Во вторник находящийся с визитом в США министр обороны Азербайджана Сафар Абиев встретился со своим американским коллегой Чаком Хейгелом.
Напряженность на Кавказе будет нарастать, и угроза возникновения военного конфликта с втягиванием туда Турции и России станет более чем реальной
Гость, в частности, заверил, что Азербайджан и после 2014 года будет вносить свой вклад в операции в Афганистане. Абиев подчеркнул, что это намерение его страны «уже получило поддержку НАТО». По его словам, «объединение усилий в борьбе с терроризмом и совместное участие в операциях международной коалиции вносит вклад в укрепление азербайджано-американского сотрудничества».
Министр обороны США Чак Хейгел в своем ответном выступлении не поддержал тему Афганистана, а переключился на Иран, заявив, что тому следует как можно скорее принять меры, чтобы ответить на обеспокоенность мирового сообщества относительно его ядерной программы.
Как сообщило РИА «Новости», Хейгел поблагодарил граничащий с Ираном Азербайджан за его роль в становлении региональной безопасности и стабильности, а также за помощь американским военным с транзитом в Афганистан. Хейгел и Абиев договорились о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, военных реформах и безопасности на море.
«Одна нация, одна армия»
Накануне визита Абиева за океан член комитета по безопасности и обороне Милли Меджлиса Азербайджана Захид Орудж выступил с сенсационным утверждением о том, что его страна и Турция уже приступили к формированию единой армии. Формула сотрудничества с Турцией, озвученная Оруджем, заявлена как «одна нация, одна армия».
Напомним, в середине июля в учебном центре Гарагейбат армии Азербайджана проходили совместные с турками учения. Совместные маневры теперь каждый год решено поочередно проводить в Азербайджане и Турции. Как сообщает азербайджанская газета Trend, содержание партнерской программы заключается не только в совершенствовании армии, но и в применении стандартов НАТО и усилении влияния Турции в регионе.
«В этой сфере Азербайджан и Турция предпринимают совместные стратегические шаги. Впредь, расширив возможности, можно создавать военные соединения, взводы, выполняющие одну и ту же миссию определенного направления. Для этого есть политическая воля, достаточно ресурсов», – заявил Орудж.
Орудж назвал учения очень значимыми в плане повышения боеготовности воинских подразделений, мотострелковых дивизий, освоения навыков управления из единого центра и демонстрации тактико-технических возможностей.
«Курсы внесут вклад в сферы сближения связей, совместного выполнения единых тактических планов, использования совместного оружия, реализации учений соединений, передачи опыта в области наведения тяжелого вооружения на цель и других областях», – добавил парламентарий.
Впрочем, депутат тут же перешел от темы армейского взаимодействия к геополитике. По его словам, совместные учения свидетельствуют о том, что оба государства формируют единый взгляд на вопросы безопасности, и наряду с экономическими, политическими и дипломатическими основаниями этих отношений создается и самый важный их компонент – военный.
Он заявил, что формула сотрудничества сторон должна теперь отличаться от ныне принятой «Одна нация, два государства» и звучать как «Одна нация, единая армия». «В этом направлении есть возможности совершенствования армии с применением при этом стандартов НАТО. В этой сфере Азербайджан и Турция предпринимают совместные стратегические шаги», – сказал депутат.
На заявление Оруджа в тот же день откликнулись в Ереване, однако там его не восприняли всерьез. Армянский военный эксперт Грачья Петросянц назвал это «фантастикой».
«Если армия едина, то не может быть два отдельных государства, если армия едина, то едины и государства, – цитирует его портал PanARMENIAN.Net. – С независимой Турцией и независимым Азербайджаном это невозможно, в том числе и из-за различий военной системы, существует большое различие и с нравственно-психологической точки зрения. Они могут очень активно сотрудничать, но объединиться не могут».
Тбилисский гамбит
Соседняя Грузия также изъявила желание расширить военное сотрудничество с Азербайджаном и Турцией. «Настало время создать трехсторонний формат сотрудничества с точки зрения военной индустрии с Азербайджаном и Турцией», – заявил ранее министр обороны Грузии Ираклий Аласания информагентству EurasiaNet. Уже объявлено, что вслед за Абиевым 20 августа Аласания тоже едет в США. Эксперты не исключают, что сколотить подобный военный «треугольник» входит в планы Пентагона.
Также Грузия планирует углубить военное сотрудничество с Израилем. По словам Аласании, речь идет в первую очередь о защите нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан и безопасности других стратегических проектов.
