Как сообщает французский телеканал France 24, рейтинг Франсуа Олланда значительно подскочил после трагических событий в Париже 7 января.
Согласно опросу Французского института исследований общественного мнения (IFOP), популярность главы государства приближается к отметке в 40%. Таким образом, рост составил более 20%. Между тем действия Олланда в экономической сфере поддерживают 24%, это на 7% больше по сравнению с предыдущими показателями.
Мы должны задаться вопросом: останется ли Олланд до конца срока?
«Всплеск популярности Олланда является беспрецедентным в истории исследований. Это довольно редкое явление», – констатирует Фредерик Даби, декан социального факультета IFOP. Институт, отметим, проводит социологические исследования с конца 1950-х годов.
За кандидатуру Франсуа Олланда на следующих президентских выборах готовы проголосовать 23% граждан Франции.
Как, в свою очередь, отмечает Reuters со ссылкой на опрос французского социологического института BVA, социалистическая партия Олланда впервые с сентября 2014 года хоть и ненамного, но обогнала правый «Национальный фронт» Марин Ле Пен (за социалистов готовы проголосовать 30% респондентов, за НФ – 28%).
Проблемы никуда не делись
Ранее, в сентябре 2013 года, сообщалось, что рейтинг президента Франции составлял 13%, что являлось абсолютным антирекордом. Тогда аналитики предсказывали глубокий политический кризис во Франции, а антирейтинг президента связывали с экономическими провалами правительства социалистов. Население, по мнению экспертов, считало правительство Олланда «головной болью» страны. Низкий рейтинг президента был следствием именно неудачи экономической политики.
Рост рейтинга Франсуа Олланда – это временное явление, отметила в комментарии газете ВЗГЛЯД профессор МГИМО, специалист по Франции Евгения Обичкина. Если террористическая угроза будет предотвращена и на первый план вернутся экономические проблемы, то рейтинг скорректируется, полагает эксперт. По мнению Обичкиной, у правительства Олланда нет адекватных подходов к решению экономических вопросов. «Сегодня в повестке дня борьба с терроризмом. Как только это будет решено, на первое место выйдут проблема занятости, резкий рост безработицы, закрытие французских промышленных предприятий, стагнация французской экономики», – отмечает Обичкина.
Как отмечает французский политолог Тома Гвеноле, Франсуа Олланд и до терактов не пользовался популярностью. Его рейтинг был минимальным даже в его собственном избирательном участке. Причиной тому послужил ряд непопулярных шагов, предпринятых Олландом. Речь идет, например, о повышении налогового бремени. «Мы должны задаться вопросом: останется ли он до конца срока? Я думаю, что Олланд проиграл, все кончено», – добавил Гвеноле.
«Олланд неплохо пристроился к этой волне»
Доктор политических наук, академик РАН Юрий Пивоваров также считает, что рост популярности Олланда связан с активностью, которую тот проявил после теракта в редакции Charlie Hebdo.
Особую роль сыграл «Марш Единства», прошедший в Париже 12 января и, напомним, собравший от 2 до 3 млн человек. Демонстрации проходили не только в столице Франции, но и по всей стране, даже в деревнях и селах. «Встала вся Франция», – отметил академик Пивоваров в комментарии газете ВЗГЛЯД. Важно, что ведущие мировые лидеры тогда поспешили лично засвидетельствовать свою поддержку французского народа и французских властей.
«Олланда понесла вверх волна, и он очень неплохо пристроился к этой волне, – отмечает Пивоваров. – Если атака на Францию будет продолжаться и она не сможет эффективно противодействовать этому, то рейтинг будет падать». Сможет ли Олланд сохранить свою популярность и справиться со всем комплексом проблем, сказать сложно, добавил эксперт.
«Мы должны действовать быстро»
Политические процессы во Франции после терактов 7 января приобрели новый градус напряженности. Следует заметить, что рейтинг одного из наиболее перспективных оппонентов Олланда, лидера партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен остается стабильно высоким – около 30%.
После трагедии в Париже Ле Пен раскритиковала политику Олланда «в отношении джихадистов» в своей статье в The New York Times. «Давайте называть вещи своими именами, раз уж французское правительство, похоже, не хочет этого делать, – заявила лидер «Национального фронта». – Франция, страна, где соблюдаются права и свободы человека, была атакована на своей собственной территории тоталитарной идеологией – исламским фундаментализмом». Ле Пен подчеркивает, что ценностям Франции угрожает массовая миграция: «Страна не успевает ассимилировать такое большое количество мигрантов».
Ле Пен – лидера партии, которая на прошлогодних выборах в Европарламент набрала 25% голосов французских избирателей, – не пустили на «Марш Единства». Она, в свою очередь, призвала своих сторонников не принимать участия в шествии.
Марин Ле Пен и более двух десятков ее сторонников – депутатов Европарламента, пожалуй, одни из наиболее влиятельных представителей движения евроскептиков, которое набирает очки, разбирая ошибки прошлых и недавних властей. «Бывший президент Николя Саркози осуществил интервенцию в Ливии, а президент Франсуа Олланд поддержал сирийских фундаменталистов и объединения, финансирующие джихадистов. Эти ошибки можно исправить. Но чтобы это сделать, мы должны действовать быстро», – считает Марин Ле Пен.
Как напоминает Юрий Пивоваров, «Национальный фронт» всерьез рассчитывает в том числе и на победу Ле Пен на президентских выборах 2017 года. С лета прошлого года партия ведет активную пропагандистскую кампанию под лозунгом «51% в первом туре».
Пивоваров напоминает, что в истории страны уже был случай, когда отец Марин Ле Пен, основатель «Национального фронта» Жан-Мари Ле Пен выходил во второй тур президентских выборов Франции, но проиграл Жаку Шираку. «Приход к власти ультраправых во Франции исключить нельзя, но все же это маловероятно», – считает Пивоваров.