Одним из героев первого дня работы форума «Армия-2022» стала российско-белорусская беспилотная вертолетная система БАС-750, представил которую глава Ростеха Сергей Чемезов. По его словам, в систему входят два беспилотных вертолета взлетной массой в 750 кг, наземная станция управления и станция наземного обеспечения полетов. При этом она абсолютно автономна и мобильна. Непрерывный полет винтокрылых машин может продолжаться до шести часов, сообщает РИА «Новости».
«В составе этого комплекса по желанию заказчика может быть и три, и четыре аппарата, а для управления ими применяются стационарные пульты, где находятся несколько человек, – пояснил газете ВЗГЛЯД эксперт по беспилотной авиации Денис Федутинов. – У нас в России ранее не производились беспилотные системы вертолетного типа такой размерности. Это разведывательно-ударный беспилотник, который в силу конструктивных особенностей, присущих летательным аппаратам вертолетного типа, имеет ряд преимуществ перед беспилотными самолетами, включая возможность использования плохо подготовленных взлетно-посадочных площадок, возможность зависания над заданными точками и так далее».
Впрочем, гораздо большее внимание в первый день работы выставки привлекла более легкая модель боевых квадрокоптеров, которую представил ВМФ. Точнее, не модель, а модели в трех весовых категориях: 30, 50 и 100 кг. Модель новейшего (БЛА) комбинированного типа представляет собой аппарат с крылом для полета в самолетном режиме и четырьмя роторами – для вертикального взлета и посадки. Каждая из трех моделей имеет свою максимальную взлетную массу, массу полезной нагрузки, дальность и продолжительность полета, передает ТАСС.
Основное назначение нового квадрокоптера – аэрофотосъемка, воздушная оптическая и тепловизионная разведка, определение координат целей и ретрансляция связи. Также средние (50 кг) и тяжелые (100 кг) дроны могут нести груз до 25 кг и применять средства поражения.
Аппарат может базироваться на аэродромах и на палубах кораблей. Дальность полета – до 1,5 тысяч км в зависимости от версии, а максимальная скорость достигает 140 км/ч. Непрерывно оставаться в воздухе он может от 8 часов (легкая вариация) до 15 часов (тяжелый дрон).
В коммерческом плане конкурировать на внешнем рынке или в гражданском секторе с китайскими производителями мини-беспилотников новым российским разработкам будет проблематично, в первую очередь, из-за преимуществ дронов КНР в соотношении цена-качество, отметил Федутинов.
«Та же компания DJI изначально ориентировалась на гражданский коммерческий рынок, и колоссальные продажи дронов по всему миру позволили им получить те финансовые ресурсы, которые были направлены на совершенствование систем, что в итоге сделало их практически недосягаемыми в плане соотношения эффективности и стоимости. В настоящее время эти изначально гражданские системы применяются и военными эксплуатантами для разведки и наблюдения.
Коммерческие эксплуатанты проголосуют рублем за наиболее выгодные с точки зрения стоимости приобретения и эксплуатации решения. Но военные вынуждены учитывать не столько фактор цены, сколько сопутствующие риски, которые связаны с использованием импортной техники – в этом плане мы повторяем опыт США. Поэтому ВС РФ будет закупать продукцию российских разработчиков, таких как, к примеру, «НЕЛК», и входящая в состав концерна «Калашников» компания ZALA», – добавил аналитик.
Примерно так же считает и бывший гендиректор Авиационного комплекса им. Ильюшина, руководитель Центра развития транспортных технологий Алексей Рогозин. В своем Telegram-канале он отметил: китайские Mavic и Autel свою нишу уже заняли, каналы поставок существуют – конкурировать с ними ни один российский производитель не сможет, и не из-за недостатка конструкторской мысли, а потому, что невозможно сделать дешевле, чем выпускаемые десятками тысяч китайские аппараты.
«Надо идти в другие ниши – повышенные летно-технические характеристики при влажности и отрицательных температурах, высокая полезная нагрузка, помехозащищенность. Нельзя сделать дешевле Mavic, но можно сделать лучше – под конкретные задачи. Сейчас самое важное другое: кто сможет отработать конструкцию в реальном применении и организовать серийное производство», – призывает Рогозин.
Помимо этого, на выставке впервые показан прототип беспилотного военного грузовика «Урал», образец полностью лишен кабины и средств управления для человека. Он выполнен в двухцветном камуфляже, чтобы показать возможность использования как в военных, так и в гражданских целях.
Как пояснили в компании «Урал», оснащенная «техническим зрением» машина уже прошла предварительные испытания. Предполагается, что она будет эксплуатироваться как с помощью пульта дистанционного управления, так и в варианте робота – то есть будет ездить полностью в автономном режиме. Представители «Урала» уточнили, что машина может применяться для перевозки грузов на опасных участках, например, на передовой.
«Беспилотные грузовики – это развивающийся тренд. Американцы работают над ними активно и давно. В свое время, перед вторжением в Афганистан, они исследовали советский опыт и выяснили, что до трети наших потерь пришлось на проведение операций по снабжению удаленных блокпостов и гарнизонов. Поэтому свою логистику в Афганистане США переложили на ЧВК, а также инициировали программы по созданию роботов-грузовиков. Так что можно точно сказать: для снижения потерь и для сокращения штатов тыловых подразделений беспилотные грузовики – это лучшее решение», – пояснил эксперт Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Сергей Денисенцев.
Помимо этого, российские конструкторы представили образец роботизированного комплекса М-81, тоже способного транспортировать оружие. Разработка, внешне напоминающая собаку, принадлежит российской инжиниринговой компании «Интеллект Машин», работающей в направлениях робототехники, вооружения и искусственного интеллекта.
Как рассказал представитель компании, в рамках гражданского применения робот может работать в зоне ЧС для разведки, прохода по завалам, а также доставки медикаментов. При этом он адаптирован и для боя – для самостоятельного ведения прицельного огня, целеуказания, патрулирования и охраны, транспортировки оружия и боеприпасов.
«Что касается способности робота вести прицельный огонь, то речь идет, вероятно, о крупнокалиберных пулеметах.
В целом же опыт украинской спецоперации показал острую необходимость таких роботов в Вооруженных силах РФ – чтобы действовать, например, в условиях подземелья, где прятались боевики «Азова». Также подобные роботы незаменимы на заминированных участках и там, где территория может простреливаться снайперами», – говорит член-корреспондент Академии военных наук Александр Бартош.
«И вообще, война роботов – это почти неизбежное будущее. Это, кстати, понимают в США и Китае, где вплотную занимаются этим направлением. Отставание же России в развитии беспилотной военной техники чревато для ВС РФ ростом потерь живой силы и снижением темпов наступательных операций», – предупреждает военный эксперт.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, Международный военно-технический форум «Армия-2022» открылся в понедельник в конгрессно-выставочном центре «Патриот». В рамках форума, который продлится до воскресенья, около 1,5 тысяч предприятий оборонно-промышленного комплекса России представят более 1000 новых образцов военной техники. Минобороны планирует заключить на форуме контракты на сумму более 522 млрд рублей.