«Думаю, сценарий написан в Вашингтоне. Насколько это может оказаться жизненным в такой взрывоопасной ситуации, связанной и с Сирией, и с Ираном? Насколько это просчитано и необходимо для самих государств? Это вопросы открытые, потому как, по замыслу США, эти государства предназначены стать плацдармом для удара по Ирану», – пояснил газете ВЗГЛЯД профессор Академии военных наук, директор проекта по обычным вооружениям и МДТО ПИР-Центра Вадим Козюлин.
Впрочем, расклад сил в этом году неожиданно изменился. По мнению эксперта, Турция теперь сама рискует превратиться в источник смуты для бывших советских республик.
«У самой Турции сегодня усиливаются внутренние противоречия, этому способствуют и беженцы из Сирии, и вовлеченность турецкого руководства в решение сирийского конфликта. Что провоцирует большую часть населения на протесты, разжигает ситуацию с курдами. Азербайджан рискует ввязаться в эту нестабильность, которая формируется не только в Турции, но и в регионе в целом», – пояснил Козюлин.
#{smallinfographicleft=328927}Эксперт не исключает, что в случае «глубокой интеграции» вооруженных сил Азербайджана и Турции это резко усилит риски новой войны в Карабахе.
«Подобный альянс также является сигналом и для Армении. Может, руководству Азербайджана придет в голову, что теперь, имея такого партнера за спиной, можно попытаться решить карабахскую проблему силой», – сказал Козюлин.
Схожего мнения придерживается и главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. «Для Азербайджана по-прежнему главная проблема – Нагорный Карабах, и раскачивание азербайджанских мускулов, в том числе закупка наступательных вооружений, подтверждают стремление усилить свои позиции в военно-политическом плане на предстоящих переговорах по этой проблеме», – заявил эксперт газете ВЗГЛЯД.
Клуб по интересам вместо Антанты
Коротченко не ожидает от Баку и Анкары реального объединения армий, однако допускает возможность создания нового регионального блока. «Трудно предположить, что альянс будет именно таким, учитывая, что Турция – член НАТО, а Азербайджан и Грузия – нет. Конечно, можно предположить, что Турция стремится повлиять на политику Азербайджана, подготавливая офицерский состав для его армии. Но, думаю, «тройственный союз» пока что маловероятен, а вот объединение в некий «клуб по интересам» вполне может произойти», – сказал эксперт.
Первый вице-президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук Константин Сивков также сомневается в возможности создания единой армии, защищающей интересы двух разных суверенных государств.
По его мнению, Азербайджан лишь пытается при помощи подобных заявлений расширить свое влияние. «Это свидетельствует о том, что Азербайджан пытается решить проблему с Нагорным Карабахом военным путем, пытаясь привлечь Турцию за счет «интернационализации конфликта», понимая, что в одиночку сделать ничего не сможет», – заявил эксперт.
Сивков полагает, что компромиссным решением для Баку и Анкары было бы создание коалиционного управления отдельными вооруженными объединениями. «Это вполне реально – создать коалиционные силы для решения каких-то задач, создать коалиционное командование по натовской схеме», – пояснил он.
По мнению специалиста, сближение Баку и Анкары в военной сфере может навредить не только самому Южному Кавказу, но и Москве. «Напряженность на Кавказе будет нарастать, и угроза возникновения военного конфликта с втягиванием туда Турции и России станет более чем реальной», – предупредил Сивков.
Эксперт считает, что стремление Турции к доминированию, к символическому возврату во времена Османской империи противоречит идеям суверенности Грузии и Азербайджана. В этом контексте готовность Тбилиси к налаживанию партнерских отношений с Анкарой выглядит особенно странно. «Это свидетельствует о том, что политическое руководство Грузии по-прежнему является антироссийским и по-прежнему смотрит на Запад», – добавил Сивков.
Напомним, что Баку, Тбилиси и Анкара весьма тесно сотрудничают в области добычи и транспортировки газа. В декабре 2011 года они подписали меморандум о взаимопонимании по строительству трубопровода TANAP общей стоимостью 6 млрд долларов для транспортировки газа, добываемого в азербайджанском Шах-Денизе транзитом по Грузии в Турцию в страны Евросоюза.
Кроме того, в 2010 году Турция ратифицировала свое участие в проекте другого газопровода – Nabucco. Но затем переговоры о поставках азербайджанского газа по этой трубе в Евросоюз между Анкарой и Баку были приостановлены – ссору между двумя столицами вызвали попытки Турции нормализовать отношения с Арменией. В начале прошлого года Турция отказалась оказывать поддержку Nabucco.