В понедельник премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон выступил перед парламентом, в ходе чего рассказал о новой концепции национальной безопасности Соединенного Королевства. Довольно много внимания было традиционно уделено России, а также роли Британии в операции против «Исламского государства*» в Сирии. Кэмерон призывал парламент принять решение в пользу присоединения к авиаударам США по позициям террористов.
Ради безопасности
Дэвид Кэмерон показал себя придатком американской политической стратегии, таким же верным, как и Тони Блэр, которого дразнили «собачкой Буша
Первое место в документе отдается угрозе терроризма, вследствие чего должны быть увеличены расходы на армию и антитеррористические ведомства. Так, Британия намерена потратить более 178 миллиардов фунтов стерлингов на различные виды вооружения в ближайшие 10 лет. Как пояснил накануне сам Кэмерон в статье для газеты The Telegraph, средства будут направлены в том числе на новую эскадру боевых самолетов Typhoon. Также на них будет закуплено 39 истребителей-невидимок, девять самолетов, способных обнаруживать иностранные подлодки и защищать собственные, и новое поколение беспилотников.
Также ожидается реструктуризация армии и создание двух «ударных бригад» численностью до 5 тысяч человек в каждой. Как сообщил премьер-министр, это будут бригады «немедленного реагирования». Их формирование планируется завершить в 2025 году. Также, выступая перед парламентом, он подтвердил, что к 2018 году королевство получит два строящихся авианосца. Всего британские ВМС должны получить 26 военных кораблей.
Что касается международного участия в борьбе против ИГ, то Британия настаивает на усилении роли Ирана в контртеррористических операциях. «Мы будем призывать Иран играть прозрачную и конструктивную роль в региональных делах, в особенности в борьбе против жестокого исламского терроризма», – сказано в документе.
Обновлением стратегии правительство занялось весной, после победы на выборах, однако отмечается, что она была скорректирована после серии террористических атак в Париже 13 ноября. Так, в этой связи принято решение увеличить финансирование спецслужб до 2 миллиардов фунтов стерлингов в течение 5 лет и расширить их штат на 15%. Деньги будут выделены службам безопасности и разведки MI5, MI6 и Управлению правительственной связи с целью увеличить штат на 1,9 тысячи сотрудников, говорилось ранее в заявлении канцелярии премьера. Текст новой концепции опубликован на сайте правительства Великобритании.
Вскоре Кэмерону предстоит еще одно выступление перед парламентом, цель которого – убедить в необходимости военного участия в операции в Сирии. «В четверг я снова приду сюда, чтобы привести аргументы в пользу участия Великобритании в операции против ИГИЛ*», – заявил он, передает РИА «Новости».
В стратегии также уделено внимание борьбе с киберугрозами – на эти нужды будет выделено 1,25% от всего оборонного бюджета страны. Также запланировано создание фонда инноваций, на который будет потрачено 165 миллионов фунтов.
Непредсказуемая Россия
Еще одной волнующей Британию угрозой традиционно стал ее главный политический оппонент – Россия. Ей в документе отведена отдельная глава. «Россия сейчас работает над программой крупных инвестиций в модернизацию и совершенствование своих вооруженных сил, в том числе ядерных. Она также увеличила количество военных учений и усилила риторику, угрожая разместить элементы ядерных сил в Калининграде и Крыму. Ее военная активность вокруг территорий союзников, вблизи воздушного пространства и территориальных вод Великобритании направлена на проверку нашей реакции», – отмечено в документе.
Россия, по мнению британцев, проверяет королевство «на прочность» посредством своих самолетов, «приближающихся к нашему воздушному пространству», а также «действиями в море вблизи наших территориальных вод». «Наши инвестиции в самолеты морской разведки помогут существенно улучшить наши возможности по обеспечению безопасности наших вод», – отмечено в документе.
В стратегии национальной безопасности указано, что Великобритания будет работать над снижением энергозависимости Евросоюза от РФ, в том числе будет работать с ЕС над формированием единого энергетического рынка. Также королевство планирует поддерживать санкции в отношении Москвы до полного выполнения минских соглашений и «ухода из Крыма», передает РИА «Новости». «Мы предпримем дальнейшие действия по защите Великобритании от неопределенности на рынках, причиной которых являются нестабильность на Ближнем Востоке и действия России в странах, соседствующих с Восточной Европой», – указано в документе.
В британской оборонной стратегии говорится, что нельзя исключать, что Россия может «почувствовать соблазн к агрессивным действиям» в отношении союзников Великобритании по НАТО. «Поведение России продолжит быть малопредсказуемым, и хотя это в высшей степени маловероятно, но мы не можем исключать, что она может почувствовать искушение проявить агрессию по отношению к странам НАТО», – отмечается в тексте.
При этом Великобритания готова сотрудничать с Россией, в том числе в борьбе с террористическими угрозами. «Россия – один из пяти постоянных членов СБ ООН, и несмотря на наши разногласия, мы будем искать пути сотрудничества и взаимодействия с Россией по кругу вопросов глобальной безопасности, таких как угрозы со стороны ИГ», – говорится в документе, передает ТАСС.
«Повторил мантры из Вашингтона»
«Дэвид Кэмерон показал себя придатком американской политической стратегии, таким же верным, как и Тони Блэр, которого дразнили «собачкой Буша», – заявил газете ВЗГЛЯД президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник Леонид Ивашов. – По этой же стезе движется и Кэмерон. Никакого реального анализа существующих угроз международной безопасности и безопасности Великобритании Кэмерон не делает, а повторяет мантры, которые исходят из Вашингтона».
Британская концепция представляет Россию как лидера угроз человечеству, западному миру, что попросту повторяет положения геополитической доктрины США от февраля 2015 года, где Россия 13 раз упоминается как главная угроза и агрессор мира, указал эксперт.
«Пункты проводить санкции до возвращения Крыма и другие фиксируют эту жесткую позицию против России. Так что ничего нового Кэмерон не сказал. Он повторил то, что ему сказали американцы», – констатировал Ивашов.
Эксперт добавил, что «по времени выбран момент, когда Франция, Германия и другие европейские страны осознают, что без России справиться с потоком беженцев, терроризмом, который США запустили как явление, не могут», – указал собеседник, отметив, что сейчас мы видим изменение позиций Олланда, колебания в отношении России и санкций со стороны Меркель, их намерение взаимодействовать с Россией.
«Все это нужно было порушить. Поэтому в срочном порядке Кэмерон и британский парламент принимают меры, чтобы сближения Европы с Россией даже в борьбе с терроризмом не случилось», – пояснил собеседник.
Ремарка о необходимости сотрудничества с Россией, несмотря на разногласия, – «это апелляция к британскому общественному мнению, к тем кругам, которые хотят самостоятельной внешней политики со стороны Британии, и тем, кто не настроен на войну. Так Кэмерон свою непримиримую позицию с неприемлемыми для России условиями – выйти из Крыма и так далее – приправляет пассажем о готовности к сотрудничеству», резюмировал эксперт.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