эксперт.
Это значит, что если следующим президентом США станет кандидат от Республиканской партии, то кубинское урегулирование может оказаться под угрозой, согласен Калашников. «Действительно, процесс может притормозиться. Свою задачу Обама видел в том, чтобы создать в отношениях с Кубой такую базу, которую его преемнику было бы трудно изменить. Может, его преемник не пойдет дальше, но хотя бы не будет отказываться от того, что уже достигнуто», – поясняет он.
Пока сложно сказать, какой же президент США лучше для Кубы – республиканец или демократ, потому что позиция кандидатов по кубинскому вопросу еще не до конца прояснилась. «Трамп говорит более или менее открыто о своей позиции. Он не согласен с тем, что делает Обама, и хочет пересмотреть это, но тоже не готов отказаться от всего, что уже сделано. Какая позиция будет у Хиллари Клинтон, если ее выберут президентом, пока не ясно», – напомнил Калашников.
США и Куба окончательно разорвали дипломатические отношения в 1961 году во время холодной войны. В декабре 2014 года Обама объявил о принципиальном изменении вектора американской политики в этом направлении, поскольку прежний не дал результатов. Госсекретарь США Джон Керри в августе прошлого года посетил Кубу с историческим визитом, став первым высокопоставленным американским чиновником, посетившим остров с 1945 года. Тогда же, в день прибытия госсекретаря, в Гаване официально открылось посольство США. После этого лидер Кубы Рауль Кастро в конце сентября совершил визит в Нью-Йорк на сессию Генассамблеи ООН. Эта поездка стала первым за 15 лет визитом главы островного государства в США. Тем не менее США и Куба сохраняют существенные разногласия.